Изобретение относится к судостроению, а именно к водореактивным движителям, и может быть использовано в качестве привода для судов различного назначения, а также в качестве двигателя-насоса для циркуляционных контуров.
Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является водометный движитель для судов, содержащий жидкопоршневой двигатель, состоящий из последовательно соединенных испарителя с внешним подводом теплоты, выполненного в виде канала, заглушенного со стороны верхнего торца, парожидкостного канала, холодильника и нагнетательно-всасывающей трубы, заполненных рабочей жидкостью, при этом испаритель и парожидкостной канал установлены вертикально, а холодильник и нагнетательно-всасывающая труба установлены ниже ватерлинии судна. Данный движитель имеет ограничение на единичную мощность, что обусловлено большим разбросом площади контакта жидкости с теплообменной поверхностью при входе ее в испаритель из-за расплескивания жидкости в канале движителя на границе раздела фаз при увеличении канала и качке судна. Это также приводит к неустойчивости работы движителя и, как следствие, снижению надежности его работы. Кроме того, недостатком данного двигателя являются сильные рывки при работе, обусловленные редкими, но мощными выбросами воды из нагнетательно-всасывающей трубы.
Целью изобретения является повышение КПД, единичной мощности, устойчивости и надежности работы водометного движителя.
Поставленная цель достигается тем, что водометный движитель, содержащий жидкопоршневой двигатель, состоящий из последовательно соединенных испарителя с внешним подводом теплоты, выполненного в виде канала, заглушенного со стороны верхнего торца, парожидкостного канала, холодильника и нагнетательно-всасывающей трубы, заполненных рабочей жидкостью, при этом испаритель и парожидкостной канал установлены вертикально, а холодильник и нагнетательно-всасывающая труба установлены ниже ватерлинии судна, дополнительно снабжен струйным преобразователем с водореактивным каналом, содержащим заборный и нагнетательный патрубки, и вторым жидкопоршневым двигателем, идентичным первому, нагнетательно-всасывающие трубы каждого из которых подсоединены к водореактивной трубе симметрично относительно оси последнего и под острым к нему, испаритель каждого двигателя выполнен в виде канала с установленными на его наружной поверхности двумя продольными ребрами, расположенными под углом друг к другу, внутренняя полость каждого из которых сообщена с каналом испарителя, причем испарители обоих двигателей соединены между собой по боковым граням ребер с образованием полости камеры сгорания, в нижней части которой размещена горелка, причем одинаковые части объемов каждого испарителя заполнены газом, неконденсирующимся в диапазоне рабочих температур, камера сгорания с испарителя размещена в теплоизоляционной оболочке, выполненной в виде перевернутого стакана и установлена с зазором по отношению к наружной поверхности испарителя, вокруг оболочки размещена с зазором полая обечайка, выполняющая роль регенеративного воздухоподогревателя, с возбухозаборным патрубком в верхней ее части и воздухоподводящим патрубком, размещенным под горелкой, а в верхней части обечайки установлена тяговая труба, участок каждого парожидкостного канала, примыкающий к испарителю, имеет коническую форму, меньшее основание которого подключено к испарителю, в каждом парожидкостном канале установлена вставка с продольными каналами одинакового сечения и формы, нижний торец которой примыкает к соответствующему холодильнику, выполненному в виде пучка продольных труб, концы которых герметично закреплены в трубные доски, причем каналы вставки сопряжены с каналами труб холодильника, а отверстия в трубной доске, примыкающей к вставке, имеют плавный переход от формы и размеров сечения каналов вставки к форме и размерам каналов труб холодильника, в каждой нагнетательно-всасывающей трубе герметично установлена тонкая эластичная поперечная перегородка, отделяющая рабочую жидкость от перекачиваемой забортной воды, на каждом жидкопоршневом двигателе установлен байпасный канал с обратным клапаном, перекрывающим канал во время рабочего хода, верхний патрубок которого подключен к участку парожидкостного канала конической формы, а нижний патрубок к нагнетательно-всасывающей трубе на участке с рабочей жидкостью между холодильником и эластичной перегородкой. Эластичная перегородка может быть выполнена в виде сильфона из эластичного материала, например термовлагостойкой резины. На заборном патрубке может быть установлен фильтр в виде сетки, а на торце верхнего патрубка байпасного канала установлен распылитель в виде сетки или аэрозольной форсунки.
На фиг.1 изображена принципиальная схема предлагаемого водометного движителя; на фиг. 2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 сечение В-В на фиг.1.
