ПЕРЕДВИЖНАЯ ОПАЛУБКА ДЛЯ БЕТОНИРОВАНИЯ ПЕРЕКРЫТИЙ Российский патент 1996 года по МПК E21D11/10 

Описание патента на изобретение RU2061181C1

Изобретение относится к строительству метрополитенов, а также промышленных сооружений и касается передвижной опалубки для бетонирования перекрытий станции метрополитена.

Известны передвижные опалубки для бетонирования свода станций метрополитена, например, опалубка для бетонирования станции Люблинской Московского метрополитена и возведения перекрытия станции Ясенево Московского метрополитена.

В известных передвижных опалубках опалубочные элементы жестко закреплены на опорной конструкции и являются неотъемлемой частью опорной конструкции, которая снабжена механизмами передвижения и подъема.

Такие опалубки просты в изготовлении и в работе и получили широкое распространение при возведении односводчатых станций и перегонных тоннелей метрополитенов.

Однако применение известных опалубок наиболее эффективно при возведении сводов или перекрытий без кессонов или с неглубокими кессонами. При бетонировании сводов или перекрытий с глубокими кессонами требуется подъем опалубки на большую высоту.

В поднятом положении опалубка опирается на четыре гидроцилиндра и при большой высоте подъема оказывается неустойчивой. Для придания устойчивости опалубке в поднятом положении применяются специальные боковые домкраты, которые упирают в возведенные ранее стены сооружения. При этом процесс подъема опалубки в рабочее положение и опускания ее для передвижения осложняется и становится небезопасным, особенно при больших размерах сооружения и больших массах бетона, укладываемого в опалубку. Кроме того, при опускании опалубки ее необходимо вернуть точно в исходное положение, что при большой высоте подъема также представляет трудности.

Известны также переставные опалубки, например, опалубка для возведения обделки тоннеля, описанная в авт. св. СССР N 518568, которая включает передвижную тележку, снабженную механизмом для установки опалубочных секций в рабочее положение и набор опалубочных секций. В переставных опалубках опалубочные секции в рабочем положении опираются на лотковую секцию или непосредственно на лоток сооружения.

Переставные опалубки более сложны и трудоемки в работе и, как правило, применяются для бетонирования обделок тоннелей небольших и средних поперечных сечений без каких-либо кессонов.

Предлагаемая передвижная опалубка включает опорную конструкцию, снабженную механизмом передвижения, опалубочную секцию и подъемные гидроцилиндры, при этом опалубочная секция связана с опорной конструкцией с помощью рычага, шарнирно закрепленного одним концом на опорной конструкции, а другим на противоположном конце нижней части опалубочной секции, при этом шток каждого из подъемных гидроцилиндров шарнирно подвешен к опалубочной секции, а корпус каждого из подъемных гидроцилиндров имеет опорную плиту для опоры на основание сооружения и соединенную с корпусом посредством сферического шарнира.

Опалубка представлена на чертеже, где на фиг.1 изображена опалубка в рабочем положении (поперечный разрез); на фиг.2 то же, вид по А; на фиг.3 опалубка в рабочем положении (поперечный разрез).

Передвижная опалубка для бетонирования перекрытий включает опорную конструкцию 1, снабженную механизмом передвижения 2 с ходовыми колесами 2, которые опираются на рельсы 4. Опалубочная секция 5 закреплена на опорной конструкции 1 с помощью рычага 6, один конец которого шарнирно закреплен на опорной конструкции, а другой также шарнирно закреплен в нижней части на противоположном конце опалубочной секции 5. Штоки подъемных гидроцилиндров 7 шарнирно подвешены снизу на опалубочной секции 5, а корпуса гидроцилиндров 7 опираются на основание сооружения через опорные плиты 8, которые с помощью сферических шарниров соединены с корпусами гидроцилиндров 7. Кроме того, рядом с подъемными гидроцилиндрами 7 к низу опалубочной секции 5 шарнирно подвешены штоки опорных стоек 9, корпуса которых опираются на основные сооружения через опорные плиты 10. Для удобства ведения работ опалубочная секция 5 снабжена торцевой опалубкой 11, подмостями 12 и 13, а также лестницами 14.

