Изобретение относится к космической технике, в частности, к космическим кораблям многократного применения.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является межорбитальный воздушно-космический аппарат, содержащий связанные между собой с возможностью отделения дозвуковой самолет-разгонщик, снабженный турбореактивной двигательной установкой, выполненную по самолетной схеме промежуточную разгонную ступень, снабженную жидкостной ракетной двигательной установкой, и орбитальный самолет, причем промежуточная разгонная ступень и орбитальный самолет размещены на фюзеляже дозвукового самолета-разгонщика [1]
Недостатком известного межорбитального воздушно-космического аппарата является недостаточно эффективное использование атмосферного кислорода для работы двигательной установки аппарата в процессе его разгона до орбитальной скорости.
Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является более эффективное использование атмосферного кислорода для работы двигательной установки аппарата, что позволяет уменьшить массу заправляемого в бортовые емкости жидкого окислителя, соответственно увеличить массу полезной нагрузки.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном межорбитальном воздушно-космическом аппарате, содержащем связанные между собой с возможностью отделения дозвуковой самолет-разгонщик, снабженный турбореактивной двигательной установкой, выполненную по самолетной схеме промежуточную разгонную ступень, снабженную ракетной двигательной установкой, и орбитальный самолет, причем промежуточная разгонная ступень и орбитальный самолет размещены на фюзеляже дозвукового самолета-разгонщика, промежуточная разгонная ступень снабжена дополнительно прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
На фиг. 1 представлен общий вид межорбитального воздушно-космического аппарата в сборе; на фиг.2 вид сверху на фиг. 1; на фиг.3 вид спереди на фиг. 1 в сечении А-А; на фиг.4 общий вид межорбитального воздушно-космического аппарата после отделения дозвукового самолета-разгонщика; на фиг.5 вид спереди на фиг.4; на фиг.6 общий вид дозвукового самолета-разгонщика.
Межорбитальный воздушно-космический аппарат (МВКА) содержит дозвуковой самолет-разгонщик 1, снабженный турбореактивной двигательной установкой 2, промежуточную разгонную ступень 3, снабженную комбинированной двигательной установкой 4, включающей в себя прямоточный воздушно-реактивный двигатель и жидкостный ракетный двигатель, орбитальный самолет 5.
Самолет-разгонщик 1 снабжен стреловидным крылом 6, двухкилевым разнесенным вертикальным оперением 7 и верхнерасположенным горизонтальным оперением 8.
В верхней части фюзеляжа самолета-разгонщика 1 выполнена выемка, повторяющая по форме обводы нижней части фюзеляжа промежуточной разгонной ступени 3, что обеспечивает при сборке МВКА "утапливание" разгонной ступени 3 в обводах самолета-разгонщика и улучшение аэродинамических свойств МВКА. При этом двигательная установка 4 разгонной ступени 3 размещена между килями 7 самолета-разгонщика 1 в канале 9, выполненном в хвостовой части фюзеляжа самолета-разгонщика 1.
Кабина 10 экипажа самолета-разгонщика размещена на передней нижней части фюзеляжа. Промежуточная разгонная ступень 3 связана с дозвуковым самолетом-разгонщиком 1 посредством разъемных стыковочных узлов 11. Орбитальный самолет 5 связан с промежуточной разгонной ступенью посредством разъемных стыковочных узлов 12.
Межорбитальный воздушно-космический аппарат работает следующим образом. Горизонтальный взлет, набор высоты до 20 км и разгон до скорости 1000-1100 км/час осуществляется с использованием двигательной установки дозвукового самолета-разгонщика 1.
При достижении высоты порядка 20 км и скорости полета 800-1100 км/час запускается прямоточный воздушно-реактивный двигатель промежуточной разгонной ступени, после чего промежуточная разгонная ступень 3 с размещенным на ней орбитальным самолетом 5 отделяется от дозвукового самолета-разгонщика и переводится в режим пикирования, а дозвуковой самолет-разгонщик возвращается на аэродром базирования.
Перевод в режим пикирования необходим для разгона промежуточной ступени 3 с орбитальным самолетом 5 до сверхзвуковых скоростей, на которых обеспечивается номинальный режим работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя, после чего МВКА выводится из пикирования, а прямоточный воздушно-реактивный двигатель промежуточной разгонной ступени 3 обеспечивает разгон МВКА до скорости 1,2-1,5 км/с с набором высоты до 30 км.
На высоте около 30 км включаются жидкостные ракетные двигатели промежуточной разгонной ступени 3, и осуществляется разгон МВКА до скорости 3-4 км/с и высоты полета 40-50 км.
На высоте 40-50 км осуществляется включение двигательной установки орбитального самолета 5 и его отделение от промежуточной разгонной ступени 3.
Промежуточная разгонная ступень 3 возвращается на аэродром базирования, а орбитальный самолет 5 разгоняется до достижения необходимой орбитальной скорости и выводится на расчетную орбиту. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ ТУРИСТОВ В СТРАТОСФЕРУ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ | 2018 |
|
RU2730300C2 |
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 2000 |
|
RU2165869C1 |
СПОСОБ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И МНОГОРАЗОВАЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2342288C1 |
МНОГОРАЗОВАЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | 1996 |
|
RU2108944C1 |
МНОГОРАЗОВЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-РАЗГОНЩИК | 2002 |
|
RU2211784C2 |
РАЗГОННЫЙ САМОЛЕТ-НОСИТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2715816C1 |
МНОГОРАЗОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ С ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЫ НА ОКОЛОЛУННУЮ ОРБИТУ ТУРИСТОВ ИЛИ ПОЛЕЗНЫХ ГРУЗОВ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ | 2019 |
|
RU2736657C1 |
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ В КОСМОС МНОГОРАЗОВОЙ ТРАНСПОРТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2331551C2 |
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, САМОЛЕТ, МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА И СПОСОБ ЗАПУСКА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2005 |
|
RU2288136C1 |
МНОГОРЕЖИМНЫЙ САМОЛЕТ-РАЗГОНЩИК АВИАЦИОННОГО РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА | 1999 |
|
RU2175934C2 |
Использование: транспортировка полезных грузов на трассе Земля-орбита, межорбитальные перевозки. Сущность изобретения: межорбитальный воздушно-космический аппарат содержит дозвуковой самолет-разгонщик 1, промежуточную разгонную ступень 3, орбитальный самолет 5. Самолет-разгонщик 1 снабжен турбореактивной двигательной установкой 2, промежуточная разгонная ступень 2 оснащена комбинированной двигательной установкой 4, содержащей прямоточный воздушно-реактивный двигатель и жидкостный ракетный двигатель. Орбитальный самолет 5 установлен с возможностью отделения на фюзеляже промежуточной разгонной ступени 3, которая в свою очередь установлена с возможностью отделения на фюзеляже дозвукового самолета-разгонщика 1. 6 ил.
Межорбитальный воздушно-космический аппарат, содержащий связанные между собой с возможностью отделения дозвуковой самолет-разгонщик, снабженный турбореактивной двигательной установкой, выполненную по самолетной схеме промежуточную разгонную ступень, снабженную жидкостной ракетной двигательной установкой, и орбитальный самолет, причем промежуточная разгонная ступень и орбитальный самолет размещены на фюзеляже дозвукового самолета-разгонщика, отличающийся тем, что промежуточная разгонная ступень снабжена дополнительно прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
Шунейко И.И | |||
Крылатые космические корабли.- Итоги науки и техники | |||
Серия: Машиностроение, ракетостроение 1963 - 1965.M.: 1966, с.24 - 32. |
Авторы
Даты
1996-06-10—Публикация
1992-03-19—Подача