ГАЗОВАЯ ТУРБИНА Российский патент 1996 года по МПК F01D5/08 F01D25/12 

Описание патента на изобретение RU2069768C1

Изобретение относится к разработке газовых турбин, в частности к конструкции системы охлаждения сопловых, рабочих лопаток и дисков турбины авиационных газотурбинных двигателей, стационарных и транспортных установок.

Газовая турбина является одним из основных узлов современных газотурбинных двигателей. Развитие газовых турбин происходит по пути повышения температуры газов. В настоящее время она достигает величины Тг 1600 - 1700К. Совершенствование газовых турбин происходит как за счет создания новых жаропрочных материалов и покрытий, так и за счет совершенствования конструкции, разработки все более интенсивных методов охлаждения элементов газовых турбин.

В большинстве газовых турбин, содержащих диски с дефлекторами и охлаждаемые лопатки, для охлаждения используется воздух, отбираемый от компрессора, либо вторичный воздух камеры сгорания. Система охлаждения выполняется либо конвективной, осуществляемой путем протекания воздуха под дефлектором диска, и поступления его внутрь полой лопатки, а затем выброс его через верхний торец или выходную кромку лопатки в проточную часть турбины; либо конвективно-пленочной, когда часть охлаждающего воздуха через перфорированную стенку лопатки выпускается на наружную поверхность, полностью или частично заменяя газ в пограничном слое на лопатке [1 и 2]
Недостатком существующих конструкций является то, что охлаждение лопаток воздухом высокого давления, отбираемым из-за компрессора двигателя, существенно увеличивает удельный расход топлива за счет того, что на сжатие охлаждающего воздуха затрачивается часть работы цикла, а работы этот воздух совершает меньше, чем мог бы совершить проходя через проточную часть турбины, так как при протекании по каналам охлаждения теряет часть своей энергии. Рост степени повышения давления в современных газотурбинных двигателях приводит к повышению температуры охлаждающего воздуха и уменьшению температурного напора. Ориентировочно можно считать, что в зависимости от КПД узлов двигателя 1 отбора воздуха на охлаждение турбины увеличивает удельный расход топлива на 0,5 0,7
Отбор воздуха на охлаждение турбины на современных двигателях составляет ΔGохл≈ 10...12%,, что приводит к значительному увеличению удельного расхода топлива.

Другим недостатком способа охлаждения турбины воздухом, отбираемым из-за компрессора или вторичным воздухом камеры сгорания является то, что в этом воздухе присутствует значительное количество посторонних частиц от выработки уплотнений компрессора, сажи, кокса от неполного сгорания топлива, а также пыли, попадающей на вход в компрессор двигателя. Попадание посторонних частиц внутрь лопаток и налипание их на стенки значительно снижает теплоотвод от стенки к воздуху за счет роста температурного градиента в стенке лопатки, что увеличивает температуру лопатки.

Следует отметить, что это явление особенно присуще двигателям стационарных газотурбинных установок, силовым установкам наземного транспорта и вертолетным двигателям и в меньшей степени проявляется на силовых установках самолетов. Влияние отложений усугубляется при больших ресурсах двигателей.

Вскрытие и осмотр внутренней поверхности лопаток двигателя НК-12СТ и других двигателей, имеющих наработку 300 1000 ч показал, что поверхность каналов охлаждения покрыта плотным слоем отложений, образующихся из частиц, попадающих внутрь лопаток с охлаждающим воздухом.

Цель изобретения повышение надежности работы турбины.

Цель достигается тем, что газовая турбина силовой установки, содержащая рабочие и сопловые охлаждаемые лопатки, образующие проточную часть турбины, силовой картер с отверстиями для подвода охлаждающего воздуха в систему охлаждения элементов турбины, образующий с внутренним кожухом камеры сгорания полость, сообщенную с проточной частью турбины, и она снабжена отражателем, установленным в полости над отверстиями картера с образованием щели; отражатель выполнен в виде кольца или в виде отдельных элементов.

Воздух, засоренный посторонними частицами на подводе в систему охлаждения ударяется в кольцо и частицы по инерции отбрасываются в проточную часть турбины, а очищенный воздух из-под кольца отражателя поступает в систему охлаждения турбины.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена проточная часть турбины.

