Изобретение относится к области бурения скважин, а именно, к устройствам для бурения скважин с одновременным спуском обсадных колонн.
Известно устройство для бурения скважин, включающее колонну труб, к башмаку которой присоединен расширитель, гидравлический вставной забойный двигатель, корпус которого в рабочем положении фиксируется внутри колонны труб, пилотное долото, присоединяемое к валу двигателя (авт. св. СССР N 395557, E 21 B 4/00).
Недостатком устройства является невозможность нагружения породоразрушающих элементов достаточно высокими нагрузками. Колонна труб исключена из процесса нагружения породоразрушающих элементов осевой нагрузкой в процессе работы забойного двигателя.
Изобретение направлено на решение задачи по повышению эффективности бурения. Использование изобретения позволяет обеспечить дополнительное нагружение породоразрушающих элементов осевой нагрузкой и одновременно исключить вращение колонны труб, в качестве которых используются обсадные трубы.
Для этого в устройстве для бурения скважин на дне моря, включающем колонну труб, к башмаку которой присоединен расширитель, гидравлический вставной забойный двигатель, корпус которого в рабочем положении фиксируется внутри колонны труб, пилотное долото, присоединенное к валу двигателя, колонна труб состоит из обсадных труб, а расширитель присоединен к колонне труб посредством упорно-радиального подшипника.
Соединение расширителя и колонны труб посредством упорно-радиального подшипника позволяет передавать осевую нагрузку на породоразрушающие элементы (расширитель) от колонны труб, исключая вращение последней, что предотвращает ее вывод из строя в случае использования обсадных труб.
На чертеже изображено устройство для бурения скважин в продольном разрезе.
На нижнюю резьбу 1 башмака 2 колонны труб (на чертеже не показана) крепится расширитель, имеющий консольно закрепляемые в траверсе 3 шарошки 4 на лапах 5. Расширитель снабжен вертлюжным упорно-радиальным подшипником 6, позволяющим расширителю свободно вращаться относительно колонны, состоящей из обсадных труб. Зазор, образованный внутренней цилиндрической поверхностью вращающихся обойм вертлюжного подшипника 6 и наружной цилиндрической поверхностью статорных обойм того же подшипника, уплотняется сальником 7. Траверса 3 расширителя крепится на переводнике, имеющем коническое седло 8.
Колонна труб спускается в морскую толщу воды вместе с закрепленным на резьбе 1 расширителем (который может быть как шарошечным, так и алмазным и с комбинированным вооружением).
В положении "над дном" моря, на удалении от него 1 10 м в колонку сбрасывается гидравлический вставной забойный двигатель. Его корпус 9 имеет габаритный наружный диаметр на 3 5 мм меньший, чем внутренний диаметр обсадной трубы. Вал 10 двигателя имеет на своем конце переводник 11, к которому крепится пилотное долото 12, наружный диаметр которого на 2 3 мм меньше проходного диаметра конического седла 8.
Переводник 11 имеет соответствующую коническому седлу 8 ответную коническую поверхность.
Верхний переводник 13 корпуса 9 гидравлического забойного двигателя имеет привулканизированное к нему манжетное уплотнение 14, выполненное из упругого материала (например, из армированной резины).
После того, как двигатель сброшен в колонну, на верх колонны наворачивается промывочная головка (на чертеже не показана), включаются насосы и потоком воды гидравлический двигатель доводится до упора переводника 11 в коническое седло 8. При этом происходит самоуплотнение упругой манжеты уплотнения 14.
Корпусной переводник 13 двигателя 9 имеет закрепленную в нем головку 15. Если двигатель нужно извлечь из колонны для смены пилотного долота 12, то головка 15 захватывается канатным овершотом и при отвернутой промывочной головке двигатель извлекается из колонны.
Работа устройства
После того, как включаются насосы и манжетное уплотнение 14 воспринимает на себя перепад давления, срабатываемый в двигателе и пилотном долоте 12, между ними и внутренней поверхностью колонны возникает распорное усилие, достаточное для того, чтобы удержать корпус 9 двигателя от вращения под действием возникающего на нем реактивного вращающего момента. Вал 10 двигателя начинает вращаться, вращая закрепленное на нем пилотное долото 12 и через переводник 11 и коническое седло 8 расширитель. Осуществляется процесс заглубления колонны в дно моря в один прием на 25 30 м (без вращения колонны труб).
Затем насосы останавливаются; промывочная головка отворачивается и колонна труб наращивается.
Промывочная головка снова наворачивается на колонну труб и процесс углубления колонны в дно моря продолжается.
После того, как заданная глубина погружения колонны в дно моря достигнута, насосы выключаются, промывочная головка отворачивается, в колонну сбрасывается канатный овершот, захватывающий головку 15, и двигатель с пилотным долотом 12 извлекается из колонны. Далее, если необходимо, колонна цементируется на дне моря.
При дальнейшем углублении скважины (уже с применением глинистого раствора) коническое седло 8 расширителя разбуривается долотом, которым происходит дальнейшее углубление скважины. Металл, из которого выполняется седло 8, выбирается с таким расчетом, чтобы он мог легко разбуриваться существующими типами долот.
Лучшим вариантом осуществления является его выполнение из алюминиевого сплава.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТАЦИОННЫЙ БАШМАК ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ | 1994 |
|
RU2077657C1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН | 1995 |
|
RU2100559C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУРЕНИЯ | 1993 |
|
RU2046174C1 |
ЗАБОЙНЫЙ ГЕНЕРАТОР ИМПУЛЬСОВ ДАВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2072039C1 |
ВИБРАЦИОННЫЙ БАШМАК ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ | 1993 |
|
RU2093664C1 |
Способ установки направления морской скважины в перемежающихся по механическим свойствам грунтах и устройство для его осуществления | 1979 |
|
SU876946A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ГАЗА В ПРОМЫВОЧНОЙ ЖИДКОСТИ В ПРОЦЕССЕ БУРЕНИЯ СКВАЖИН | 1994 |
|
RU2071559C1 |
СВАЯ МОРСКОЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПЛАТФОРМЫ | 1993 |
|
RU2071531C1 |
БУРОВОЕ ДОЛОТО | 1993 |
|
RU2077653C1 |
ВСТАВНОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО | 1999 |
|
RU2172386C1 |
Использование: в горном деле для бурения скважин на дне водоема. Сущность изобретения: устройство включает установленный в башмаке колонны труб вставной забойный двигатель, корпус которого в рабочем положении зафиксирован от проворота относительно колонны труб, присоединенный к валу двигателя пилотный породоразрушающий инструмент и установленный на башмаке расширитель. Колонна выполнена из обсадных труб, а расширитель установлен на башмаке с возможностью свободного вращения на упорно-радиальном подшипнике. 1 ил.
Устройство для бурения скважин, включающее установленный в башмаке колонны труб вставной забойный двигатель, корпус которого в рабочем положении зафиксирован от проворота относительно колонны труб, присоединенный к валу двигателя пилотный породоразрушающий инструмент и установленный на башмаке расширитель, отличающееся тем, что колонна выполнена из обсадных труб, а расширитель установлен на башмаке с возможностью свободного вращения на упорно-радиальном подшипнике.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН12 | 0 |
|
SU395557A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1997-01-10—Публикация
1993-11-04—Подача