Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам и может быть использовано в тяговых сетях переменного тока промышленного электрофицированного транспорта.
Известно вольтодобавочное устройство для тяговой сети переменного тока, содержащее вольтодобавочный трансформатор с первичной обмоткой, включенной во входную сеть тяговой подстанции, и вторичной обмоткой, объединенной одним выводом с первичной, и последовательный LC-контур.
Недостатком известного устройства является периодичность использования вольтодобавочной обмотки.
Техническим результатом изобретения является обеспечение непрерывной работы вольтодобавочной обмотки путем пропуск по ней тока нагрузки и емкостного тока без электромагнитной развязкой одновременно, что уменьшит потери мощности в тяговой цепи и вольтодобавочном трансформаторе и стабилизирует напряжение на вольтодобавочной обмотке.
Для достижения технического результата в вольтодобавочное устройство, содержащее трансформатор с первичной обмоткой, включенной в выходную цепь тяговой подстанции, и вторичной обмоткой, объединенной одним выводом с первичной обмоткой, и последовательный LC-контур, введены два ключевых элемента для выбора режима работы вольтодобачовного устройства, причем LC-контур подсоединен параллельно вторичной обмотке, вход первого ключевого элемента соединен с одним выводом вторичной обмотки, а вход второго ключевого элемента с другим выводом вторичной обмотки, при этом выходы ключевых элементов, образуя общую точку, подключены к контактной сети.
На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 схема замещения устройства для режима максимальной нагрузки; на фиг. 3 векторная диаграмма токов.
Устройство содержит трансформатор 1, конденсаторную батарею 2 и индуктивный реактор 3, образующие последовательный LC-контур, два ключевых элемента 4 и 5 для выбора режима работы устройства. Трансформатор имеет первичную обмотку 6 и вторичную (вольтодобавочную) обмотку 7. Первичная обмотка 6 подсоединена к наиболее нагруженной фазе 8 тяговой обмотки тягового трансформатора 9. Обмотка 7 подключена к последовательному LC-контуру. К выводам обмотки 7 подсоединены входы ключевых элементов 4 и 5, которые своими выходами, образуя общую точку, подключены к фидеру контактной сети. Обмотки 6 и 7 образуют общий узел 10. Тяговая нагрузка 11 получает напряжение по цепи: контактная сеть 12 рельс 13.
Устройство работает следующим образом.
В режиме средней установившейся нагрузки ключевой элемент 4 замкнут, ключевой элемент 5 разомкнут. Вольтодобавочная обмотка 7 нагружена емкостным током конденсаторной батареи 2.
Iк= ≈ 900A
Этот ток трансформируется в первичную обмотку устройства и распределяется по фазам тяговой обмотки трансформатора 9. При среднем токе нагрузки Iэ= 120 А по обоим плечам питания и емкостном токе, приведенном к напряжению 27,5 кВ, I'к=124 А в отстающем плече, обеспечивается почти полное симметрирование токов в тяговой обмотке, компенсация реактивных составляющих в токах фаз, а, следовательно, стабилизацию напряжения в нагруженных отстающей и опережающей фазах (Δ Uот= Δ Uоп=0), минимизация потери мощности в тяговом трансформаторе. Напряжение в тяговой сети достаточно высокое. Вольтодобавка не требуется.
Режим максимальной рабочей нагрузки. Iэmax 840 А протекает отстающему плечу питания, по опережающему плечу ток 300 А. В этом случае в отстающей фазе тягового трансформатора ТДТНЭ-40000 с первичным напряжением 110 кВ и Uк=10,5% только током Iэmax создается потеря напряжения, равная 2000 В. Кроме этого, током опережающего плеча создается потеря напряжения в отстающей фазе 600 В. Таким образом, на отстающем плече создается потеря напряжения 2600 В. Если учесть, что и в тяговой сети создается потеря напряжения порядка 2000 3000 В, то на наиболее электрически удаленном электровозе будет напряжение 22-23 кВ. В этих условиях необходимо ввести вольтодобавочную обмотку в цепь тягового тока отстающего плеча, для этого элемент отключается, а элемент 5 включается. При этом на вторичную обмотку 7 ВДУ подается напряжение 3440 B. Ток LC-контура, вызванный напряжением вольтодобавочной обмотки, составит
I I 837A, где Xк емкостное сопротивление LC-контура.
На фиг. 2 и 3 введены следующие обозначения: EDot1 ЭДС тяговой обмотки; EDot2 эквивалентная ЭДС вольтодобавочной обмотки, без учета потери напряжения в индуктивном сопротивлении;
XL7 индуктивное сопротивление вольтодобавочной обмотки 7;
Хк результирующее емкостное сопротивление LC-контура;
Хк=(ХС2-XL3),
Согласно векторной диаграммы, напряжение в тяговой сети
+-X; +Xк,
Напряжение вольтодобавочной обмотки 7
= Xк; = -I2•X.
Результирующие токи в вольтодобавочной обмотке (), LC-контуре
(): = +; = -.
