Изобретение относится к области активных воздействий на гидрометеорологические процессы и может быть использовано в народном хозяйстве для защиты сельскохозяйственных культур от заморозков.
Известны различные способы защиты сельскохозяйственных культур от заморозков с использованием обогрева земли и прилегающего к нему воздуха /1,2/.
Известные способы недостаточно эффективны для защиты больших территорий из-за значительных трудозатрат и могут быть использованы только для защиты малых площадей типа дачных участков и небольших фермерских хозяйств.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является способ защиты сельскохозяйственных культур от заморозков путем формирования дымовой завесы над зоной прогнозируемых заморозков с помощью летательного аппарата /3/.
При реализации известного способа используется специально оборудованный самолет, который при помощи распылителя выбрасывает над защищаемой площадью большое количество хлорного олова. Последний, соединяясь с водяными парами воздуха, образует густую туманную завесу, которая постепенно оседает над защищаемым участком.
Недостатком известного способа является низкая его эффективность, обусловленная значительными трудозатратами и тем, что формирование пелены тумана над зоной прогнозируемых заморозков осуществляется без учета скорости ветра, что приводит либо к преждевременному сносу пелены тумана с поверхности земли в случае, если скорость ветра значительна, либо пелена тумана продолжает покрывать землю и не сносится с ее поверхности из-за отсутствия приземного ветра. В обоих случаях поверхность земли не прогpевается утренними лучами и, продолжая остывать, промерзает.
Целью изобретения является повышение эффективности защиты сельскохозяйственных культур от заморозков.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе защиты сельскохозяйственных культур от заморозков, включающем формирование дымовой завесы над зоной прогнозируемых заморозков с помощью летательного аппарата, предварительно определяют направление ветра и профиль его скорости по высоте и выявляют над этой зоной воздушный слой, ограниченный по высоте величинами скорости ветра 1 и 5 м/c, а формирование дымовой завесы осуществляют в указанном воздушном слое поперечными к направлению ветра шлейфами при скорости полета преимущественно 8 15 м/c.
На фиг.1 представлена схема расположения воздушного коридора, ограниченного пороговыми уровнями скоростей ветра, для формирования дымовой завесы; на фиг.2 общий вид летательного аппарата для формирования дымовой завесы; на фиг. 3 схема перемещения летательного аппарата в зоне формирования дымовой завесы.
Способ защиты сельскохозяйственных культур от заморозков реализуется следующим образом.
В период прогнозируемых заморозков, перед самым заходом солнца по стандартной методике определяют направление ветра и профиль его скорости по высоте. Затем определяют высоту (h) воздушного коридора (фиг. 1), ограниченную пороговыми уровнями скорости ветра 1 и 5 м/с, а также высоту до нижней его границы (Н). Затем, дождавшись захода солнца, приступают к формированию дымовой завесы над защищаемой территорией. Для этой цели используется летательный аппарат (фиг.2), выполненный в виде мотопараплана, в котором имеются мототележка 1, оснащенная кабиной пилота 2, силовой установкой 3 и гибким несущим крылом 9, выполненным в виде парашюта. Позади кабины 2 размещен несущий винт 4. Между несущим винтом 4 и кабиной пилота 2 размещен генератор дыма 5. Параплан снабжен двумя датчиками теплового потока 6 и 7, прикрепленными к штоку 8, при этом нижний датчик 6 обращен вниз к поверхности земли, а второй верхний 7 направлен в зенит.
