ЗУБОТЕХНИЧЕСКАЯ БОРМАШИНА Российский патент 1996 года по МПК A61C1/06 

Описание патента на изобретение RU2056806C1

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к устройствам, используемым при протезировании зубов.

Известны бормашины, включающие размещенный в корпусе малогабаритный электродвигатель, вал которого связан посредством муфты сцепления с цангой для крепления рабочего инструмента, систем токоподвода, управления и охлаждения.

Наиболее близкой к данному техническому решению является бормашина [1] содержащая малогабаритный коллекторный электродвигатель постоянного тока, заключенный в гильзе, закрытой крышкой и втулкой. С валом электродвигателя посредством полумуфты, штифта и толкателя с пружиной соединен шпиндель, внутри которого находится зажимная цанга.

Данная бормашина, особенно при использовании для обтачивания зубов при протезировании, не обеспечивает комфортных условий: высоких скоростей вращения рабочего инструмента, низкого уровня шума и вибраций, необходимых условий охлаждения двигателя.

С целью обеспечения вышеупомянутых качеств в бормашине, выполненной согласно изобретению, использован бесконтактный двигатель с беззубцовым якорем и соответствующим образом организованной системой охлаждения.

На фиг. 1 показана схема зуботехнической бормашины; на фиг. 2 блок-схема системы управления.

Бормашина зуботехническая содержит цилиндрический корпус 1 (фиг. 1), на внутренней поверхности которого размещен статор двигателя с пакетом якоря 2 и обмоткой 3 (например, трехфазной). В пакете якоря 2 выполнены соосные вентиляционные каналы 4. Вал 5 ротора 6 двигателя имеет крепление в двух подшипниковых узлах 7. Хвостовик вала 5 сочленен с муфтой 8 сцепления с цангой, в которой крепится рабочий инструмент (не показан). Между ротором двигателя и передним подшипниковым узлом на валу 5 установлен вентилятор (например, центробежный) 9, напротив лопастей которого по окружности корпуса выполнены ряды отверстий 10 для выхода охлаждающего воздуха. На корпусе 1 устанавливается юбка 11, обеспечивающая между нею и корпусом зазор для прохождения охлаждающего воздуха от вентиляционных отверстий 10 в корпусе 1 к заднему торцу корпуса 1 к отверстиям 12. В съемной крышке 13 выполнены вентиляционные отверстия 14, обеспечивающие засасывание воздуха в двигатель. Через крышку 13 проходит изолированный от крышки кабель 15 к монтажной плате 16, вмонтированной в задний подшипниковый узел 7, через которую напряжение питания подается на обмотку 3 статора двигателя. Ротор двигателя содержит магнит 17 и вблизи торца магнита 17 с зазором относительно него на плате 18 размещены датчики 19 положения ротора бесконтактного двигателя (например, элементы Холла), связанные с системой управления скоростью вращения двигателя (не показана).

Бормашина имеет четыре самостоятельных узла: корпус 1 с якорем двигателя, ротор 6 с магнитом 17, валом 5 и вентилятором 9, передний подшипниковый узел 7; задний подшипниковый узел 7 с монтажной платой 16, платой 18 и датчиками 19 положения ротора и отдельные детали системы охлаждения, крепления (юбка 11, съемная крышка 13) и токоподвода (кабель 15). Это улучшает ремонтнопригодность бормашины, т.к. позволяет легко разбирать ее. Якорь 2 двигателя беззубцовый (гладкий), что упрощает конструкцию, снижает потери в стали (что особенно важно при высоких скоростях), уменьшает зубцовые пульсации и, следовательно, акустические шумы. Конструкция бормашины обеспечивает прохождение через нее охлаждающего воздуха. Воздух для охлаждения забирается через отверстия 14 задней крышки 13, отверстия в заднем подшипниковом узле 7 (не показаны) и выбрасывается через отверстия 10, выполненные по окружностям корпуса 1. Затем охлаждающий воздух проходит еще раз вдоль машины по зазору между корпусом 1 и юбкой 11 и выбрасывается через кольцевое отверстие 12. Наличие юбки 11 позволяет не только улучшить условия охлаждения, но и обеспечивает крепление переднего подшипникового узла к корпусу 1 без дополнительных винтов, приклеивания и т.д. что упрощает технологию и повышает ремонтоспособность.

Показанная на чертеже зуботехническая бормашина выполнена со следующими техническими характеристиками:
мощность 100 Вт;
скорость вращения 40000 об/мин;
диапазон регулирования 1:10.

Бормашина работает следующим образом.

На обмотку 3 якоря (например, трехфазную) через преобразователь постоянного напряжения в переменное системы управления подается трехфазное напряжение, частота которого соответствует скорости вращения ротора 6. Связь выходной частоты преобразователя со скоростью вращения ротора осуществляется благодаря наличию трех датчиков 19, управляемых магнитным потоком от магнита 17 ротора 6. Взаимодействие тока якоря с потоком постоянного магнита приводит к появлению момента, вызывающего вращение ротора 6 со скоростью, определяемой параметрами обмотки якоря, магнита, напряжения питания и пр. Вращение через муфту 8 передается на цангу и на рабочий инструмент (не показаны).

