Изобретение относится к области пластичных смазок, предназначенных для высоконагруженных узлов трения металлургического и машиностроительного промышленного оборудования с централизованной системой подачи смазки.
Тяжелые жесткие условия эксплуатации смазки в опорах качения и скольжения отводящих рольгангов прокатного оборудования, а также в подшипниках качения и скольжения направляющих кузнечно-прессового, литейного оборудования /прессы, молоты, пресс-ножницы и др./ предъявляют к смазке ряд требований: высокие смазочные свойства, высокую стойкость к размыву водой и стойкость к коррозии в условиях контакта с ней, трибохимическую стабильность и высокую работоспособность в диапазоне температур от минус 30 до плюс 130oС.
Известные смазки общего назначения, которые до сих пор применяются в вышеуказанных узлах, такие как солидол С, салидол ЖИП-1, ЦИАТИМ -201, Лита, Униол -2М и др. из-за недостаточно высоких противоизносных, противозадирных свойств, низкой стойкости к размыву водой, механической стабильности, узкого температурного диапазона работоспособности во многих случаях не могут обеспечить надежную работу современных высокопроизводительных машин и механизмов. Так близка к заявляемой по назначению смазка ИП-1/Л, 3/, представляющая собой вязкое цилиндровое масло 11, загущенное кальциевым мылом хлопкового масла и саломаса в соотношений 3:1 (15) и содержащая воду (до 2%) и серу (не менее 0,3). Она характеризуется неудовлетворительными низкотемпературными свойствами и плохо прокачивается по мазепроводам металлургического оборудования (низкий температурный предел применения минус 10oС). Следует отметить также, что и верхний температурный предел работоспособности известной смазки до плюс 70oС, температура каплепадения в пределах +75-85oС, а противозадирные и противоизносные свойства недостаточно высоки.
Указанные недостатки смазки ИП-1 не позволяют обеспечить падежный и длительный ресурс работы высоконагруженных узлов трения как металлургического, так и машиностроительного промышленного оборудокопия с централизованной системой подачи смазки.
Наиболее близкой по составу к предлагаемой является пластичная смазка ЛС-1П, которая содержит в масс. противозадирные присадки
ЛЗ-23Х 0,6
Хлорэф 40 1,0
антиокислительную присадку дифениламин 0,5
литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8,0
минеральное масло до 100 [2]
Наличие в составе известной смазки компонентов с высоким содержанием серы и хлора (ЛЗ-2ЗК продукт взаимодействия изопропилксантогената калия с дихлорэтаном и хлорэф-40 0,0-дибутиловый эфир трихлорметилфосфоновой кислоты) делает ее экологически опасной и обуславливает коррозию металлических поверхностей при контакте с водой. Кроме этого, следствием нестабильности трибохимических характеристик указанных присадок, смазки, их содержащие, не обеспечивает надежную работоспособность ее при работе в высоконагруженных узлах прокатного, машиностроительного и др. видах оборудования, перечисленных выше.
Задачей изобретения является создание морозоустойчивой пластичной смазки с высокими противоизносными и противозадиирными свойствами и улучшенными антикоррозионными свойствами, что в конечном счете обеспечит ее работоспособность в высоконагруженных узлах трения прессового и др. оборудования с централизованной системой подачи смазки. Поставленная задача решена заявляемым изобретением составом пластичной смазки на основе минерального масла и литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты, которая отличается тем, что она дополнительно содержит продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия, диалкилдитиофосфат цинка и синтетический каучук в масс.
литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 6 12
продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия 1 6
диалкилдитиофосфат цинка 1 4
каучук синтетический 0,5 4,0
минеральное масло до 100.
Ниже показано (см.табл. 2), что введение в состав смазки на основе минерального масла и литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты указанной композиции присадок и найденное количественное соотношение компонентов обеспечило создание смазки, которая превосходит известные по противозадирным и противоизносным свойствам, обладает повышенной морозоустойчивостью, улучшенными показателями антикоррозионных свойств, а по остальным показателям удовлетворяет современным требованиям.
Для изготовления предлагаемой смазки в качестве жирового сырья может быть использовано литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, которое получают в процессе изготовления смазки из 12-оксистеариновой кислоты (ТУ 38.101721-73) и гидроксида лития (ГОСТ 8595-83), выпускаемых промышленностью. В качестве присадок вовлекаются в смазку продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия, производимая под товарным названием ИХП-14М (ТУ 38.401-58-59-93), а также диалкилдитиофосфат цинка, который производится под товарным названием ДФ-11 (ТУ 38.590l254-90). В качестве синтетического каучука может быть, в частности, использован сополимер изобутилена с изопреном ( ТУ 38.303-02-58-92) или продукт сополимеризации бутадиена с небольшим количеством дивинилбензола (ТУ 38.303-02-50-91).
Смазку получают по технологии, принятой в производстве пластичных смазок на мыльных загустителях. В реактор загружают минеральное масло, нагревают до 85-90oС и загружают 12-оксистеариновую кислоту, плавят ее, омыляют гидроксидом лития, обезвоживают, после чего подвергают термообработке,затем вводят присадки и подвергают механической обработке гомогенизации.
Состав образцов смазки, изготовленной в соответствии с изобретением, приведен в табл. 1 (образцы 1-4). Характеристика показателей качества изготовленных образцов заявляемой смазки и известных смазок приведена в табл. 2.
Как видно из приведенных данных (табл.2), предлагаемая смазка превосходит по качественным показателям известные товарные смазки. Улучшенные по сравнению с товарными смазками эксплуатационные свойства подтвердились проведенными испытаниями предлагаемое смазки в условиях ряда промышленных предприятий, которые показали, что при применении, в частности, на станах холодной прокатки труб с централизованной системой подачи смазки расход заявляемой смазки в сравнений с товарной ИП-1(Л,3) сокращается на 10-20% уменьшается трудоемкость операции на всех видах технологического оборудования и частота его текущего ремонта. ТТТ1 ТТТ2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многоцелевая пластичная смазка | 2019 |
|
RU2698463C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1994 |
|
RU2057792C1 |
Многоцелевая комплексная пластичная смазка | 2019 |
|
RU2698457C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1991 |
|
RU1780318C |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ | 2009 |
|
RU2400535C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2009 |
|
RU2412235C1 |
Смазка многоцелевая универсальная высокотемпературная | 2016 |
|
RU2627766C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2428461C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1991 |
|
RU1780316C |
Смазка многоцелевая пластичная антифрикционная | 2016 |
|
RU2630305C2 |
Сущность изобретения: смазка содержит, %: в литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 6-12, продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия 1-6, диалкилдитиофосфат цинка 1-4, синтетический каучук 0,5-4 и минеральное масло до 100. 2 табл.
Пластичная смазка, содержащая минеральное масло и литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия, диалкилдитиофосфат цинка и синтетический каучук, мас.
Литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 6 12
Продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия 1 6
Диалкилдитиофосфат цинка 1 4
Синтетический каучук 0,5 4
Минеральное масло До 100
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Синицын В.В | |||
Пластичные смазки в СССР.- М.: Химия, 1984, С | |||
Способ приготовления строительного изолирующего материала | 1923 |
|
SU137A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Там же, с | |||
Приспособление для получения кинематографических стерео снимков | 1919 |
|
SU67A1 |
Авторы
Даты
1996-06-10—Публикация
1994-10-20—Подача