УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТНЫМ КОНТАКТОРОМ В ЦЕПИ ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА Российский патент 1996 года по МПК B60L1/00 

Описание патента на изобретение RU2066638C1

Изобретение относится к области электрооборудования транспортных средств и предназначено преимущественно для тепловозов с электропередачей постоянного и переменно-постоянного тока.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, предназначенное для управления электромагнитными аппаратами. Известное устройство содержит конденсатор, диод, стабилитрон, транзистор, резистор и позволяет ускорить спад тока и ограничить напряжение катушки электромагнитного аппарата при ее отключении. Известному устройству присущи такие недостатки. В случае отказа элементов устройства, когда оно теряет способность выполнять свои функции, электромагнитный аппарат продолжает коммутировать электрическую цепь. При этом ухудшаются его защитные свойства, повышается вероятность пробоя изоляции электрических цепей и повреждения их аварийными токами. Стабилитрон и транзистор имеют невысокую надежность.

Сущность изобретения состоит в том, что устройство, содержащее контактор с замыкающим силовым контактом в защищаемой цепи и катушкой, шунтированной цепью, которая состоит из последовательно соединенных диода, конденсатора и подключена к генератору напряжения управления через выходной контакт органов защиты электрооборудования от аварийных режимов, дополняют трансформаторным выпрямителем и реле напряжения с замыкающим контактом. При этом цепь из последовательно соединенных диода и конденсатора является фильтрующим (сглаживающим) элементом трансформаторного выпрямителя. Подключат его к источнику напряжения переменного тока и выполняют источник в виде преобразователя постоянно-переменного напряжения, питающегося от генератора напряжения управления. Это позволяет при повреждении элементов, ускоряющих спад тока и ограничивающих напряжение катушки контактора, блокировать его функционирование, заменить менее надежные элементы более надежными (п. 1 формулы) и использовать изобретение на транспортных средствах, которые не имеют источника напряжения переменного тока (п. 2 формулы).

Технический результат изобретения характеризуется упрощением и повышением функциональной надежности.

На фиг. 1 и 2 приведены принципиальные электрические схемы устройства управления.

На фиг. 1, которая соответствует п. 1 формулы, показаны трансформаторный выпрямитель 1, содержащий диод 1.1, трансформатор 1.2 с выводами 1.3 и фильтрующий элемент, который выполнен в виде цепи из последовательно соединенных конденсатора 2 и диода 3, реле напряжения 4 с катушкой 4.1 и замыкающим контактом 4.2, выходной контакт 5 органов защиты электрооборудования от аварийных режимов, защитный, контактор 6 с катушкой 6.1 и замыкающим силовым контактом 6.2, клеммы 7 и 8, тяговый генератор 9 с обмоткой возбуждения 9.1 и якорной обмоткой 9.2 с выводами 10 для подключения тяговых электродвигателей (не показаны) тепловоза. Выводы 1.3 выпрямителя 1 являются его входом, который подключен к источнику напряжения переменного тока (не показан) тепловоза. Выход выпрямителя 1 подключен к параллельно соединенным конденсатору 2 и катушке 4.1 реле 4. Клеммы 7 и 8 предназначены соответственно для подключения к не показанным на схемах генератору напряжения управления и возбудителю тепловоза. Конденсатор 2 имеет емкость, при которой поступление в него энергии, запасенной в индуктивности катушки 6.1, не сопровождается заметным увеличением его напряжения.

На фиг. 2, которая соответствует п. 2 формулы, показаны элементы 1-10 и преобразователь 11 постоянно-переменного напряжения, который входом подключен через клеммы 7 к генератору напряжения управления тепловоза и выходом соединен с выводами 1.3 выпрямителя 1.

Устройство управления (фиг. 1 и 2) работает в такой последовательности.

На выводы 1.3 и клеммы 7,8 поступают соответственно переменное и постоянное напряжения. Через трансформатор 1.2 и диод 1.1 конденсатор 2 заряжен до напряжения, полярность которого показана на схемах. Напряжение конденсатора 2 прикладывается к катушке 4.1 реле 4, оно включено и контакт 4.2 замкнут. По цепи 4.2-5 с клемм 7 напряжение поступает на катушку 6.1 контактора 6, он включен и его контакт 6.2 замкнут. Диод 3 препятствует протеканию тока по соединенной с диодом 1.1 обмотке трансформатора 1.2, конденсатору 2 и катушке 4.1 под действием напряжения, поступающего на клеммы 7. С клемм 8 по цепи 6.2 поступает напряжение на обмотку 9.1 генератора 9. Его якорная обмотка 9.2 питает тяговые электродвигатели, которые обеспечивают движение тепловоза.

