Изобретение относится к авиационной технике и касается конструирования гидросамолетов.
Известен гидросамолет, содержащий фюзеляж, силовую установку, хвостовое оперение и гидролыжу, закрепленную на стойке, шарнирно соединенной с носовой частью фюзеляжа, при этом гидросамолет выполнен по схеме "утка", а нижняя часть фюзеляжа выполнена овальной формы (см. патент США N 4685641, кл. В 64 С 35/00, 1987 г.). Однако такой гидросамолет обладает недостаточными аэродинамическим и взлетно-посадочными характеристиками.
Цель изобретения состоит в повышении аэродинамических и взлетно-посадочных характеристик.
Это достигается тем, что крыло выполнено низкорасположенным, а на нижней части фюзеляжа установлены три подводных крыла на амортизаторах с возможностью изменения угла атаки.
Кроме того, подводные крылья расположены по схеме трехточечного опирания.
Кроме того, стойка носовой гидролыжи выполнена упругой.
На фиг. 1 изображен вид спереди на гидросамолет, выполненный по схеме "утка"; на фиг. 2 боковой вид гидросамолета, выполненного по схеме "утка", причем его кили не показаны.
Гидросамолет выполнен по схеме "утка" и содержит фюзеляж 1, силовую установку 2, низкорасположенное крыло 3, центроплан 4, кили 5, переднее оперение 6, два подводных крыла 7, расположенные позади центра тяжести, подводное крыло 8, расположенное в носовой части фюзеляжа 1, стойки 9 подводных крыльев 7 и 8, амортизатор 10, гидролыжу 11, стойку 12 гидролыжи 11, шарнир 13.
В состоянии покоя гидросамолет поддерживается на воде водоизмещающими силами центроплана 4 и фюзеляжа 1, гидролыжа находится в убранном положении.
Взлет и посадка гидросамолета по схеме "утка" осуществляется следующим образом.
Для выхода гидросамолета из воды на относительно небольшой скорости и получения высоких гидродинамических качеств при разбеге используется система подводных крыльев 7, 8. Два подводных крыла 7 находятся позади центра тяжести и несут на себе основную нагрузку. Для обеспечения поперечной устойчивости стойки 9 подводных крыльев 7 разнесены на ширину центроплана 4. Переднее подводное крыло 8 обеспечивает продольную устойчивость движения при разбеге гидросамолета, т.к. оно менее нагружено и на меньшей скорости (≈ 18 км/час), чем основные подводные крылья 7, поднимается к поверхности воды, поднимая носовую часть фюзеляжа 1 над водой, тем самым создавая благоприятные условия для глиссирования гидросамолета на центроплане 4 и для выхода основных подводных крыльев 7.
При достижении скорости (≈ 30 км/час) подводные крылья 7 выходят на поверхность воды и глиссируют на нижней, плоской поверхности. Для более мягкого глиссирования гидросамолета на нижних поверхностях подводных крыльев 7, 8 стойки 9 прикреплены к фюзеляжу 1 гидросамолета через амортизаторы 10. При дальнейшем увеличении скорости возрастает эффект динамической подушки, который улучшает взлетные характеристики гидросамолета. Выпущенная в момент возрастания динамической подушки гидролыжа 11, выполненная на упругой стойке 12, обеспечивает движение гидросамолета в режиме экраноплана. Нагрузка на гидролыжу 11 регулируется передним крылом 6.
Углы атаки подводных крыльев 7, 8 устанавливаются в соответствии с режимами взлета и посадки гидросамолета. При достижении необходимой скорости гидросамолет переходит в режим набора высоты. При посадке гидросамолета гидролыжа 11 касается поверхности воды, коснувшись, она становится опорой носовой части фюзеляжа 1 и одновременно шарниром, вокруг которого по мере уменьшения скорости происходит посадка гидросамолета на динамическую подушку, а затем и мягкое приводнение на подводные крылья 7 и 8.
Предлагаемая схема гидросамолета позволила создать гидросамолет с хорошими аэродинамическими и взлетно-посадочными характеристиками, а также предполагает более простую технику пилотирования при выполнении наиболее сложных элементов управления самолетом взлет и посадку.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ КАТАМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ | 2004 |
|
RU2314231C2 |
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" | 2006 |
|
RU2324627C2 |
ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ КАТАМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ - МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ "БУРЕВЕСТНИК" | 2004 |
|
RU2270137C2 |
ГИДРОСАМОЛЕТ С ЭКРАННЫМ ЭФФЕКТОМ | 2012 |
|
RU2532658C2 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1992 |
|
RU2028965C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1997 |
|
RU2135394C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ИЛИ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2015 |
|
RU2604755C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 2004 |
|
RU2273572C2 |
ГИДРОСАМОЛЕТ | 1978 |
|
SU1839917A1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2613629C2 |
Использование: изобретение относится к авиационной технике и касается конструирования гидросамолетов. Сущность заключается в том, что гидросамолет содержит фюзеляж, силовую установку, хвостовое оперение и гидролыжу, закрепленную на стойке, шарнирно соединенной с носовой частью фюзеляжа, при этом гидросамолет выполнен по схеме "утка", а нижняя часть фюзеляжа выполнена овальной формы, крыло выполнено низкорасположенным, а на нижней части фюзеляжа установлены три подводных крыла на амортизаторах с возможностью изменения угла атаки. Кроме того, подводные крылья расположены по схеме трехточечного опирания, а стойка носовой гидролыжи выполнена упругой. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Патент США N 4685641, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1996-08-10—Публикация
1992-06-08—Подача