Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в погружных центробежных насосах для добычи пластовой жидкости (нефти) из скважин.
Известен погружной центробежный высоконапорный электронасос, содержащий соединяемые последовательно с помощью фланцев секции насоса и погружного электродвигателя, заполненного маслом, герметично сочлененных с ним протектора и компенсатора, включающего основание, к которому герметично при помощи верхнего и нижнего бандажей прижата диафрагма, и кожух диафрагмы с радиальными сквозными отверстиями для сообщения внутреннего пространства между диафрагмой с затрубным пространством, выполненными на разных уровнях.
К недостаткам этого насоса следует отнести возможность диффузии свободного газа через диафрагму компенсатора и насыщения им масла, которым заполнен асинхронный двигатель, в результате чего бывают случаи порыва диафрагмы и выход двигателя из строя.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности и долговечности путем исключения возможности диффузии свободного газа через эластичную диафрагму компенсатора.
Это достигается тем, что в известном насосе нижний уровень выполнения радиальных сквозных отверстий расположен на уровне верхнего бандажа.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображен центробежный электронасос для подъема жидкости из скважин; на фиг. 2 - продольный разрез компенсатора.
Погружной центробежный электронасос состоит из асинхронного двигателя 1 с кабельным токовводом 2, компенсатора 3, протектора 4, центробежного многоступенчатого многосекционного насоса 5 с фильтром 6, обратного клапана 7 и сливного клапана 8. Вал электродвигателя 1 посредством шлицевых муфт 9, 10 и 11 соединен с валом протектора 4 и центробежного насоса 5.
Погружной центробежный электронасос работает следующим образом.
Вращаясь, вал электродвигателя 1 через шлицевую муфту 9 передает вращение валу протектора 4 и далее через шлицевые муфты 10 и 11 вращает вал центробежного насоса 5. Пластовая жидкость через фильтр 6 поступает на нижние ступени насоса 5 и далее по насосу через обратный клапан 7 и сливной клапан 8 в колонну насосно-компрессорных труб (колонна не показана).
Компенсатор 3 служит для выравнивания давления внутри асинхронного двигателя 1 с давлением в зоне подвески и для компенсации изменения объема масла при температурном расширении. Компенсатор 3 (см. фиг. 2) состоит из основания 12 компенсатора, эластичной диафрагмы 13 и кожуха 14 диафрагмы 13. Диафрагма 13 при помощи бандажей 15 (верхнего и нижнего) герметично прижата к основанию 12. В кожухе 14 диафрагмы 13 имеются ряды радиальных сквозных отверстий 16, соединяющих внутреннюю его полость с затрубным пространством, причем нижний их ряд расположен на уровне верхнего бандажа 15. Благодаря тому, что отверстия 16 находятся только сверху, все пространство между диафрагмой 13 и кожухом 14 диафрагмы 13 будет заполнено жидкостью глушения, которая меньше, чем нефть насыщается газом, а свободный газ при каждом расширении масла будет вытес- няться. Диффузии газа не будет, т.к. снаружи диафрагмы 13 свободный газ отсутствует.
Использование: в погружных центробежных электронасосах для откачки различных сред, в частности нефти из скважин. Сущность изобретения: сквозные радиальные отверстия в кожухе диафрагмы компенсатора для сообщения внутреннего пространства, находящегося между диафрагмой компенсатора и ее кожухом, с затрубным пространством выполнены в верхней части кожуха на уровне и выше верхнего бандажа, герметично прижимающего диафрагму к основанию компенсатора. 2 ил.
Погружной центробежный высоконапорный электрический насос для подъема жидкости из скважин, содержащий соединяемые последовательно с помощью фланцев секции насоса и погружного электродвигателя, заполненного маслом, герметично сочлененных с ним протектора и компенсатора, включающего основание, к которому герметично при помощи верхнего и нижнего бандажей прижата диафрагма, и кожух диафрагмы с радиальными сквозными отверстиями для сообщения внутреннего пространства между диафрагмой и кожухом с затрубным пространством, выполненными на разных уровнях, отличающийся тем, что нижний уровень выполнения радиальных сквозных отверстий расположен на уровне верхнего бандажа.
Беззубов А.В., Щекалин Ю.В., Насосы для добычи нефти | |||
М.: Недра, 1986, с.42-49. |
Авторы
Даты
1996-08-20—Публикация
1995-09-07—Подача