БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА Российский патент 1997 года по МПК H02P6/00 H02P6/14 

Описание патента на изобретение RU2075820C1

Предполагаемое изобретение относится к области электротехники, в частности, к бесконтактным двигателям постоянного тока и может быть использовано в приводах постоянного тока как неуправляемых, так и управляемых для различных систем автоматического управления и регулирования.

Известен бесконтактный двигатель постоянного тока, содержащий двухфазную обмотку, секции которой соединены между собой по мостовой схеме, датчики положения ротора двигателя в двухмостовую электронную схему коммутации, каждый мост которой выполнен на четырех силовых транзисторах, образующих комплементарные пары, управляемые датчиками положения ротора двигателя через промежуточные транзисторы, причем, к диагоналям этих мостов подключены диагонали мостовой схемы двухфазной обмотки двигателя [1]
Недостатком известного бесконтактного двигателя является сложность электронной схемы коммутации и невысокая надежность в эксплуатации из-за наличия большого числа радиоэлектронных элементов, а также из-за того, что отказ хотя бы одного из транзисторов схемы коммутации приводит к отказу двигателя в целом.

Известен другой бесконтактный двигатель постоянного тока, являющийся улучшенной модификацией вышеописанного, где силовые транзисторы электронной схемы коммутации управляются непосредственно от датчиков положения ротора двигателя [2]
Данный двигатель является наиболее близким по технической сущности к заявляемому и содержит двухфазную обмотку, секции которой соединены по мостовой схеме, датчики положения ротора двигателя, выполненные в виде двух датчиков Холла, подключенных первым и вторым выводом через соответствующие резисторы к шинам питания и сдвинутых в пространстве относительно друг друга на 90 эл. град. и двухмостовую электронную схему коммутации, электронную схему коммутации, каждый мост которой выполнен в виде двух силовых p-n-p транзисторов и двух силовых n-p-n транзисторов, эмиттеры p-n-p транзисторов подключены к положительной шине питания, а эмиттеры n-p-n транзисторов к отрицательной шине питания, к которой через резисторы подключены также их базы, соединенные соответственно с третьим и четвертым выводами датчика Холла, коллекторы транзисторов разноименной проводимости попарно соединены между собой через соответствующий диод, причем точка соединения катода диода и коллектора n-p-n транзистора одной пары соединена через резистор с базой p-n-p транзистора другой пары, точки соединения анода диода с коллектором p-n-p транзистора одного моста электронной схеме коммутации подключены к первой диагонали, а другого к второй диагонали мостовой схемы двухфазной обмотки двигателя.

Однако и эта схема является довольно сложной и не обеспечивает достаточной надежности в эксплуатации.

Целью данного изобретения является устранение указанных недостатков, т. е. упрощение схемы и повышение ее надежности.

Решение поставленной задачи достигается благодаря тому, что в бесконтактном двигателе постоянного тока, содержащем двухфазную обмотку, секции которой соединены по мостовой схеме, два датчика положения ротора двигателя, подключенные к шинам питания и сдвинутые в пространстве относительно друг друга на 90 элград. и электронную схему коммутации, последняя выполнена в виде двух силовых p-n-p транзисторов и двух силовых n-p-n транзисторов, подключенных эмиттерами к соответствующей шине питания, базы первых p-n-p и n-p-n транзисторов подключены к выходу соответствующего датчика положения ротора двигателя, базы вторых p-n-p и n-p-n транзисторов через соответствующие резисторы соединены с коллекторами первых p-n-p и n-p-n транзисторов, причем коллекторы одноименных транзисторов подключены к соответствующей диагонали мостовой схемы двухфазной обмотки, секции которой, образующие противоположные плечи моста, подключены к смежным секциям одноименными выводами.

Сущность изобретения поясняется принципиальной электрической схемой заявляемого устройства.

Бесконтактный двигатель постоянного тока содержит две цепочки из последовательно соединенных резистора 1(2) и датчика 3(4) положения ротора двигателя, включенные между положительной и отрицательной шинами питания, электронную схему коммутации, выполненную на двух силовых p-n-p транзисторах 5, 6 и двух силовых n-p-n транзисторах 7, 8, эмиттеры которых подключены соответственно к положительной и отрицательной шинам питания. Базы транзисторов 5 и 7 соединены соответственно с выходами датчиков 3 и 4 положения роторов двигателя, а их коллекторы соединены соответственно с базами транзисторов 6 и 8 через резисторы 9 и 10. Двухфазная обмотка двигателя выполнена в виде одинаковых секций 11, 12, 13 и 14, соединенных между собой по мостовой схеме, в одну диагональ которой включены коллекторы транзисторов 5 и 6, в другую коллекторы транзисторов 7 и 8.

В качестве датчиков 3, 4 положения ротора двигателя могут быть использованы датчики Холла, магниторезисторы, пары фотодиод-светодиод и т.п. причем датчики должны быть сдвинуты в пространстве относительно друг друга на 90 элград.

При вращении ротора двигателя в момент прохождения им точки, где расположен первый датчик 3 положения, условно называемой нулевой, открывается транзистор 5 и остается открытым до тех пор, пока ротор не повернется на 180 эл град. относительно этой точки. После чего транзистор 5 закроется. В момент прохождения ротором второй точки, отстоящей от нулевой на 90 элград. где расположен второй датчик 4 положения, открывается транзистор 7 и остается открытым до тех пор, пока ротор не повернется на 180 элград. относительно данной точки.