Водометный движитель содержит два жидкопоршневых двигателя, каждый из которых содержит последовательно соединенные испаритель 1, парожидкостной канал 2, холодильник 3 и нагнетательно-всасывающую трубу 4. Испаритель 1 каждого жидкопоршневого двигателя выполнен в виде канала 5 с установленными на его наружной поверхности двумя продольными полыми ребрами 6, расположенными под углом друг к другу, внутренняя полость каждого из которых сообщена с каналом 5 испарителя 1. Испарители 1 обеих двигателей соединены между собой по боковым граням ребер 6 с образованием полости камеры 7 сгорания, в нижней части которой размещена горелка 8 с топливоподводом 9. Камера 7 сгорания с испарителями 1 размещена в теплоизоляционной оболочке 10, выполненной в виде перевернутого стакана, и установлена с зазором по отношению к наружной поверхности испарителя 1. Вокруг оболочки 10 размещена с зазором полая обечайка 11, выполняющая роль регенеративного воздухоподогревателя с воздухозаборным патрубком 12 в верхней его части и воздухоподводящим патрубком 13, размещенным под горелкой 8, а в верхней части обечайки 11 установлена тяговая труба 14. Участок каждого парожидкостного канала 2, примыкающий к испарителю 1 имеет коническую форму, меньшее основание которого подключено к испарителю 1. В каждом парожидкостном канале установлена вставка 15 с продольными каналами 16 одинакового сечения и формы, нижний торец которой примыкает к соответствующему холодильнику 3, выполненному в виде продольных труб 17, концы которых герметично закреплены в трубные доски 18 и 19. Каналы 16 вставки 15 сопряжены с каналами труб 17 холодильника 3, а отверстия в трубной доске 18, примыкающей к вставке 15, имеют плавный переход от формы и размеров сечения каналов 16 вставки 15 к форме и размерам каналов труб 17 холодильника 3. В каждой нагнетательно-всасывающей трубе 4 герметично установлена эластичная поперечная перегородка, отделяющая рабочую жидкость от перекачиваемой забортной воды, выполненная, например, в виде резинового сильфона 20. На каждом двигателе установлен байпасный канал 21 с обратным клапаном 22, перекачивающим байпасный канал 21 во время рабочего хода. Верхний патрубок 23 байпасного канала 21 подключен к участку парожидкостного канала конической формы, а нижний патрубок 24 подключен к нагнетательно-всасывающей трубе 4 на участке с рабочей жидкостью между холодильником 3 и сильфоном 20. На торце верхнего патрубка 23 байпасного канала 21 установлен распылитель в виде перфорированной заглушки 25. Нагнетательно-всасывающие трубы 4 каждого двигателя подсоединены к струйному преобразователю 26 с водореактивным каналом 27, содержащим заборный 28 и нагнетательный 29 патрубки. На заборном патрубке 28 установлен фильтр 30 в виде сетки. Струйный преобразователь 26 представляет собой устройство, в котором возвратно-поступательное движение жидкости в жидкопоршневых двигателях преобразуется в направленное движение жидкости. Участок водореактивного канала 27 в месте подключения к нему нагнетательно-всасывающих труб представляет собой камеру смешения 31. На оси 39, установленной в водореактивном канале 27 на входе в смесительную камеру 32 подвижно закреплена перегородка 33, которая под действием потоков жидкости из нагнетательно-всасывающих труб жидкопоршневых двигателей отклоняется периодически то к одной стенке водореактивного канала, то к другой. Жидкопоршневые двигатели в рабочем положении устанавливаются вертикально, а холодильники 3 и нагнетательно-всасывающие трубы 4 и струйный преобразователь 26 размещаются ниже ватерлинии судна. Водореактивный канал 27 в рабочем положении занимает горизонтальное положение.
Водометный движитель работает следующим образом.
Перед началом работы жидкопоршневые двигатели заполняются рабочей жидкостью, а нагнетательно-всасывающие трубы 4 и струйный преобразователь 26 заправляются забортной водой. Затем в каждый испаритель 1 вводятся одинаковые порции газа, неконденсирующегося в диапазоне рабочих температур. После подготовки водометного движителя к работе, к рабочему телу в каждом испарителе 1 подводится, а в холодильниках 3 от него отводится теплота. Теплота нагревающей среды в камере 7 сгорания передается рабочему телу. В качестве рабочего тела в жидкопоршневых двигателях используется парогазовая смесь и рабочая жидкость. Жидкость рабочего тела в испарителях 1 нагревается и испаряется, а образующийся пар нагревается вместе с газом, что приводит к увеличению в нем давления парогазовой смеси. Под действием давления парогазовой смеси рабочая жидкость перемещается по парогазожидкостному адиабатическому каналу 2, холодильнику 3 и нагнетательно-всасывающей трубе 4, из-под которой давлением рабочей жидкости 34 через эластичную перегородку забортная вода 35 перемещается в струйный преобразователь 26. В струйном преобразователе 26 часть забортной воды из нагнетательно-всасывающей трубы 4 жидкопоршневого двигателя поступает в нагнетательный патрубок 29 водореактивного канала 27 вместе с эжектируемой забортной водой из забортного патрубка 28, другая часть поступает в нагнетательно-всасывающую трубу 4 спаренного жидкопоршневого движителя вместе с забортной жидкостью из заборного патрубка 28. В случае использования в смесительной камере 31 подвижно закрепленной перегородки 33 забортная вода из нагнетательно-всасывающей трубы 4 жидкопоршневого двигателя поступает вместе с эжектируемой забортной водой из заборного патрубка 28 в нагнетательный патрубок 29 водореактивного канала 27, а одновременно из заборного патрубка 28 водореактивного канала забортная вода поступает в нагнетательно-всасывающую трубу 4 спаренного жидкопоршневого двигателя, где рабочая жидкость совершает обратный ход, то есть жидкопоршневые двигатели работают в противофазе.
