Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к конструкциям агрегатов пневмогидросистем.
Известен клапан, содержащий корпус с впускным и выпускным отверстиями, пробку и электропривод, соединенный в пробкой /1/.
Недостатком указанного клапана является сложность конструкции из-за наличия электропривода и необходимость теплоизоляции и обогрева электропривода при работе с криогенным рабочими телами.
Из известных технических решений наиболее близким является пироклапан отсечной, содержащий корпус с впускным и выпускным отверстиями, в цилиндрической расточке которого установлен поршень с конической пробкой, срезную мембрану и пирокамеру /2/.
Недостатком данного пироклапана являются узкие функциональные возможности и низкая надежность из-за утечек рабочего тела через посадочное место и электроконтакты пиропатрона.
Задачей изобретения является повышение надежности работы с агрессивными и криогенными рабочими телами.
Технический результат достигается, тем, что в пироклапане отсечено, содержащем корпус с впускным и выпускным отверстиями, в цилиндрической расточке которого размещен поршень с конической пробкой, установленной с возможностью заклинивания в ответном коническом седле, выполненном в полости корпуса, и разобщения впускного и выпускного отверстий, пирокамеру и срезную мембрану, одно из отверстий выполнено в боковой поверхности седла, причем, в месте пересечения отверстия с поверхностью седла в последнем выполнена расточка, разделяющая седло на два участка, первый из которых расположен между впускным и выпускным отверстиями, а второй между выпускным отверстием и цилиндрической расточкой корпуса, при этом, срезная мембрана закреплена на поршне или выполнена с ним за одно целое, неподвижно соединена с корпусом с обеспечением герметичного отделения пирокамеры от цилиндрической расточки корпуса, а на конической пробке выполнена проточка с возможностью сообщения ее с отверстием в боковой поверхности седла при срабатывании пироклапана.
Отверстие, выходящее на боковую поверхность седла, может быть выполнено в виде щелевого паза, величина хода пробки до контакта с первым участком может быть больше или меньше величины хода до контакта со вторым участком.
На конической пробке выполнен ряд кольцевых канавок, а проточка на конической пробке выполнена с образованием двух участков пробки, расположенных с возможностью заклинивания в соответствующих участках конического седла, причем, максимальный диаметр первого участка пробки не превышает максимального диаметра первого участка конического седла, а диаметр второго участка пробки на расстоянии от конца проточки, равном ширине расточки седла не меньше минимального диаметра второго участка конического седла. Диаметр проточки пробки больше минимального диаметра конического седла.
В цилиндрической расточке корпуса может быть выполнена буферная полость, а на поршне выполнены уплотнительные пояски, размещенные на упругих усах, соединенных с поршнем, с образованием перед усом полости, обращенной к пирокамере, и щелевое уплотнение, размещенное между срезной мембраной и первым уплотнительным пояском, причем, полости перед упругими усами расположены с возможностью сообщения с буферной полостью после начала движения поршня.
Между пробкой и поршнем могут быть выполнены направляющий буртик и шейка, причем, в направляющем буртике выполнены канавки, сообщающие полость цилиндрической расточки с полостью корпуса, при этом, диаметр направляющего буртика равен максимальному диаметру конической пробки, а между пробкой и буртиком выполнена проточка, сообщающаяся с канавками, выполненными в буртике, и с полостью корпуса.
На поршне со стороны пробки выполнен тороидальный демпфер, расположенный с возможностью безударного торможения поршня.
Срезная мембрана выполнена с возможностью гарантированного среза под воздействием максимального усилия, действующего со стороны пирокамеры на поршень.
Изобретение поясняется следующими графическими изображениями:
на фиг.1 схематически изображен продольный разрез пироклапана отсечного;
на фиг.2 разрез А-А на фиг.1;
на фиг.3 показан фрагмент уплотнений поршня;
на фиг.4 узел I, вариант исполнения пробки с буртиком и шейкой.
Пироклапан отсечной состоит из корпуса 1 с впускным и выпускным отверстиями 2, 3 /каждое из отверстий может быть как впускным, так и выпускным/, в цилиндрической расточке корпуса 1 размещен поршень 4 с конической пробкой 5, установленной с возможностью заклинивания в ответном коническом седле, выполненном в полости корпуса 1 в виде двух конических участков 6 и 7, разделенных между собой расточкой 8. Отверстие 3, выходящее в боковую поверхность седла, по меньшей мере, частично выполнено в виде щелевого паза 9. Срезная мембрана 10 закреплена на поршне 4 или выполнена за одно целое с ним, неподвижно соединена с корпусом 1 с обеспечением герметичного отделения полости пирокамеры 11 от цилиндрической расточки корпуса 1, в которой выполнена буферная полость 12. Комплект уплотнений поршня 4 содержит уплотнительные пояски 13, размещенные на упругих усах 14, соединенных или выполненных за одно целое с поршнем 4, при этом, перед усами 14 образованы полости 15, обращенные к пирокамере 11. Между мембраной 10 и первым пояском 13 расположено щелевое уплотнение 16. Между пробкой 5 и поршнем 4 последовательно выполнены направляющий буртик 17 и шейка 18, в направляющем буртике 17 образованы канавки 19, на пробке 5 со стороны буртика 16 выполнена проточка 20. Между шейкой 18 поршнем 4 выполнен тороидальный демпфер 21. На конической пробке 5 выполнена проточка 22 с образованием двух участков пробки 5, на поверхности которых выполнен ряд кольцевых канавок 23.