Передвижная опалубка работает следующим образом.

Опалубку монтируют на рельсы 4, уложенные на основание сооружения и передвигают к месту бетонирования первой заходки.

Устанавливают опалубку по маркшейдерским отметкам точно под возводимым перекрытием. Включают насосную установку 15 и переключением золотникового распределителя включают в работу гидроцилиндры. После завершения подъема опалубочной секции 5 в рабочее положение контролируют ее по маркшейдерским замерам и, если необходимо, корректируют ее положение включением соответствующих гидроцилиндров 7. После чего фиксируют ее в рабочем положении, вводя в работу опорные стойки 9, устанавливают в рабочее положение торцевую опалубку 11, уплотняют боковые зазоры между краями опалубочных секций и стенами сооружения. Монтируют арматурные каркасы и бетонируют перекрытие. По окончании бетонирования и выстойки бетона, необходимой для набора требуемой прочности, опускают опалубочную секцию 5 в транспортное положение.

Вначале отрывают от бетона перекрытия секции торцевой опалубки 11 и разуплотняют зазоры между краями опалубочной секции и стенами сооружения. Переключением золотниковых распределителей запирают рабочие полости гидроцилиндров 7 и освобождают от нагрузки опорные стойки 9. Переключением золотниковых распределителей соединяют рабочие полости гидроцилиндров 7 со сливом и опускают опалубочную секцию 5 до тех пор, пока она не сядет на упоры опорной конструкции 1. В опущенном положении опалубочная секция 5 целиком опирается на опорную конструкцию 1 и фиксируется на ней. При этом общая высота опалубки будет меньше высоты сооружения в свету. Таким образом, между низом возведенного перекрытия и верхом опалубки образуется зазор, необходимый для беспрепятственного ее передвижения к следующей заходке.

На основе предлагаемого технического решения разработана конструкторская документация для бетонирования перекрытия однопролетной станции "Марьино" Московского метрополитена. При ширине станции в свету 17,1 м конструктивно выбрана общая высота перекрытия по оси станции 2,35 м с кессоном глубиной 1,8 м. Своды и перекрытия сооружений с глубокими кессонами позволяют более рационально использовать строительный материал (металл и бетон), тем самым снизить материальные затраты на их возведение. Наличие глубоких кессонов в перекрытии позволяет разнообразить архитектурные формы, что особенно важно при возведении станций метрополитенов. Таким образом, если бы перекрытие станции возводилось с помощью известных опалубок, то для этого необходимо было поднимать всю опалубку на высоту не менее 2 м, что связано с большими трудностями, изложенными ранее.

Преимущество предлагаемой опалубки заключается в том, что опорная конструкция постоянно находится на рельсах, уложенных на основание сооружения, а опалубочная секция зафиксирована постоянно на ней, что обеспечивает надежную работу опалубки при бетонировании перекрытий с глубокими кессонами. Кроме того, в конструкции четко разделены функции, которые несут на себе основные элементы опалубки. Так, опалубочная секция со всеми вспомогательными элементами, торцевой опалубкой, подмостями и др. предназначена для монтажа арматурных каркасов и укладки бетона. При этом нагрузка от бетона и от собственного веса опалубки через стойки непосредственно передаются на основание сооружения. Опорная конструкция предназначена для фиксации опалубочной секции в рабочем положении в момент укладки бетона и для перемещения опалубки. При этом она не воспринимает нагрузку от укладываемого бетона и, соответственно, металлическую конструкцию и ходовую часть ее можно выполнить проще и легче.

В некоторых случаях представляется целесообразным использование предлагаемой опалубки для возведения перекрытий промышленных зданий из монолитного железобетона, например, заводских или фабричных цехов большой протяженности и большой ширины пролета, а также перекрытий для депо, складов, хранилищ и т.п. взамен существующей технологии возведения перекрытий промышленных сооружений из сборных железобетонных элементов, укладываемых по фермам.