Турбина состоит из статора с сопловыми лопатками 1, ротора с рабочими лопатками 2, силового картера турбины 3 с подводящими охлаждающий воздух отверстиями 4 и кольца-отражателя 5.

Турбина работает следующим образом.

Охлаждающий воздух, отбираемый из-за компрессора или вторичный воздух камеры сгорания, засоренный посторонними частицами от выработки уплотнений компрессора, сажи, кокса из-за неполного сгорания топлива в камере сгорания, пыли, попадающей в проточную часть двигателя из внешней атмосферы, притекая к отверстиям 4 ударяется о кольцо-отражатель 5. Посторонние частицы, по инерции, при ударе о кольцо-отражатель, отбрасываются в проточную часть турбины двигателя, а очищенный воздух через щель между кольцом-отражателем и картером турбины поступает в систему охлаждения турбины. Протекая по каналам лопаток 1 и 2 и под дефлектором диска воздух отбирает тепло и выбрасывается в проточную часть турбины двигателя.

Экономический эффект предполагаемого изобретения проявится в повышении надежности и ресурса работы сопловых и рабочих лопаток турбины и повышения их ремонтопригодности.

Похожие патенты RU2069768C1

название год авторы номер документа
СТУПЕНЬ ТУРБИНЫ ГТД С ОТВЕРСТИЯМИ ОТВОДА КОНЦЕНТРАТА ПЫЛИ ОТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ 2013
  • Андреенко Владимир Михайлович
  • Пиотух Станислав Мечиславович
  • Поткин Андрей Николаевич
  • Бухалов Игорь Германович
  • Емасов Фанус Хасанович
  • Смирнова Анна Анатольевна
RU2520785C1
СИСТЕМА ВОЗДУШНО-ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЛОПАТОК СТУПЕНЕЙ ТУРБИНЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2020
  • Куликов Владимир Дмитриевич
RU2735972C1
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2735881C1
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2735040C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛОКОМОТИВА С РЕГЕНЕРАЦИЕЙ ТЕПЛА 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2323115C1
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
  • Толмачев В.А.
RU2151884C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2450143C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2450142C1
УСТРОЙСТВО СЕКЦИОННОГО ОХЛАЖДЕНИЯ И СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ СОПЛОВОЙ ЛОПАТКИ ТУРБИНЫ 2012
  • Койн Роберт Уолтер
  • Фостер Грегори Томас
  • Меенакахисундарам Равичандран
  • Макмиллан Глен Артур
  • Уинн Аарон Грегори
RU2619955C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2450141C1

Реферат патента 1996 года ГАЗОВАЯ ТУРБИНА

Использование: авиационные двигатели. Сущность изобретения: газовая турбина содержит статор с сопловыми лопатками 1, ротор с рабочими лопатками 2, картер турбины 3 с подводящими охлаждающий воздух отверстиями 4 и отражатель 5. Охлаждающий воздух после компрессора или вторичный воздух из камеры сгорания, засоренный посторонними частицами, притекая к отверстию 4, ударяется об отражатель 5. Посторонние частицы при этом отбрасываются в проточную часть турбины двигателя, а очищенный воздух через щель между отражателем и картером поступает в систему охлаждения турбины. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 069 768 C1

1. Газовая турбина силовой установки, содержащая рабочие и сопловые охлаждаемые лопатки, образующие проточную часть турбины, силовой картер с отверстиями для подвода охлаждающего воздуха в систему охлаждения элементов турбины, образующий с внутренним кожухом камеры сгорания полость, сообщенную с проточной частью турбины, отличающаяся тем, что она снабжена отражателем, установленным в полости над отверстиями картера с образованием щели. 2. Турбина по п. 1, отличающаяся тем, что отражатель выполнен в виде кольца. 3. Турбина по п. 1, отличающаяся тем, что отражатель выполнен в виде отдельных элементов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2069768C1

Штод А.В
и др
Конструкция авиационных двигателей, М.: ВВИА им
Н.Е.Жуковского, 1969, с
Приспособление для записи звуковых явлений на светочувствительной поверхности 1919
  • Ежов И.Ф.
SU101A1

RU 2 069 768 C1

Авторы

Юрин А.В.

Долотова И.П.

Даты

1996-11-27Публикация

1992-02-19Подача