Изобретение относится к области воздушного транспорта и может быть использовано при создании гидросамолетов, экранолетов и экранопланов.
Особенностью известных в настоящее время гидросамолетов является разделение функций аэродинамики и гидродинамики. Практически во всех схемах гидростатика и гидродинамика обеспечиваются корпусом лодки или поплавками, а аэродинамика - высокорасположенным крылом, см., например, самолеты Бе-6; Бе-10, Бе-12, Martin ″Seamaster″ (ист. "Jane's all world's aircraft″ за 1959-1960 гг., 1962-1963 гг., стр.292; 1974-75 гг., стр.490-491, 1959-1960 гг., стр.345).
Требования, предъявляемые к гидросамолету, такие как обеспечение мореходности, продольной и поперечной остойчивости, устойчивости глиссирования и др., находятся в противоречии с требованиями аэродинамики, что приводит к поиску компромиссных решений.
Большой потребный объем лодки, наличие скул, реданов и органов поперечной остойчивости (поплавков или жабр), большие перегрузки при взлете и посадке существенно снижают весовую отдачу и аэродинамическое качество гидросамолета, что ухудшает его летно-технические характеристики. Особо сложной проблемой является создание амфибий. Уборка шасси крупных амфибий классической схемы вырастает в сложную проблему, решение которой ведет также к ухудшению летных данных.
Известен гидросамолет ″Shin-Meiwa PS-1″ (см. "Jane's all world's aircraft″,1974-1975 гг., стр.154), выполненный по самолетной схеме, имеющей лодку-фюзеляж, высокорасположенное крыло с двигателями и Т-образное оперение.
Схема этого гидросамолета имеет вышеперечисленные недостатки, такие как небольшая весовая отдача и аэродинамическое качество, а отсюда низкие летно-технические характеристики.
Предлагаемая схема гидросамолета устраняет эти недостатки.
Целью предлагаемого изобретения является улучшение летно-технических характеристик гидросамолета.
Указанная цель достигается тем, что гидросамолет выполнен в виде летающего крыла прямой стреловидности с наплывом, которое образовано суперкритическим профилем по оси симметрии и профилем положительной вогнутости на границе наплыва. Нижняя центральная часть крыла снабжена продольными реданами, а в районе центра тяжести - выдвижным поперечным реданом, уменьшающими заливаемость конструкции при взлете и посадке.
На чертеже показан общий вид заявляемого гидросамолета в трех проекциях в варианте с разнесенным Т-образным оперением.
Предлагаемый гидросамолет выполнен по "интегральной схеме" и представляет собой летающее крыло 1 прямой стреловидности с наплывом 2. Крыло образовано суперкритическим профилем 3 и обычным профилем положительной вогнутости 4. Начальная дифферентовка гидросамолета обеспечивается подбором относительных толщин профилей, угла поперечного V центроплана и размеров наплыва.
Для уменьшения смоченной поверхности крыла при глиссировании на его нижней поверхности, в центральной части установлены четыре продольных редана 5 и один поперечный выдвижной редан 6, который расположен в районе центра тяжести.
Поперечная остойчивость обеспечивается задней кромкой крыла, которая в режиме плавания касается воды. Поскольку при взлете и посадке предлагаемого гидросамолета используется экранный эффект, дающий существенное увеличение подъемной силы, для повышения его эффективности по концам центроплана установлены шайбы 7, предотвращающие вытекание воздуха из-под центроплана через торцевые поверхности. Шайбы 7 переходят в воздушные кили 8 на верхней поверхности центроплана, которые кроме своего основного назначения (обеспечения путевой устойчивости) выполняют роль концевых шайб, увеличивающих эффективное удлинение крыла.
В зависимости от назначения гидросамолета и требований к запасу продольной устойчивости он может быть выполнен как по схеме "летающее крыло", так и по самолетной схеме, т.е. с горизонтальным оперением. Горизонтальное оперение 9 устанавливается на килях, при этом рули 10 горизонтального оперения могут использоваться не только для продольного управления как на обычном самолете, но и поперечного, т.е. в качестве элеронов. Это повышает мореходность, т.к. рулевые поверхности расположены далеко от воды и надежно защищены крылом. Двигатели 11 установлены в хвостовой части и также хорошо защищены от попадания воды в воздухозаборники. Для придания гидросамолету амфибийных свойств на нем может быть установлено убирающееся в крыло колесное или лыжное шасси.
Взлет гидросамолета с воды происходит следующим образом.
В начале разбега гидросамолет находится в режиме плавания и поддерживается на плаву гидростатическими силами, создаваемыми погруженной в воду частью крыла. После вывода двигателей на взлетный режим начинается разгон гидросамолета. По мере роста скорости возникает и быстро растет гидродинамическая сила поддерживания, которая ведет к резкому всплытию гидросамолета и уменьшению смоченной поверхности. При дальнейшем увеличении скорости он выходит на режим чистого глиссирования на выдвижном редане 6, а затем в режим экранного полета.
Для ухода в свободный полет (вне экрана) гидросамолет должен быть разогнан до скорости, превышающей минимальную эволютивную скорость, потребную для свободного полета.
Посадка гидросамолета производится в обратном порядке.
По сравнению с гидросамолетом, выполненным по классической схеме, предлагаемый гидросамолет имеет следующие преимущества:
- благодаря использованию экранного эффекта, сильно повышающего несущие свойства крыла при взлете и посадке, крыло может быть выполнено без механизации, что существенно упрощает конструкцию;
- отсутствие традиционной для гидросамолета лодки существенно уменьшает аэродинамические сопротивление и вес конструкции;
- двигатели надежно защищены от попадания водяных струй в воздухозаборники и имеют хороший доступ при обслуживании на плаву;
- низкое положение центра тяжести по сравнению с гидросамолетом классической схемы повышает остойчивость на плаву и устойчивость глиссирования;
- низкорасположенное крыло большого объема позволяет оснастить гидросамолет простым по конструкции и легким по весу убирающимся шасси колесного или лыжного типа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1997 |
|
RU2135394C1 |
Летающая лодка (катер-самолет) | 2017 |
|
RU2650342C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 2004 |
|
RU2272752C1 |
ГИДРОСАМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2067063C1 |
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 2006 |
|
RU2328413C1 |
ГИДРОСАМОЛЕТ | 2001 |
|
RU2223200C2 |
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" | 2006 |
|
RU2324627C2 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 2011 |
|
RU2471677C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (МСА) | 2003 |
|
RU2252175C1 |
ЭКРАНОПЛАН - "БЕСХВОСТКА" | 2022 |
|
RU2776632C1 |
Изобретение относится к авиационной технике и касается создания гидросамолетов и экранопланов. Гидросамолет имеет крыло, оперение и силовую установку. Гидросамолет выполнен в виде летающего крыла прямой стреловидности с наплывом в центральной части. На нижней поверхности этого крыла расположен продольный редан, а в районе центра тяжести установлен выдвижной поперечный редан, уменьшающий заливаемость при взлете и посадке. Крыло может быть образовано суперкритическим профилем по оси симметрии с линейным переходом на профиль с положительной вогнутостью на границе наплыва. Технический результат реализации изобретения состоит в улучшении летно-технических характеристик гидросамолета, а также несущих характеристик его крыла. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Автоматический сцепной прибор американского типа | 1925 |
|
SU1959A1 |
Гидросамолет, ″Shin-Meiwa PS-1″ | |||
Jane's all world's aircraft, 1974-75, стр.154. |
Авторы
Даты
2006-06-20—Публикация
1978-12-18—Подача