Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания.
В качестве высокооктановой добавки к топливам для двигателей внутреннего сгорания, в частности к бензинам, широкую известность получил этиловый спирт. Однако, как правило, используют обводненный спирт, вследствие чего при введении его в топливо фазовая стабильность последнего снижается. Разделение топливной композиции на бензиновый и водно-спиртовый слои затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания глохнет двигатель, замерзают топливные баки и т.п.
Для устранения указанного недостатка используют ряд приемов: например, удаление воды из спирто-бензиновой смеси путем обработки ее 45%-ным раствором СаСl2 в присутствии твердого СаСl2 или путем обработки водно-спиртового слоя кеталями, ацеталями или ортоэфирами с последующим смещением полученного безводного продукта с углеводородной частью топливной композиции.
Однако эти способы трудоемки и недостаточно эффективны.
Известно также использование различных сорастворителей (солюбилизирующих добавок) к этиловому спирту, которые предотвращают расслоение при низких температурах фаз углеводородов и этилового спирта в топливно-этанольных смесях.
Так, например, известна добавка к топливам на основе этилового спирта, содержащая метил-трет-бутиловый эфир в качестве сорастворителя.
Топливная композиция, содержащая эту добавку, имеет следующий состав, об.
этиловый спирт 10-18
метил-третт-бутиловый эфир 4-12
бензин 82-90
Известна добавка к топливу на основе этилового спирта, содержащая также гептан, воду и сложные эфиры карбоновых кислот при следующем соотношении компонентов, об.
этиловый спирт 55-90
гептан 5-10
вода до 5
сложные эфиры карбоновых кислот 10-45
Добавку вводят в топливо в количестве 10 об.
Известна топливная композиция, содержащая бензин, этиловый спирт и добавку, улучшающую стабильность композиции, которая представляет собой алкилацетат с алкильными радикалами С1-C6 линейного или разветвленного строения. Содержание сорастворителя в композиции 0,1-1,0% (1).
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является добавка к моторному топливу, содержащая обводненный этиловый спирт и сорастворитель, представляющий собой высшие алифатические спирты С3-C5, например пропиловый спирт, изопропиловый спирт, бутиловый, изобутиловый или трет-бутиловый спирт, амиловый или изоамиловый спирты или их смеси.
Топливная композиция, содержащая эту добавку, имеет следующий состав, мас. (2):
обводненный этиловый спирт 1-12
алифатические спирты С3-C5 0,3-4,0
бензин остальное
Ограниченность ресурсов производства высших алифатических спиртов С3-C5, их высокая стоимость ограничивают возможность применения известной композиции.
Задачей изобретения является разработка высокооктановой добавки к моторным топливам на основе недефицитного отечественного сырья, обеспечивающей фазовую стабильность топлива, а также разработка топливной композиции, содержащей эту добавку.
Для решения поставленной задачи предлагаемая добавка к моторному топливу на основе обводненного этилового спирта, содержащая в качестве сорастворителя отход производства этилового спирта из древесного сырья при следующем соотношении компонентов, мас.
отход производства этилового спирта из древесного сырья 8-80
обводненный этиловый спирт остальное
Предлагается также топливная композиция на основе бензина, содержащая добавку вышеуказанного состава в количестве 2-20 мас.
Отличие заявляемого технического решения от известных состоит в использовании в составе добавки отходов производства этилового спирта из древесного сырья в качестве сорастворителя.
Топливная композиция, содержащая предлагаемую добавку в заявленном количестве, обладает фазовой стабильностью.
Авторами экспериментальным путем установлено, что использование отходов, так называемой "альдегидо-эфиро-спиртовой" фракции", в заявленном количестве позволяет получить автомобильное топливо, не расслаивающееся при температурах ниже -20oC и отвечающее требованиям "комплекса методов квалификационной оценки автомобильных бензинов" (утв. ГМК при Госстандарте СССР 25.10.90 г. протокол N 2) по температуре помутнения.
Отходы производства этилового спирта из древесного сырья до настоящего времени не находят квалифицированного применения и сжигаются.
Квалифицированное использование этих отходов позволит увеличить объем выпускаемых экологически чистых автомобильных бензинов, а также повысить экономичность не только производства бензинов, но и процесса производства этилового спирта из древесного сырья.
Отходы представляют собой смесь алифатических спиртов С3-C5, сложных эфиров метилового и этилового спиртов и муравьиной и уксусной кислот, фурфурола и других органических соединений.
При производстве этилового спирта из древесного сырья в процессе его гидролиза и последующего дрожжевого брожения образуется этиловый спирт с примесями других веществ, которые затем отделяются в процессе ректификации на колонных непрерывного действия:
бражная колонна
эпюрационная колонна
эфирная колонна
спиртовая колонна
метанольная колонна
Смесь веществ, отделяемых в процессе ректификации, и предлагается использовать в качестве сорастворителя.
Содержание отходов в составе высокооктановой добавки менее 8% не обеспечивает требуемой стабильности топливной композиции, а введение сорастворителя в количестве более 80% ухудшают ее октановые характеристики.
Обводненный этиловый спирт выпускается по ГОСТ 18300-87 и содержит до 4% воды.
В качестве основы топливной композиции используют бензины типа А-76, А-92, АИ-91 с температурой помутнения ниже -25oC.
Предлагаемую добавку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и постоянном перемешивании.
Добавку при таких же условиях вводят в базовый бензин.
Указанным способом было приготовлено 3 образца предлагаемой добавки, которые затем смешивали с базовым бензином и полученные композиции испытывали по "Комплексу методов квалификационной оценки" и по ГОСТ 2084-77.
Состав образцов добавки приведен в табл. 1, а состав образцов топливной композиции и результаты испытаний в табл. 2.
Данные, приведенные в табл. 2, подтверждают, что использование отходов производства этилового спирта из древесного сырья в качестве сорастворителя в составе высокооктановой добавки на основе этилового спирта позволяет снизить температуру помутнения топливной композиции, а также способствует увеличению ее октанового числа и сохранению коррозионных свойств базового бензина после смешения его с обводненным этиловым спиртом. ТТТ1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ | 2006 |
|
RU2307151C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДОБАВКА К БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2001 |
|
RU2194069C2 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ | 2007 |
|
RU2335529C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2015 |
|
RU2602077C1 |
ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2005 |
|
RU2291185C1 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ И КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 1999 |
|
RU2148077C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ СИВУШНОГО МАСЛА | 2007 |
|
RU2349630C2 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ НА ОСНОВЕ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2014 |
|
RU2575706C1 |
ОКТАНОПОВЫШАЮЩАЯ ДОБАВКА К БЕНЗИНУ | 2008 |
|
RU2365617C1 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2002 |
|
RU2226206C2 |
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания. Предлагается высокооктановая добавка к моторному топливу, содержащая, мас. %: отходы производства этилового спирта из древесного сырья 8-80, обводненный этиловый спирт остальное. Предлагается также топливная композиция на основе бензина, содержащая 2-20 мас. % вышеуказанной добавки. Использования предлагаемой добавки в составе топливной композиции позволяет снизить температуру помутнения композиции, способствует увеличению ее октанового числа и сохранению коррозионных свойств базового бензина после смешения его с обводненным этиловым спиртом. 2 табл.
Отходы гидролизного производства этилового спирта из древесного сырья 8 80
Этиловый спирт Остальное
2. Топливная композиция на основе бензина, содержащая высокооктановую добавку, отличающаяся тем, что в качестве добавки она содержит состав по п.1 в количестве 2 20 мас.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент США N 4394133, кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент США N 4541836, кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1996-11-10—Публикация
1995-06-14—Подача