СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПЛАВСРЕДСТВА С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ Российский патент 2002 года по МПК B63J2/12 B63H11/02 

Описание патента на изобретение RU2185998C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей плавсредства, например, катеров с водометным движителем.

Известна система охлаждения оборудования плавсредства, содержащая насос, теплообменники и емкости охлаждающей воды, которые совмещены с наружной обшивкой днища и бортов плавсредства, гидравлически сообщенные между собой приемными и отливными трубами [1].

Недостаток состоит в сложности системы.

Известна силовая установка насосной станции, содержащая двигатель, связанный с ним насос подачи заборной воды в расходную магистраль, включающий холодильник типа жидкость, трубопроводы с термостатическим клапаном и циркуляционный насос [2].

Недостаток данного устройства состоит в сложности изготовления жидкостного холодильника за счет выполнения двухзаходных спиральных каналов, образованных ребрами, размещением его снаружи расходной магистрали.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая радиатор с вентилятором, прокачивающий насос, трубопроводы, дополнительный теплообменник в виде змеевиковой камеры, примыкающий к поверхности водопроточного канала водометного движителя, термостат, двигатель [3].

Недостатком является то, что в данном конструктивном решении используются две системы охлаждения, что приводит к дополнительным затратам на оборудование, а также что теплообменник примыкает к поверхности водопроточного канала водометного движителя.

Предложена система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая трубопроводы, теплообменник, термостат, двигатель, водопроточный канал водометного движителя, в котором согласно изобретению теплообменник представляет собой холодильник типа жидкость-жидкость, предназначенный для снижения температуры охлаждающей жидкости двигателя. Теплообменник выполнен в виде цилиндра с двумя обечайками, причем внутренняя обечайка изготовлена из красной меди для улучшения теплообмена, а наружная обечайка изготовлена из стали и имеет два патрубка для подвода и отвода охлаждающей жидкости двигателя. Между обечайками имеется продольная перегородка.

Технический результат достигается также тем, что теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах корпуса водометного движителя перед винтом, так что внутренняя обечайка устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала и является составной частью туннеля водометного движителя.

Установка теплообменника в проточную часть водометного движителя позволяет значительно уменьшить площадь теплообменника за счет увеличения расхода охлаждающей воды проточной части движителя и исключить из системы насос, трубопроводы заборной воды, фильтры.

Изобретение усовершенствует известные системы жидкостного охлаждения, направленные на создание эффективной системы охлаждения двигателя в зависимости от нагрузки и поддержания стабильного теплового режима двигателя в изменяющихся условиях эксплуатации, а также сократить затраты на оборудование.

На фиг. 1 показан теплообменник в виде холодильника типа жидкость-жидкость в разрезе с сечением по А-А.

На фиг.2 схематично показана основная рабочая часть системы жидкостного охлаждения двигателя с водометным движителем.

Примером конкретного выполнения заявляемого изобретения является теплообменник в виде холодильника типа жидкость-жидкость (фиг.1), который состоит из внутренней обечайки 1, наружной обечайки 2, двух патрубков 3, продольной перегородки 4 и крепится к корпусу водометного движителя так, что внутренняя обечайка устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала 5. Теплообменник является основной рабочей частью системы жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем и работает следующим образом.

Охлаждающая жидкость заливается в горловину, расположенную на коллекторе, закрепленном в кожухе перед двигателем. Коллектор соединен шлангом с расширительным бачком, закрепленным на стенке капа МО. Подвод охлаждающей жидкости к теплообменнику и отвод ее к двигателю осуществляется по трубам 3. Далее охлаждающая жидкость двигателя (фиг.2) поступает в полость 2 между обечайками и циркулирует при открытом частично или полностью термостате, при этом совершая оборот вокруг внутренней обечайки 1, через которую тепло отводится в воду проточной части и внутренним стенкам водопроточного канала 4 водометного движителя.

Источники информации
1. А.с. 1527093, B 63 J 2/12.

2. А.с. 922300, F 01 P 3/20.

3. А.с. 369285, F 01 P 3/18. .

Похожие патенты RU2185998C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПЛАВСРЕДСТВА С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1973
  • П. В. Белов, А. С. Манюков А. В. Пыжиков
SU369285A1
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА 2001
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Буряков В.М.
  • Рогинский Е.Б.
RU2223460C2
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНОЕ ВОДОМЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 2014
  • Благирев Алексей Вячеславович
  • Воробьев Сергей Евгеньевич
  • Родионов Валерий Андреевич
RU2555396C1
МОДУЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, КОРПУС МОДУЛЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Шамаль Николай Леонидович
  • Мокроусов Дмитрий Сергеевич
  • Стептянин Сергей Николаевич
  • Наследов Алексей Анатольевич
RU2507404C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Шишкин Николай Константинович
  • Миронычев Михаил Андреевич
  • Меньшенин Павел Алексеевич
RU2293856C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Данилов А.В.
  • Шепилов Ю.Н.
  • Янчарук В.В.
  • Суслинников О.Ю.
RU2182238C2
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Шаталов Константин Васильевич
  • Крикун Игорь Иванович
  • Алибеков Руфат Исмаилович
  • Морозов Юрий Леонидович
RU2707787C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА-АМФИБИИ 2005
  • Джиббс Алан Тимоти
RU2420413C2
НАСОС СИСТЕМЫ ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 1993
  • Плеханова Т.П.
RU2083853C1
V-ОБРАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Чемерис А.И.
RU2167314C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 185 998 C1

Реферат патента 2002 года СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПЛАВСРЕДСТВА С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей плавсредства, например катеров с водометным движителем. Система содержит трубопроводы, теплообменник и термостат. Теплообменник выполнен в виде цилиндра с внутренними и наружными обечайками, имеющими перегородку, установленную между впускным и выпускным патрубками. Патрубки закреплены на наружной обечайке. Теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах. Внутренняя обечайка теплообменника устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала. Достигается эффективность системы охлаждения, поддержание стабильного теплового режима двигателя в изменяющихся условиях эксплуатации и сокращение затрат на оборудование. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 185 998 C1

1. Система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая трубопроводы, теплообменник, термостат, отличающаяся тем, что теплообменник выполнен в виде цилиндра с внутренними и наружными обечайками, имеющими перегородку, установленную между впускным и выпускным патрубками, которые закреплены на наружной обечайке и служат для подвода и отвода охлаждающей жидкости двигателя, теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах, причем внутренняя обечайка теплообменника устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что внутренняя обечайка изготовлена из красной меди для улучшения теплообмена.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2185998C1

СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПЛАВСРЕДСТВА С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 0
  • П. В. Белов, А. С. Манюков А. В. Пыжиков
SU369285A1
Внешний теплообменник судовойСиТЕМы ОХлАждЕНия 1977
  • Баранов Владимир Николаевич
  • Мазепов Виталий Геннадьевич
  • Старосельский Владимир Ярославович
  • Кваша Александр Емельянович
SU810554A1
US 4133284 А, 09.01.1979.

RU 2 185 998 C1

Авторы

Тарасенко В.П.

Малков П.В.

Башарин А.Ф.

Папков Л.С.

Логинов В.Н.

Даты

2002-07-27Публикация

2001-02-26Подача