Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к гидросамолетам.
Известен гидросамолет, содержащий корпус, крыло, хвостовое оперение и дополнительную стабилизирующую поверхность [1] Недостатком этого самолета является большой вес конструкции корпуса и низкое аэродинамическое качество.
Известен также гидросамолет, содержащий корпус, хвостовое оперение и крыло типа "чайка" с водоизмещающим центропланом [2] Недостатком его является сложная конструкция крыла самолета, низкие запасы продольной и поперечной остойчивости.
Задачей изобретения является создание гидросамолета с высоким аэродинамическим качеством, достаточным запасом продольной и поперечной остойчивости, брызгозащищенностью элементов конструкции на режимах взлета и посадки путем воздействия на несущую поверхность самолета брызговой струей, сходящей с корпуса гидросамолета.
Решение задачи обеспечивается тем, что в гидросамолете, содержащем крыло, горизонтальное и вертикальное оперение, глиссирующий корпус с реданом, стабилизирующая поверхность закреплена на корпусе выше скуловой линии с положительным углом установки, причем расстояние от задней кромки до редана составляет не менее полуширины корпуса.
Кроме того, задняя кромка стабилизирующей поверхности расположена позади редана в диапазоне высот над основной плоскостью гидросамолета:
где Нo осадка корпуса на режиме плавания по первому редану;
Φ угол дифферента гидросамолета;
n расстояние от задней кромки стабилизирующей поверхности до редана.
Кроме того, размах стабилизирующей поверхности составляет две-три ширины корпуса гидросамолета.
Кроме того, стабилизирующая поверхность установлена на боковых поверхностях корпуса с углом поперечного "V" в диапазоне ψ = ±20°.
Решение задачи обеспечивается также тем, что в гидросамолете, содержащем глиссирующий корпус с реданом, горизонтальное и вертикальное оперение, закрепленное на корпусе крыло, передняя кромка центроплана которого расположена впереди редана, а задняя кромка позади редана, крыло закреплено на корпусе выше его скуловой линии с положительным углом установки, при этом расстояние от задней кромки центроплана крыла до редана составляет не менее полуширины корпуса.
Кроме того, задняя кромка центроплана крыла установлена позади редана в диапазоне высот относительно основной плоскости гидросамолета:
,
где Ho осадка корпуса на режиме плавания по первому редану;
Φ угол дифферента гидросамолета;
n расстояние от задней кромки центроплана до первого редана, при этом величина n выбрана из соотношения:
3/4 ba ≅ n ≅ ba,
где ba средняя аэродинамическая хорда крыла.
Кроме того, размах центроплана крыла составляет две-три ширины корпуса гидросамолета.
Кроме того, центроплан установлен на корпусе с углом поперечного "V" в диапазоне ψ = ±15°.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен гидросамолет, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид спереди, вариант с крылом; на фиг. 3 то же, вариант со стабилизирующей поверхностью.
Гидросамолет содержит корпус 1 с реданом 2, крыло 3, вертикальное и горизонтальное оперение 4, стабилизирующую поверхность 5.
Стабилизирующая поверхность 5 крепится к корпусу таким образом, что она образует положительный угол установки α с основной плоскостью корпуса гидросамолета и расположена выше его скуловой линии, а ее передняя кромка устанавливается впереди редана.
Выбор местоположения стабилизирующей поверхности определяется необходимостью получения достаточной подъемной силы при глиссировании на брызговых струях.
Гидросамолет работает следующим образом. При взлете и посадке, когда скорость глиссирования составляет величину V ≥ 0,3 Vотр, брызговые струи, выходящие из-под корпуса гидросамолета, попадают на крыло или стабилизирующую поверхность, установленную соответствующим образом относительно корпуса гидросамолета. Создаваемая гидродинамическая сила обеспечивает поперечную и продольную остойчивость самолета, а низкое расположение крыла и устранение опорных поплавков или жабр высокое аэродинамическое качество.
Глиссирующие элементы крыла располагаются вне следа за первым реданом и, следовательно, устраняется верхняя зона неустойчивого глиссирования, выход в которую для гидросамолетов обычной компоновки катастрофически опасен. Следовательно, для предлагаемого гидросамолета возрастает безопасность выполнения взлетов и посадок на воде, снижаются требования к технике пилотирования. Кроме того, за счет компактного расположения точек приложения гидродинамических подъемных сил вблизи центра тяжести гидросамолета, заметно ослабляются его раскачка по углу дифферента при движении на волне. В обычном гидросамолете при вхождении носовой части лодки в волну центр давления смещается далеко вперед, возникает кабрирующий момент, который увеличивает угол дифферента v и угловую скорость дифферента до тех пор, пока не будет пройдена волна или не будет достаточно заглублен второй редан, создающий момент на пикирование. В предлагаемом гидросамолете при входе носовой части лодки в волну резко усиливаются брызговые струи, создающие подъемную силу на размещенных сзади центра тяжести несущих поверхностях. В результате практически одновременно с возникновением дестабилизирующего момента на кабрирование появляется компенсирующий момент на пикирование. Как следствие, ослабляются угловые колебания гидросамолета и возрастает его мореходность. ЫЫЫ2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 2004 |
|
RU2272752C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ С НИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМ КРЫЛОМ | 2002 |
|
RU2231480C2 |
ГИДРОСАМОЛЕТ | 2001 |
|
RU2223200C2 |
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 2006 |
|
RU2328413C1 |
ГИДРОСАМОЛЕТ | 1978 |
|
SU1839917A1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1997 |
|
RU2135394C1 |
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" | 2006 |
|
RU2324627C2 |
ЭКРАНОХОД | 2013 |
|
RU2545566C1 |
ДЕМПФИРУЮЩАЯ СКОЛЬЗЯЩАЯ ГИДРОЛЫЖА ПОЛОВНИКОВА | 2005 |
|
RU2326789C2 |
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ - АМФИБИЯ | 2017 |
|
RU2661379C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к гидросамолетам. Гидросамолет содержит корпус с реданом, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, стабилизирующую поверхность. Крыло или стабилизирующая поверхность закреплена на корпусе с положительным углом установки выше скуловой линии гидросамолета, причем передняя кромка указанных элементов располагается перед реданом, а задняя кромка за реданом. Изобретение позволяет повысить аэродинамическое качество гидросамолета и обеспечить достаточный запас продольной и поперечной устойчивости. 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
где Hо осадка корпуса на режиме плавания по первому редану;
Φ угол дифферента гидросамолета;
n расстояние от задней кромки стабилизирующей поверхности до редана.
5. Гидросамолет, содержащий глиссирующий корпус с реданом, горизонтальное и вертикальное оперение, закрепленное на корпусе крыло, передняя кромка центроплана которого расположена впереди редана, а задняя кромка позади редана, отличающийся тем, что крыло закреплено на корпусе выше его скуловой линии с положительным углом установки, при этом расстояние от задней кромки центроплана крыла до редана составляет не менее полуширины корпуса.
где Hо осадка корпуса на режиме плавания по первому редану;
Φ угол дифферента гидросамолета;
n расстояние от первого редана до задней кромки центроплана, при этом величина n выбрана из соотношения
3/4 bа ≅ n ≅ ba,
где ba средняя аэродинамическая хорда крыла.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ ФИЛЬТР КУРИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2013 |
|
RU2639982C2 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Боеприпас усиленного осколочно-фугасного или фугасного действия | 2019 |
|
RU2720141C1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1996-09-27—Публикация
1993-04-26—Подача