Процесс расширения парогазовой смеси над жидкостью в парожидкостном адиабатическом канале 2 протекает по принципу затопленных парогазовых струй с образованием в жидкости в конце рабочего хода парогазовых пузырьков и образованием значительного прогиба поверхности с увеличением площади этой поверхности. Это позволяет интенсифицировать процесс конденсации отработанного пара в конце рабочего хода за счет увеличения теплообменной поверхности между паром и жидкостью при образовании конуса конденсации и парогазовых пузырьков. Интенсификация процесса конденсации отработанного пара ускоряет этот процесс и обеспечивает более полную его конденсацию. Унос парогазовых пузырьков из водометного движителя предотвращается путем установки в нагнетательно-всасывающей трубе 4 эластичной перегородки 20. Эластичная перегородка 20 также отделяет рабочую жидкость от перекачиваемой забортной воды, что позволяет использовать в качестве рабочей жидкости не только воду, но также и другие жидкости, которые обеспечивают наибольшую термодинамическую эффективность в рабочем диапазоне температур.
После конденсации отработанного пара, охлаждения неконденсирующегося газа и отвода тепла от рабочей жидкости в холодильнике 3 завершаются процессы рабочего хода. Как только давление парогазовой смеси в рабочем объеме за счет конденсации отработанного пара и перехода части газа в жидкость в виде пузырьков станет ниже давления в рабочем объеме спаренного жидкопоршневого двигателя, начнется обратное движение жидкости в сторону испарителя 1. Введение вставки 15 в парожидкостной канал 2 позволяет увеличить количество парогазовых пузырьков в рабочей жидкости в конце рабочего хода. Во время рабочего хода обратный клапан 22 на байпасном канале 21 закрыт. Закрытие обратного клапана 21 происходит в момент завершения обратного хода и начала рабочего хода, то есть в момент повышения давления в рабочем объеме двигателя. В момент закрытия обратного клапана 22 рабочая жидкость полностью заполняет байпасный канал 21, которая остается в нем вплоть до завершения рабочего хода, то есть к моменту завершения рабочего хода холодная рабочая жидкость в байпасном канале 21 находится на уровне верхнего патрубка 23. Оставшиеся к этому моменту в рабочем объеме отработанный пар и неконденсирующийся газ, после конденсации пара и охлаждения газа в холодильнике, ограничивают снижение давления в рабочем объеме до минимально возможного значения. Установка же байпасного канала 21 с обратным клапаном 22 позволяет во время обратного хода жидкого поршня ввести в рабочий объем распыленную холодную рабочую жидкость, которая впрыскивается в рабочий объем через пеpфоpиpованную заглушку 25 при открытом обратном клапане 22, после снижения давления парогазовой смеси в результате ее охлаждения в холодильнике 3 и при движении рабочей жидкости в обратном направлении через холодильник 3 и парожидкостный канал 2 к испарителю 1. Впрыск холодной рабочей жидкости в рабочий объем позволяет существенно снизить минимальное давление в рабочем объеме. Это увеличивает перепад давления в термодинамическом цикле, в результате чего повышается КПД термодинамического цикла.
Процессы рабочего хода включают расширение рабочего тела с подводом тепла и совершением работы; конденсацию пара из парогазовой смеси в конце рабочего хода на поверхности жидкости, инжектируемой из пристенного слоя в зону конденсации; образование газовых пузырьков в основном потоке жидкости; понижение давления в рабочем объеме ниже давления насыщения жидкости, инжектируемой в основной поток; отвод в холодильнике части отработанного тепла.
После остановки жидкого поршня, под действие разницы давлений, образовавшейся в конце рабочего хода, начинается ускоренное движение рабочей жидкости вместе с парогазовыми пузырьками и перекачиваемой жидкости в обратную сторону к испарителю 1. Как указывалось выше в процессе обратного хода в рабочий объем двигателя впрыскивается холодная рабочая жидкость из байпасного канала 21, обеспечивающая конденсацию оставшегося в рабочем объеме отработанного пара и охлаждения неконденсирующегося газа.
