СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКОГО ВОДОРОДА Российский патент 1996 года по МПК F17C3/00 

Описание патента на изобретение RU2064626C1

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к транспортировке жидкого водорода особой чистоты порядка 99,99995% объемных, используемого в системах энергопитания космического корабля.

Известен способ перевозки жидкого водорода в цистернах с накоплением паров, образующихся при хранении жидкости в результате ее самоиспарения, и последующим их сбросом в атмосферу в автоматическом режиме при минимальном давлении, обусловленном исключением диффузионного проникновения примесей из атмосферного воздуха по трубопроводу газосброса, например, при давлении 0,22 до 0,2 МПа.

Постоянное испарение жидкости из-за теплопритока приводит не только к потере жидкости, но и повышению концентрации в ней примесей, не улетучиваемых с парами. Недостатком известного способа является сброс паров, вызванный неравномерным ростом давления в результате температурного расслоения жидкости (температурного градиента в ней), особенно при стоянках цистерны в пути следования. Так, при стоянке скорость нарастания давления в 3 раза выше скорости нарастания при движении цистерны, когда жидкость в ней перемешивается. Автоматизированная же система срабатывает независимо от условий роста давления, что ведет к необоснованным сбросам и следовательно, загрязнению жидкости, повышению концентрации примесей пропорционально потерям сбрасываемого количества водорода, что особенно нежелательно при перевозках особо чистых криогенных компонентов.

В качестве прототипа принят способ транспортировки и хранения жидкости с закрытым газосбросом без сброса паров. (1)
При данном способе транспортировки криогенной жидкости давление и температура в цистерне постепенно повышаются и при переходе через критические параметры жидкость находится в однофазном состоянии. Недостатком этого способа транспортировки является то, что в закритической области давлений вследствие вспухания жидкости происходит увеличенный теплоподвод, который вызывает более интенсивный рост давления, чем в докритической области. Особенно это характерно для жидкого водорода вследствие резкого изменения удельной теплоемкости, коэффициента объемного расширения для закритической области давлений, что снижает эффективность длительной перевозки и вызывает необходимость сброса паров в пути следования цистерны.

Цель изобретения уменьшить загрязнение и потери продукта особой чистоты при его транспортировке.

Поставленная цель достигается тем, что в способе транспортировки жидкого водорода, включающем хранение жидкости, накопление образующихся от самоиспарения паров и слив компонента у потребителя Накопление паров ведут до давления базового разделения, равновесного температуре жидкости при данном коэффициенте заполнения цистерн, после чего осуществляют слив на падающем давлении паров.

На фиг.1 представлен график изменения давления в сосуде цистерны при докритической (пологая прямая) и надкритической (вертикальные прямые) области давлений в зависимости от коэффициента заполнения сосуда. Знаком * указано максимальное давление фазового перехода из 2-х фазного состояния в однофазное; на фиг.2 дан график изменения давления в сосуде в процессе транспортировки с учетом периодических перемешиваний жидкости маневрированием цистерны при стоянках (пологая прямая). Прямая слева изменение давления в сосуде в стационарном состоянии.

Предложенный способ осуществляют следующим образом. В зависимости от чистоты жидкости и длительности транспортировки назначают давление транспортировки по графину фиг.1 и соответствующий коэффициент заполнения. Заполняют сосуд жидкостью, ведут накопление паров до достижения выбранного давления, осуществляют конденсацию паров маневрированием цистерны при стоянках до достижения равновесного температуре жидкости давления по кривой графика фиг. 2 в зависимости от времени нахождения в пути следования, а при достижении критической величины давления равновесного температуре жидкости, осуществляют слив жидкости на падающем режиме давления у потребителя.

Конкретный пример реализации способа рассмотрен применительно к ж.д. цистерне объемом 119 м3 с потерями жидкости от испарения 1% в сутки при чистоте перевозимого жидкого водорода 99,99995% объемных и длительности транспортировки восемь суток с последующим сливом у потребителя.

1. Назначают максимальное давление транспортировки по графику на фиг.1 и соответствующий коэффициент заполнения, а именно, исходя из восьми суток ездки 0,35 МПа и 0,9 соответственно.

2. Заполняют цистерну жидкостью, транспортируют и ведут накопление паров, образующихся в результате самоиспарения жидкости до достижения выбранного давления 0,35 МПа, при стоянках осуществляют частичную конденсацию паров маневрированием транспортного средства до достижения равновесного давления в соответствии с кривой графика 2. Например, по истечении шести суток до давления 0,18 МПа (для перемешивания жидкости достаточно 10-15 мин. маневрирования), а по прибытии к потребителю с достижением давления 0,35 МПа осуществляют слив водорода в хранилище на падающем давлении.

Разработанный способ транспортировки жидкого водорода в сравнении с прототипом, в котором увеличение давления свыше 0,35 МПа приведет по фиг.1 к интенсивному темпу роста давления и необходимости сброса паров в атмосферу - уменьшает степень загрязнения и потери жидкости. Так, при двух сбросах водорода в атмосферу с максимального давления транспортировки потери состарят 700 кг жидкости, а концентрация примесей, определяемая по формуле

где: Ciож

, Ciпод
, Ciзах
концентрация "i" примеси в жидком водороде, сливаемого из сжижителя, выносимая при подготовке сосуда к приему водорода, при захолаживании сосуда.

