СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОДНОРОДНЫХ УЧАСТКОВ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА Российский патент 1996 года по МПК G01V1/00 

Описание патента на изобретение RU2069873C1

Изобретение относится к вопросам безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта, в т.ч. подземного, например, метрополитенов. Также может быть использовано при анализе состояния земной поверхности.

Известны способы выявления неоднородных участков на земной поверхности с использованием вибрационных источников и приемников сейсмических волн [1] Известные способы не позволяют выявить неоднородные зоны вдоль протяженных участков земной поверхности.

Известен способ выявления неоднородных зон по глубине участка земной поверхности с использованием железнодорожных составов в качестве дискретного источника упругих колебаний. При этом сейсмическая аппаратура располагается на земной поверхности вблизи железнодорожного полотна [2] Данный способ принят за прототип. Недостатки его заключаются в следующем:
низкая производительность из-за невозможности производить выявления неоднородных зон вдоль всей железнодорожной трассы при прохождении по ней конкретного транспортного средства; низкая точность выявления неоднородных зон, т.к. не известны силовые и динамические показатели движущихся железнодорожных составов (вес, скорость движения, длина состава и т.п.), характеризующие величины искусственно возбуждаемых упругих колебаний.

Целью изобретения является повышение производительности и точности выявления неоднородных зон на участках земной поверхности вдоль железнодорожного полотна.

Поставленная цель достигается тем, что на узле железнодорожного средства устанавливают датчик вибрации и определяют критериальное значение резонансной частоты вибрации узла при возбуждении механических колебаний во время прохождения транспортного средства по однородному участку железнодорожного полотна, затем по мере прохождения составом всей трассы непрерывно регистрируют изменения этого параметра и при его отклонении от критериального значения участок земной поверхности, по которому проходит железнодорожный состав, относят к неоднородным.

Способ осуществляется следующим образом. На узлах электровоза закрепляются датчики вибрации, которые соединены с измерительной аппаратурой, установленной в кабине управления. Определяется критериальное значение показателя резонансной частоты вибрации узлов электровоза при движении состава по участку железнодорожного полотна с однородным состоянием земной поверхности. Затем по мере прохождения этим составом всей исследуемой трассы непрерывно регистрируют резонансную частоту вибрации. При появлении значений, отличающихся от критериального, участок земной поверхности вблизи железнодорожного полотна считается неоднородным.

Похожие патенты RU2069873C1

название год авторы номер документа
Способ оценки удароопасности пластов полезного ископаемого 1990
  • Кротов Николай Владимирович
SU1710775A1
Способ контроля технического состояния обделки тоннеля с использованием сейсмоакустического метода 2022
  • Лебедев Михаил Олегович
  • Бойко Олег Владимирович
  • Дорохин Кирилл Александрович
  • Исаев Юрий Сергеевич
  • Безродный Константин Петрович
  • Шляев Сергей Алексеевич
RU2791457C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2011
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Семашко Николай Александрович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Егоров Дмитрий Евгеньевич
  • Шакина Антонина Владимировна
  • Киреевнин Алексей Борисович
RU2454344C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С МАКСИМАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ 2004
  • Синев Андрей Иванович
  • Рамзаев Анатолий Павлович
  • Макаров Владимир Зиновьевич
  • Черепанов Дмитрий Владимирович
  • Чигирев Петр Григорьевич
RU2272248C1
Способ определения динамического состояния тягового двигателя с опорно-осевой подвеской 2017
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Большаков Роман Сергеевич
  • Орленко Алексей Иванович
  • Елисеев Андрей Викторович
  • Ковригина Инна Владимировна
  • Ярилов Евгений Витальевич
RU2677947C1
Способ оценки динамической жёсткости рельсового пути и устройство для его реализации 2019
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Орленко Алексей Иванович
  • Быкова Наталья Михайловна
  • Большаков Роман Сергеевич
  • Елисеев Андрей Владимирович
RU2731163C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДВЕСТНИКА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ 2011
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Антон Владимирович
RU2483335C1
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АТМОСФЕРЫ, ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ОКЕАНА 2010
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Шалагин Николай Николаевич
  • Зверев Сергей Борисович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Яценко Сергей Владимирович
RU2436134C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО ПОДСТИЛАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ 2022
  • Носков Владислав Яковлевич
  • Богатырев Евгений Владимирович
  • Галеев Ринат Гайсеевич
  • Игнатков Кирилл Александрович
  • Шайдуров Кирилл Дмитриевич
RU2793338C1
СПОСОБ СЕЙСМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИllAltHiHO-I?Xili1HECKAi БИБЛИОТЕКА 1972
SU342151A1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОДНОРОДНЫХ УЧАСТКОВ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА

Использование: исследования земной поверхности при эксплуатации подземных и наземных сооружений, железнодорожных транспортных средств, метрополитенов. Сущность изобретения: на узле транспортного средства устанавливают датчик вибрации. Определяют значения резонансной частоты вибрации узла во время движения средства по трассе и ее критериальное значение. Участок земной поверхности относят к аномальным по отклонению резонансной частоты вибрации узла от его критериального значения. 1 з. п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 069 873 C1

1. Способ выявления неоднородных участков земной поверхности вдоль железнодорожного полотна, включающий возбуждение механических колебаний железнодорожным транспортным средством, их регистрацию, обработку данных и суждение о строении участков земной поверхности, отличающийся тем, что регистрацию осуществляют датчиком вибрации, установленным на узле железнодорожного транспортного средства, определяют критериальное значение резонансной частоты вибрации узла при возбуждении механических колебаний во время прохождения транспортного средства по однородному участку земной поверхности, по мере прохождения железнодорожным транспортным средством всей трассы вдоль железнодорожного полотна непрерывно регистрируют изменения этого параметра, а о наличии неоднородных участков земной поверхности вдоль железнодорожного полотна судят по отклонению резонансной частоты вибрации узла от его критериального значения. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что один датчик вибрации устанавливают на узле локомотива, другой на одном из вагонов железнодорожного состава, а неоднородные зоны выявляют по измерению резонансной частоты вибрации между ними.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2069873C1

Способ определения контура месторождения 1985
  • Ковальская Ирина Яновна
  • Кузнецов Вадим Владимирович
  • Лугинец Александр Иванович
SU1541551A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ СЕЙСМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИllAltHiHO-I?Xili1HECKAi БИБЛИОТЕКА 0
SU342151A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 069 873 C1

Авторы

Кротов Николай Владимирович

Даты

1996-11-27Публикация

1992-07-21Подача