При срабатывании органов защиты электрооборудования от аварийных режимов размыкается контакт 5, напряжение катушки 6.1 меняет полярность и после этого имеет показанную на схемах полярность. Ток катушки 6.1 переходит из цепи 4.2-5-7 в цепь 2-3. Конденсатор 2 ограничивает напряжение катушки 6.1 и ускоряет затухание тока в ее цепи. В результате этого исключается появление опасных для изоляции напряжений, контакт 6.2 контактора 6 с меньшей временной задержкой прерывает ток обмотки 9.1 генератора 9. Напряжение его обмотки 9.2 раньше снимается c электрооборудования и уменьшается время протекания в его силовых цепях аварийных токов.

При отсутствии напряжения на конденсаторе 2, реле 4 отключено, его контакт 4.2 разомкнут и блокирует включение контактора 6 и подачу напряжения генератора 9 на силовые цепи электрооборудования тепловоза. Если при включенном контакторе 6 и замкнутом контакте 6.2 снимается напряжение с конденсатора 2, то реле 4 отключается. Его разомкнувшийся контакт 4.2 прерывает питание катушки 6.1 контактора 6, он выключается и обеспечивается снятие напряжения с силовых цепей электрооборудования тепловоза до возникновения аварийных режимов. В результате блокирующего действия реле 4 при защите электрооборудования тепловоза от аварийных режимов всегда обеспечивается быстродействующее отключение защитного контактора 6.

Похожие патенты RU2066638C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА 1990
  • Новиков О.И.
RU2009051C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТЕПЛОВОЗА ОТ АВАРИЙНЫХ ТОКОВ 1989
  • Новиков О.И.
  • Белобаев Г.Я.
RU2007304C1
ДАТЧИК БОКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ТЕПЛОВОЗА С ПАРАЛЛЕЛЬНО ВКЛЮЧЕННЫМИ ТЯГОВЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ 1994
  • Новиков О.И.
RU2093376C1
ЭЛЕКТРОУСТАНОВКА С УСТРОЙСТВОМ ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ОТ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ 1992
  • Новиков О.И.
RU2050659C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ В СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1991
  • Новиков О.И.
RU2039404C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ КОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗА 1992
  • Новиков О.И.
RU2031009C1
СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ СЕКЦИЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА К ЭЛЕКТРОПРИВОДУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Новиков О.И.
RU2087338C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Новиков О.И.
RU2069628C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ 1992
  • Новиков О.И.
RU2025022C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ КОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗА 1992
  • Новиков О.И.
RU2067052C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 066 638 C1

Реферат патента 1996 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТНЫМ КОНТАКТОРОМ В ЦЕПИ ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА

Использование: область электрооборудования тепловозов с электропередачами. Сущность изобретения: устройство для управления защитным контактором в цепи обмотки возбуждения тягового генератора содержит цепь из последовательно соединенных диода и конденсатора, включенную параллельно катушке контактора, контакты органов защиты и управления электропередачей тепловоза, трансформаторный выпрямитель, преобразователь постоянного напряжения в переменное, реле напряжения с замыкающим контактом. Причем вход трансформаторного выпрямителя соединен с источником напряжения переменного тока, а выход и катушка реле напряжения подключены параллельно конденсатору. Замыкающий контакт реле напряжения включен последовательно в цепь питания катушки защитного контактора, при этом полярность напряжения на выходе трансформаторного выпрямителя не совпадает с проводящим напряжением диода. Источник напряжения переменного тока выполнен в виде преобразователя постоянно-переменного напряжения, входом подключенного к генератору напряжения управления, а выходом соединенного со входом трансформаторного выпрямителя, что повышает надежность. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 066 638 C1

1. Устройство для управления защитным контактором в цепи обмотки возбуждения тягового генератора, содержащее цепь из последовательно соединенных диода и конденсатора, включенную параллельно катушке контактора, связанной с генератором управления через выходной контакт органов защиты электрооборудования от аварийных режимов, отличающееся тем, что оно снабжено трансформаторным выпрямителем, фильтрующим элементом которого является вышеупомянутая цепь последовательно соединенных диода и конденсатора, реле напряжения с замыкающим контактом, причем вход трансформаторного выпрямителя соединен с источником напряжения переменного тока, а выход и катушка реле напряжения подключены параллельно конденсатору, замыкающий контакт реле напряжения включен последовательно в цепь питания катушки защитного контактора, при этом полярность напряжения на выходе трансформаторного выпрямителя не совпадает с проводящим направлением диода. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что источник напряжения переменного тока выполнен в виде преобразователя постоянного-переменного напряжения, который входом подключен к генератору напряжения управления, а выходом соединен со входом трансформаторного выпрямителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2066638C1

Устройство для поглощения энергии индуктивного элемента, коммутируемого в электрической цепи постоянного тока 1990
  • Новиков Олег Иванович
SU1755329A1

RU 2 066 638 C1

Авторы

Новиков О.И.

Даты

1996-09-20Публикация

1993-12-21Подача