Vgjnthmтр

потери жидкости за счет испарения и дренирования в виде паров в атмосферу.

Vjcnемк

остаток жидкости в сосуде составляет по основным примесям: азоту 0,32 • 10-6% об. кислороду 0,3 • 10-7% об. что увеличивает концентрацию примерно в 3 раза по сравнению с начальной.

Таким образом, технико-экономический эффект от использования предложенного способа транспортировки жидкого водорода состоит в уменьшении степени загрязнения жидкого водорода особой чистоты и уменьшении его потерь.

Похожие патенты RU2064626C1

название год авторы номер документа
ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЯ КРИОГЕННЫХ УСТРОЙСТВ 1986
  • Воротников И.А.
  • Зашляпин Р.А.
  • Иванов Ю.И.
  • Насибулин И.К.
  • Павленко С.Т.
  • Черемных О.Я.
RU2065546C1
СПОСОБ ПОДАЧИ ЖИДКОГО АЗОТА НА ПОЖАРНЫЙ СТВОЛ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Баранова Л.Ф.
  • Белокопытов О.К.
  • Бревнов В.И.
  • Зашляпин Р.А.
  • Насибулин И.К.
  • Синицын Е.Я.
  • Смольников Ю.П.
  • Утемов Ю.В.
  • Ушков В.Б.
  • Черемных О.Я.
RU2018331C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ В ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННОЙ КАМЕРЕ 1992
  • Баранова Л.Ф.
  • Зашляпин Р.А.
  • Насибулин И.К.
  • Смольников Ю.П.
  • Синицын Е.Я.
  • Ушков В.Б.
RU2039915C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАСОСНОЙ ЗАПРАВКИ БАКА РАКЕТЫ ЖИДКИМ КИСЛОРОДОМ 1994
  • Зашляпин Р.А.
  • Насибулин И.К.
  • Баранова Л.Ф.
  • Синицын Е.Я.
  • Лебедев С.Ю.
  • Хрулин А.В.
RU2090468C1
ЦИСТЕРНА ДЛЯ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ 1992
  • Радищевский С.Б.
  • Зырянов В.П.
  • Конышев Н.Е.
  • Насибулин И.К.
  • Зашляпин Р.А.
RU2037083C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ БАКА КРИОГЕННОЙ ЖИДКОСТЬЮ, ЕЁ ХРАНЕНИЯ И СЛИВА ИЗ БАКА 2020
  • Духанин Юрий Иванович
RU2750221C1
СЕКЦИЯ ЗАПРАВОЧНОГО ТРУБОПРОВОДА ДЛЯ КРИОГЕННЫХ ПРОДУКТОВ ОСОБОЙ ЧИСТОТЫ 1983
  • Артамонов Ю.В.
  • Воротников И.А.
  • Деменев М.П.
  • Зашляпин Р.А.
  • Кабанов О.И.
  • Павленко С.Т.
  • Смольников Ю.П.
  • Федоров Ю.Г.
  • Черемных О.Я.
RU2035001C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ БАКА САМОЛЕТА СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ 1992
  • Смольников Ю.П.
  • Насибулин И.К.
  • Ушков В.Б.
  • Синицын Е.Я.
  • Ислентьев Е.И.
RU2027946C1
ЦИСТЕРНА ДЛЯ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ 1992
  • Радишевский С.Б.
  • Зырянов В.П.
  • Конышев Н.Е.
  • Насибулин И.К.
  • Зашляпин Р.А.
RU2032848C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТАЛЕАЛЮМИНИЕВОГО ПЕРЕХОДНИКА 1990
  • Бондаренко А.В.
  • Головизнин Б.Л.
  • Зашляпин Р.А.
  • Суетин В.Ф.
RU2035280C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 064 626 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКОГО ВОДОРОДА

Сущность изобретения: способ транспортировки жидкого водорода преимущественно особой чистоты в цистерне, включающий хранение жидкости, накопление паров и слив, при этом накопление паров ведут до максимального давления фазового разделения, равновесного температуре жидкости при данном коэффициенте заполнения цистерны, после чего осуществляют слив на падающем давлении паров в ней. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 064 626 C1

Способ транспортировки жидкого водорода, преимущественно особой чистоты, в цистерне, включающий хранение жидкости с накоплением ее паров и последующий слив, отличающийся тем, что, с целью уменьшения загрязнения и потерь, накопление паров ведут до максимального давления фазового разделения, равновесного температуре жидкости при данном коэффициенте заполнения цистерны, после чего осуществляют слив со сбросом давления паров в первоначальный момент.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2064626C1

И.И
Гельперин и др
Жидкий водород
- М., Химия, 1980, с
Приспособление для удаления таянием снега с железнодорожных путей 1920
  • Строганов Н.С.
SU176A1

RU 2 064 626 C1

Авторы

Зашляпин Р.А.

Карлов И.А.

Черемных О.Я.

Чмель А.А.

Даты

1996-07-27Публикация

1986-04-16Подача