Устройство работает следующим образом.
После подрыва пиросредства /не показано/ продукты сгорания поступают в пирокамеру 11 и воздействуют на поршень 4. При этом, срезается мембрана 10, поршень 4 начинает движение, при этом, продукты сгорания, дросселируя через щелевое уплотнение 16, заполняют первую полость 15, воздействуют на упругий ус 14 и поджимают уплотнительный поясок 13 к поверхности цилиндрической расточки. Рабочее тело, находящееся в буферной полости 12 и подпоршневом пространстве, начинает сжиматься, часть рабочего тела щель, образованную между корпусом 1 и шейкой 18, далее, по канавкам 19 и проточке 20 эвакуируется во внутреннюю полость корпуса 1, уменьшая влияние противодавления на ход поршня 4. При дальнейшем движении, конические участки пробки 5, разделенные между собой проточкой 32, соприкасаются с ответными участками 6 и 7, материал пробки 5 между канавками 23 деформируется и пробка 6 заклинивается в участках 6 и 7 конического гнезда. При этом, заклинивание пробки 5 в участке 6 означает отделение отверстия 3 от щели 9 и отверстия 3, а заклинивание пробки 5 в участке 7 устраняет утечку рабочего тела из отверстия 3 через щель 9, расточку 8 и поршень 9 в пирокамеру 11 и далее, через посадочное место и электроконтакты пиросредства в окружающую среду. В конце рабочего хода, тороидальный демпфер 21 может войти в соприкосновение с корпусом 1 и затормозить движение поршня 4.
Для повышения энергоотдачи срезная мембрана 10 выполняется таким образом, что ее гарантированный срез происходит при достижении в пирокамере 11 максимального давления. ЫЫЫ2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПИРОКЛАПАН | 2022 |
|
RU2773787C1 |
ПИРОКЛАПАН | 2005 |
|
RU2289746C1 |
ОТСЕЧНОЙ ПИРОКЛАПАН | 1991 |
|
RU2065115C1 |
БЛОК ПИРОКЛАПАНОВ | 1993 |
|
RU2068143C1 |
ПИРОКЛАПАН | 2009 |
|
RU2421648C2 |
ПИРОКЛАПАН | 2023 |
|
RU2801877C1 |
КЛАПАН-ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ КАНАЛОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2022 |
|
RU2791170C1 |
КЛАПАН | 2010 |
|
RU2430286C1 |
КЛАПАН ПИРОТЕХНИЧЕСКИЙ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2641789C1 |
ПИРОКЛАПАН | 1998 |
|
RU2142085C1 |
Использование: в машиностроении, в частности, в агрегатах пневмогидросистем, работающих с агрессивными и криогенными рабочими телами. Сущность изобретения: пироклапан отсечной содержит корпус, пирокамеру и срезную мембрану. В цилиндрической расточке корпуса размещен поршень с конической пробкой, которая установлена с возможностью заклинивания в ответном коническом седле и разобщения впускного и выпускного отверстий корпуса. Одно из отверстий выполнено в боковой поверхности седла. В месте пересечения отверстия с поверхностью седла в последнем выполнена расточка, разделяющая седло на два участка. На конической пробке выполнена проточка с возможностью сообщения ее с отверстием в боковой поверхности седла при срабатывании пироклапана. Срезная мембрана закреплена на поршне или выполнена с ним за одно целое, неподвижно соединена с корпусом с обеспечением герметичного отделения пирокамеры от цилиндрической расточки корпуса. 15 з.п.ф-лы, 4 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Беляев Н.М | |||
и др | |||
Пневмогидравлические системы.- М.: Высшая школа, 1988, с | |||
Устройство для устранения мешающего действия зажигательной электрической системы двигателей внутреннего сгорания на радиоприем | 1922 |
|
SU52A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Беляев Н.М | |||
и др | |||
Пневмогидравлические системы.- М.: Высшая школа, 1988, с | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1996-10-20—Публикация
1993-06-29—Подача