При формировании дымовой завесы пилот поднимает параплан в воздух и входит в воздушный коридор, ограниченный по высоте пороговыми уровнями скорости ветра 1 и 5 м/с (фиг.1) и включает генератор дыма 5. Формирование дымовой завесы над защищаемой территорией при этом осуществляется с наветренной ее стороны (фиг.3) перпендикулярно направлению ветра поперечно расположенными к нему шлейфами. При этом пилот, используя бортовое оснащение, обеспечивает высоту полета и обеспечивает тем самым движение параплана по установленному воздушному коридору. При формировании дымовой завесы параплан следует по прямой, соответствующей ширине защищаемой территории, затем разворачивает на 180oC и следует обратно. Таким образом, на краю защищаемой территории по всей ее ширине формируются продольные шлейфы дыма, которые с помощью приводного винта 4 перемешиваются и ветром перемещаются в сторону защищаемой территории, образуя при этом защитный слой дыма. При больших протяженностях защищаемой территории последняя делится на участки, каждый из которых обрабатывается самостоятельно другим парапланом. При формировании дымовой завесы с помощью датчиков теплового потока контролируется ее плотность. При этом плотность дымовой завесы выбирается таким образом, чтобы разность тепловых потоков от земли и атмосферы, измеренная над дымовой завесой, равнялась нулю. При этих условиях вся излучаемая поверхностью земли энергия переотражается дымовой завесой обратно на землю, чем и обеспечивается стабильный температурный уровень, исключающий заморозки. Процесс формирования дымовой завесы прекращают несколько раньше восхода солнца, чтобы обеспечить унос с защищаемой территории дымовой завесы ветром к моменту появления первых лучей солнца. При этих условиях с момента восхода солнца происходит прогрев почвы и необходимость в дымовой завесе отпадает.
Предложенный способ позволяет повысить эффективность защиты сельскохозяйственных культур от заморозков за счет формирования дымовой завесы в воздушном слое поперечными к направлению ветра шлейфами и при скоростях ветра в приземном слое 1 5 м/c.
Используемый при этом летательный аппарат, выполненный в виде параплана и оснащенный датчиками теплового потока и генератором дыма, позволяет осуществлять контроль плотности дымовой завесы и при необходимости регулировать ее толщину, существенно снижая основные трудозатраты, связанные с защитой сельскохозяйственных культур от заморозков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАЗЕМНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СКОРОСТНОЕ МАГИСТРАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2108932C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ОБЛАКОВ И ОСАДКОВ | 2019 |
|
RU2732710C1 |
СПОСОБ АКТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ГРАДОВЫЕ ОБЛАКА | 1995 |
|
RU2090056C1 |
АВИАЦИОННЫЙ ПРОТИВОЛАВИННЫЙ КОМПЛЕКС | 2011 |
|
RU2471141C1 |
СПОСОБ АКТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ГРАДОВЫЕ ОБЛАКА | 2009 |
|
RU2402195C1 |
АВИАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ | 2005 |
|
RU2314675C2 |
СПОСОБ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРНЫЕ УСЛОВИЯ | 1986 |
|
SU1839962A1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ГРАДОБИТИЙ | 2008 |
|
RU2369088C1 |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1989 |
|
SU1839961A1 |
Способ борьбы с весенними заморозками в садах | 2018 |
|
RU2683730C1 |
Использование: агрометеорология. Сущность изобретения: способ защиты сельскохозяйственных культур от заморозков предусматривает выявление воздушного слоя над зоной предполагаемых заморозков, в котором скорость ветра колеблется в интервале 1 - 5 м/c. В указанном слое формируют дымовую завесу поперечными к направлению ветра шлейфами при скорости полета преимущественно 8 - 15 м/c. Способ осуществляют с помощью устройства, содержащего мотопараплан с генератором дыма. Параплан снабжен двумя датчиками теплового потока, один из которых обращен вниз к поверхности Земли, а другой - в зенит. Генератор дыма размещен между кабиной пилота и расположенным позади нее несущим винтом. В состав параплана входит также гибкое несущее крыло в виде планирующего парашюта. 3 ил.
Виткевич В.И | |||
Основы сельскохозяйственной метеорологии | |||
- М.: Колос, 1964, с | |||
Прибор для записи звуковых волн | 1920 |
|
SU219A1 |
Авторы
Даты
1996-12-10—Публикация
1993-06-24—Подача