Похожие патенты RU2061181C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ МОНОЛИТНОГО ЗДАНИЯ И ПОДВИЖНАЯ ОПАЛУБКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Мацкевич А.Ф.
  • Глущенко Ю.А.
RU2078884C1
Скользящая опалубка 1978
  • Шимко Бронислав Иванович
  • Порошин Иван Иванович
  • Портнов Михаил Давидович
  • Городничев Александр Николаевич
SU815230A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ЭТИМ СПОСОБОМ 2005
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шембаков Владимир Александрович
RU2292261C1
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1996
  • Захаров Г.Р.
  • Салан А.М.
  • Кулагин Н.И.
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Арефьев О.Т.
  • Маслак В.А.
  • Яковлев А.Н.
RU2131960C1
КОМПЛЕКТ ОБЪЕМНО-ПЕРЕСТАВНОЙ ТУННЕЛЬНОЙ ОПАЛУБКИ 1996
  • Починалин В.Е.
  • Васильев О.А.
RU2078180C1
ОДНОСВОДЧАТАЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА И СПОСОБ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (КОНСТРУКЦИЯ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2014
  • Юркевич Павел Борисович
RU2562359C2
Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2785300C1
Опалубка для бетонирования перекрытий из монолитного железобетона 1981
  • Гескин Геннадий Иосифович
  • Грувер Борис Яковлевич
  • Лихачев Василий Данилович
  • Панченко Валерий Афанасьевич
  • Севенард Юрий Константинович
  • Стрельцов Владимир Викторович
SU996683A1
Скользящая опалубка 1981
  • Милях Геннадий Владимирович
SU1008387A1
Способ строительства эскалаторного каскадного комплекса для входа на станции метрополитена, сооружаемого открытым способом производства работ 2021
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2766876C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 061 181 C1

Реферат патента 1996 года ПЕРЕДВИЖНАЯ ОПАЛУБКА ДЛЯ БЕТОНИРОВАНИЯ ПЕРЕКРЫТИЙ

Изобретение относится к строительству метрополитенов, а также промышленных сооружений и касается передвижной опалубки для бетонирования перекрытия станции метрополитена. Передвижная опалубка для бетонирования перекрытий включает опорную конструкцию, снабженную механизмом передвижения, опалубочную секцию и подъемные гидроцилиндры, при этом опалубочная секция связана с опорной конструкцией с помощью рычага, шарнирно закрепленного одним концом на опорной конструкции, а другим - на противоположном конце нижней части опалубочной секции. Шток каждого из подъемных гидроцилиндров шарнирно подвешен к опалубочной секции, а корпус каждого из подъемных гидроцилиндров имеет опорную плиту для опоры на основание сооружения и соединенную с корпусом посредством сферического шарнира. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 061 181 C1

Передвижная опалубка для бетонирования перекрытий, включающая опорную конструкцию, снабженную механизмом передвижения, опалубочную секцию и подъемные гидроцилиндры, отличающаяся тем, что опалубочная секция связана с опорной конструкцией с помощью рычага, шарнирно закрепленного одним концом на опорной конструкции, а другим на противоположном конце нижней части опалубочной секции, при этом шток каждого из подъемных гидроцилиндров шарнирно подвешен к опалубочной секции, а корпус каждого из подъемных гидроцилиндров имеет опорную плиту для опоры на основание сооружения и соединенную с корпусом посредством сферического шарнира.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2061181C1

Переставная опалубка для возведения обделки тоннеля 1975
  • Хихлуха Борис Алексеевич
  • Василенко Евстафий Андреевич
  • Оседак Владимир Николаевич
SU518568A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

RU 2 061 181 C1

Авторы

Хихлуха Б.А.

Котлов В.В.

Молодцов Г.В.

Можаев А.И.

Даты

1996-05-27Публикация

1994-07-19Подача