Ток нагрузки по вольтодобавочной обмотке 7 и LC-контуру распределяется соответственно векторной суммы = +, где ток в индуктивности XL7 обмотки 7, ток в результирующей емкости LC-контура с сопротивлением Xк. Одновременно, используя принцип наложения, на векторной плоскости изображен вектор тока , вызванный ЭДС вторичной обмотки 7. Этот ток, как чисто емкостной ток компенсирующего устройства, замыкается через сопротивление Хк LC-контура и обмотку 7 с индуктивным сопротивление XL7. В результате по сопротивлению Хк протекает ток = -, а по сопротивлению вторичной обмотки ХL7 протекает ток = +. На векторной диаграмме (фиг. 2 и 3) намеренно увеличен вектор . В действительности при >20 эта составляющая многократно меньше и без заметной погрешности можно принять = ; = . При =840 А, его реактивная составляющая Iэ.р.max=840•sin 37о=504 А. Емкостной ток =837А. Следовательно, по вольтодобавочной обмотке 7 протекает результирующая емкостная составляющая 837-504=333 А. Результирующий модуль тока в обмотке 7 составит 750A I2. Если бы конденсаторной батареи к обмотке 7 не было бы подключено, то по ней протекал бы ток Iэ.max=840 А. Следовательно, за счет протекания тока 750 А вместо 840 А потеря мощности в активном сопротивлении обмотки 7 уменьшается на 20% Кроме того, емкостной составляющей тока 333А в индуктивном сопротивлении вторичной обмотки 7 создается отрицательная потеря напряжения порядка 0,09•333=30 В.
Следует также отметить, что в рассматриваемом устройстве исключена компенсационная обмотка. Если бы ток емкостной компенсации формировался в отдельной компенсационной обмотке, то была бы еще потеря активной мощности при токе = 837 А порядка 4 кВт, а при токе =840 А без LC-контура в вольтодобавочной обмотке 7 была бы также потеря мощности порядка 4 кВт. Таким образом, по сравнению с прототипом в одинаковых условиях нагрузки в заявляемом устройстве снижается потеря мощности по элементам вторичного напряжения на 55-60% С исчезновением максимальной нагрузки (установлением средних размеров движения без тяжелых поездов) необходимо вольтодобавочную обмотку 7 из вольтодобавки вывести, сохранив протекание по ней емкостного тока LC-контура. Для этого ключевой 5 элемент отключается, а ключевой элемент 4 выключается. Схема ВДУ переходит в исходное состояние. При использовании в качестве ключевых элементов 4 и 5 надежных высоковольтных тиристорных выключателей ВДУ может регулироваться непрерывно с учетом кратковременных нагрузок. Исключение из коммутируемых цепей конденсаторов позволяет обеспечить более надежную работу предлагаемого устройства. В зависимости от соотношения средних и максимальных нагрузок на основе трансформатора ОРМЖ-10000/27,5 имеющего отпайки во вторичных обмотках, для конкретных условий системы тягового электроснабжения можно подобрать ВДУ, обеспечивающее значительно лучшие показатели по сравнению с известными устройствами аналогичного назначения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВОЛЬТОДОБАВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1991 |
|
RU2007306C1 |
Устройство емкостной компенсации на посту секционирования электрифицированной железной дороги | 1987 |
|
SU1532362A1 |
Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока | 1989 |
|
SU1710384A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ | 1990 |
|
RU2011569C1 |
Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока | 1989 |
|
SU1710383A1 |
Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока | 1987 |
|
SU1572852A1 |
Устройство для дугозащитного шунтирования воздушного промежутка контактной сети переменного тока | 1990 |
|
SU1791186A1 |
Стабилизированный преобразователь постоянного напряжения в постоянное | 1989 |
|
SU1746496A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2063344C1 |
Устройство электроснабжения электрофицированных железных дорог переменного тока | 1989 |
|
SU1654056A1 |
Использование: в тяговых сетях переменного тока промышленного электрифицированного транспорта. Сущность изобретения: устройство содержит трансформатор 1, конденсаторную батарею 2, индуктивный реактор 3, два ключевых элемента 4 и 5. Трансформатор имеет первичную 6 и вторичную 7 обмотки. Вольтодобавочное устройство имеет последовательный LC-контур, образованный конденсаторной батареей и индуктивным реактором. 3 ил.
ВОЛЬТОДОБАВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащее вольтодобавочный трансформатор с первичной обмоткой, включенной в выходную цепь тяговой подстанции, и вторичной обмоткой, объединенной одним выводом с первичной обмоткой, и последовательный LC-контур, отличающееся тем, что в него введены два ключевых элемента для выбора режима работы вольтодобавочного устройства, причем LC-контур подсоединен параллельно упомянутой вторичной обмотке, вход первого ключевого элемента соединен с одним выводом вторичной обмотки, а вход второго ключевого элемента с другим выводом вторичной обмотки, при этом выходы ключевых элементов, образуя общую точку, подключены к контактной сети.
Косарев Б.И | |||
и др | |||
Применение многоцелевого вольтодобавочного трансформатора для повышения надежности тягового электроснабжения | |||
Журнал "Вестник ВНИИЖТ", N 7, 1990, с.22-26. |
Авторы
Даты
1996-04-10—Публикация
1992-05-25—Подача