При понижении давления рабочей жидкости пузырьки неконденсирующегося газа являются очагами испарения в них окружающей рабочей жидкости и аккумулируют ее тепловую энергию. Испарение рабочей жидкости в объеме пузырьков сопровождается ее охлаждением, в результате чего уменьшается количество тепла передаваемого от рабочей жидкости окружающей среде в холодильнике 3. При ускоренном движении двухфазного потока парогазовые пузырьки, имеющие значительно меньшую присоединенную массу, должны приобрести большее ускорение по сравнению с жидкостью, что приведет к концентрации их у границы раздела фаз. По мере приближения к поверхности раздела фаз пузырьки будут попадать в область более низкого давления и их размеры будут увеличиваться, а давление понижаться. Понижение давления в пузырьках приведет к дальнейшему испарению в них жидкости и, следовательно, к дальнейшему ее охлаждению. Пузырьки, достигшие границы с рабочим объемом, разрываются с выбросом парогазовой смеси в рабочий объем и образованием над жидкой фазой мелких капель, которые будут попадать в испаритель 1 и испаряться на теплообменных поверхностях испарителя 1, повышая давление в рабочем объеме двигателя. Повышение давления в рабочем объеме приведет к дальнейшей концентрации пузырьков у границы раздела фаз приближении рабочей жидкости к испарителю 1 и их несимметричному схлопыванию с образованием высокоскоростных струй из окружающей пузырьки жидкости, нагреваемой в процессе их схлопывания. Эти струи практически мгновенно попадают в испаритель 1 на его теплообменные поверхности. Возможно также, что при движении рабочей жидкости к испарителю 1 часть ее, насыщенная парогазовыми пузырьками, в виде пены войдет в испаритель 1. Однако, в обеих случаях в испаритель 1 попадает ограниченное дозированное количество жидкости, которая полностью испаряется на теплообменных поверхностях испарителя 1. Жидкость при обратном ходе останавливается у входа в испаритель 1 из-за резкого увеличения давления в рабочем объеме в результате описанных выше процессов, что существенно уменьшает необратимые потери на нагревание жидкости и последующего отвода теплоты без совершения работы. Перед входом в испаритель 1 пузырьки сжимаются с повышением термодинамического потенциала их содержимого, которое выбрасывается из рабочей жидкости в испаритель 1 с образованием брызг и струй, возвращая тем самым в зону нагрева парогазовую смесь повышенного потенциала для повторного использования. Жидкость, попавшая в испаритель 1 при дозированном впрыске, испаряется, а образовавшийся пар перегревается вместе с нагреванием неконденсирующегося газа. Перегрев пара и нагрев газа до температур, превышающих температуру насыщенного пара, позволяет увеличить перепад температур в термодинамическом цикле, что вместе с регенеративным возвратом тепла в испаритель обеспечивает существенное повышение КПД термодинамического цикла предложенного водометного движителя. На этом завершаются процессы обратного хода, после чего цикл повторяется в указанной последовательности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Парожидкостный двигатель | 1991 |
|
SU1776876A1 |
Парожидкостный двигатель | 1991 |
|
SU1776824A1 |
Отопительно-вентиляционный агрегат | 1991 |
|
SU1798606A1 |
Парожидкостный двигатель | 1991 |
|
SU1806276A3 |
ПАРОЖИДКОСТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1994 |
|
RU2081345C1 |
Дождевальная установка | 1990 |
|
SU1819134A3 |
Парожидкостный двигатель | 1977 |
|
SU675198A1 |
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПЛАВСРЕДСТВА С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2001 |
|
RU2185998C1 |
Устройство для удаления плавающих жидкостей с поверхности воды | 1981 |
|
SU1093754A1 |
СИСТЕМА ЛУЧИСТО-КОНВЕКТИВНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ | 2008 |
|
RU2363895C1 |
Использование: судостроение, в качестве привода для судов различного назначения как надводных, так и подводных, а также в качестве двигателя-насоса для различных циркуляционных контуров. Сущность изобретения: двигательно-движительная установка содержит два жидкопоршневых двигателя с испарителями, парожидкостными каналами, холодильниками и нагнетательно-всасывающими трубами, заполненными рабочей жидкостью, струйными преобразователями с водореактивными каналами, содержащими заборный и нагревательный патрубки. Нагнетательно-всасывающие трубы каждой установки подсоединены к водореактивной трубе. Испарители двигателей соединены между собой с образованием полости камеры сгорания. В каждой нагнетательно-всасывающей трубе герметично установлена эластичная перегородка, отделяющая рабочую жидкость от перекачиваемой забортной воды, на каждом двигателе установлен байпасный канал с обратным клапаном, перекрывающем канал во время рабочего хода. 4 з. п. ф-лы, 4 ил.
Патент США N 3898800, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1996-04-10—Публикация
1991-12-25—Подача