На фиг. 2 приведена блок-схема системы управления, которая обеспечивает преобразование первичного напряжения (например, 220 В, 50 Гц) в постоянное напряжение заданной величины (например, 40 В) с помощью вторичного источника электропитания ВИЭП 20 и последующее его преобразование в переменное (например, трехфазное) с помощью преобразователя напряжения ПН 21, выполненного, например, по трехфазной мостовой схеме. Выходное напряжение ПН 21 поступает на обмотку якоря 22. Частота этого напряжения строго пропорциональна частоте вращения ротора 23, т.к. усилитель-формирователь УФ 24, получающий питание от ВИЭП 20, обеспечивает переключение ключей ПН по сигналам от датчиков положения ротора ДПР 25, жестко связанным с частотой вращения ротора 23. Изменение частоты вращения ротора двигателя осуществляется путем изменения величины напряжения питания, подводимого к обмотке якоря 22, пропорционального входу напряжению Uвх, поступающему на вход регулятора Р 26, при этом регулятор через УФ 24 осуществляет изменение напряжения на обмотке якоря любым известным методом (например, методом широтно-импульсной модуляции). Питание Р 26 также, как и питание УФ 24, осуществляется от ВИЭП 20.

Использование бесконтактного приводного двигателя в сочетании со всеми вышеупомянутыми конструктивными особенностями бормашины придает ей существенные преимущества перед известными бормашинами: снижение акустических шумов и вибраций, снятие ограничений по скорости вращения, увеличение срока службы, улучшение ремонтопригодности, полное устранение профилактики, упрощение технологии изготовления.

Похожие патенты RU2056806C1

название год авторы номер документа
МИКРОМОТОР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Дроганов В.П.
  • Комаров Д.М.
  • Свиридов К.Н.
RU2187189C2
Двухпакетная индукторная электрическая машина с комбинированным возбуждением (варианты) 2018
  • Ковалев Константин Львович
  • Ильясов Роман Ильдусович
  • Кован Юрий Игоревич
  • Дежин Дмитрий Сергеевич
  • Егошкина Людмила Александровна
RU2696273C1
Бесконтактный двухпакетный ветрогенератор постоянного тока 2020
  • Кашин Яков Михайлович
  • Князев Алексей Сергеевич
RU2736326C1
ВЕНТИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПРИВОДА МЕХАНИЗМОВ БЫТОВОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ 1992
  • Куликов Н.И.
RU2081497C1
Униполярный электромеханический накопитель 1989
  • Алиевский Борис Львович
  • Ледовская Наталия Евгеньевна
SU1728941A1
Кинетический накопитель энергии с супермаховиком 2019
  • Антипов Виктор Николаевич
  • Грозов Андрей Дмитриевич
  • Иванова Анна Владимировна
RU2710590C1
ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2001
  • Плотников П.К.
  • Мельников А.В.
RU2206955C2
Регулируемая магнитоэлектричес-КАя МАшиНА 1979
  • Бабак Александр Георгиевич
  • Бертинов Альберт Иосифович
  • Куликов Николай Иванович
SU824381A1
Униполярная машина переменного тока 1977
  • Алиевский Борис Львович
SU657533A1
БЕСКОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437201C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 056 806 C1

Реферат патента 1996 года ЗУБОТЕХНИЧЕСКАЯ БОРМАШИНА

Использование: изобретение относится к медицинской технике, в частности к устройствам, используемым при протезировании зубов. Сущность изобретения: бормашина зуботехническая содержит цилиндрический корпус 1, на внутренней поверхности которого размещен статор двигателя с пакетом якоря 2 и обмоткой 3. В пакете якоря 2 выполнены соосные каналы 4. Вал 5 ротора 6 двигателя имеет крепление в двух подшипниковых узлах 7. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 056 806 C1

ЗУБОТЕХНИЧЕСКАЯ БОРМАШИНА, содержащая корпус, съемную крышку с кабелем, приводной электродвигатель, размещенный в корпусе, вал которого закреплен в двух подшипниковых узлах и соединен посредством муфты с цангой для крепления рабочего инструмента, отличающаяся тем, что в качестве приводного двигателя использован бесконтактный двигатель постоянного тока с пакетом якоря, размещенным на внутренней поверхности корпуса, и обмоткой, причем в пакете якоря выполнены соосно вентиляционные каналы, корпус снабжен юбкой, которая образует с ним вентиляционный канал вдоль корпуса, а на валу двигателя между ротором, содержащим магнит, и передним подшипниковым узлом закреплен вентилятор, напротив лопастей которого по окружности корпуса выполнены ряды отверстий, в крышке выполнены вентиляционные отверстия, на заднем подшипниковом щите установлена монтажная плата с кабелем напряжения питания, а на плате со стороны торца магнита с зазором относительно него установлены датчики положения ротора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2056806C1

0
SU158376A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1

RU 2 056 806 C1

Авторы

Куликов Н.И.

Патласов С.И.

Даты

1996-03-27Публикация

1992-07-07Подача