Таким образом, зона, когда одновременно открыты оба транзистора 5 и 7, составляет 90 элград. При этом через секцию 11 двухфазной обмотки протекает полный ток, т.е. ток, определяемый сетевым напряжением и сопротивлением секции обмотки, от точки "г" к точке "а". Одновременно одна треть полного тока протекает через секции 12, 13, 14. Магнитные поля секций 14 и 12 взаимно уничтожаются, а магнитные поля секций 13 и 11 складываются, что обеспечивается схемой включения без обмотки.

После того, как датчик 3 отключит транзистор 5, а транзистор 7 будет оставаться открытым при повороте ротора еще на 90 элград. ток базы транзистора 6 потечет через резистор 9, секцию 11 обмотки и цепь коллектор-эмиттер транзистора 7, транзистор 6 отключается. Ранее, когда транзистор 5 был открыт, транзистор 6 не мог открыться, т.к. его база была фактически соединена с положительной шиной питания. В результате полный ток потечет через секцию 12 обмотки от точки "б" к точке "а", а одна треть тока - через секции 13, 14, 11. Здесь так же, как было описано выше, поля двух секций обмотки в данном случае 11 и 13 взаимно уничтожаются, а поле секции 14 сложится с полем секции 12 и увеличит рабочий магнитный поток двигателя на одну треть.

В дальнейшем работа схемы происходит аналогично: откроется транзистор 8, и полный потечет через секцию 13, а одна треть тока через секции 12, 11, 14 обмотки. Затем вновь откроется транзистор 5, и полный ток потечет через секцию 14, а одна треть тока через секции 11, 12, 13. Во всех случаях поля двух противоположно расположенных секций обмотки, по которым течет одна треть полного тока, взаимно уничтожаются, а поле секции, расположенной против секции, по которой течет полный ток, складывается с этим полем.

Таким образом, в данном устройстве при наличии упрощенной схемы коммутации обеспечивается угол коммутации 90 элград. на одну треть увеличивается рабочий магнитный поток машины, а токи в секциях двухфазной обмотки, поля которых взаимно уничтожаются, незначительно увеличивают потери в меди.

Заявляемый бесконтактный двигатель постоянного тока значительно проще по своему схемному решению по сравнению с описанными выше аналогом и прототипом и обладает повышенной надежностью, как за счет уменьшения числа радиоэлектронных элементов, так и за счет того, что между комплементарными парами транзисторов включены обмотки двигателя, что исключает возможность короткого замыкания источника питания.

Акцептованная заявка Японии N 49-11481, кл.56А 42
Акцептованная заявка Японии N 51-43163, кл.55С 2.

Похожие патенты RU2075820C1

название год авторы номер документа
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Ицков Д.А.
RU2075822C1
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Ицков Д.А.
RU2076447C1
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Ицков Д.А.
RU2075821C1
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Провоторов Георгий Федорович
  • Щеголеватых Александр Сергеевич
RU2365025C1
ОДНОТАКТНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ 1990
  • Мельников О.Н.
RU2016482C1
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОКТАН-КОРРЕКТОР 1995
  • Котов Л.Н.
  • Воробьев А.С.
RU2117818C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ 1992
  • Егоров В.Н.
  • Румянцев С.Д.
RU2032209C1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ 1995
  • Котов Л.Н.
  • Воробьев А.С.
RU2117817C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ БЕСКОНТАКТНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1991
  • Григорьев С.И.
  • Ковалев В.К.
  • Лапин Е.С.
RU2023343C1
ИМИТАТОР НАГРУЗКИ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ УПРАВЛЯЕМОГО КЛЮЧА 1998
  • Федосов А.А.
RU2138850C1

Реферат патента 1997 года БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Использование: в управляемых и неуправляемых приводах постоянного тока для различных систем автоматического управления и регулирования. Сущность: двигатель содержит двухфазную обмотку, секции которой соединены по мостовой схеме, два датчика положения ротора двигателя, сдвинутые в пространстве относительно друг друга на 90 эл.град. и подключенные к электронной схеме коммутации. Электронная схема коммутации выполнена по мостовой схеме на четырех силовых транзисторах, образующих комплементарные пары, каждая из которых включена в соответствующую диагональ мостовой схемы двухфазной обмотки двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 075 820 C1

Бесконтактный двигатель постоянного тока, содержащий двухфазную обмотку, секции которой соединены по мостовой схеме, два датчика положения ротора двигателя, подключенные к шинам питания и сдвинутые в пространстве относительно друг друга на 90 эл.град. и электронную схему коммутации, отличающийся тем, что электронная схема коммутации выполнена в виде двух силовых р-n-р транзисторов и двух силовых n-р-n транзисторов, подключенных эмиттерами к соответствующей шине питания, базы первых р-n-р и n-р-n транзисторов подключены к выходу соответствующего датчика положения ротора двигателя, базы вторых р-n-р и n-р-n транзисторов через соответствующие резисторы соединены с коллекторами первых р-n-р и n-р-n транзисторов, причем коллекторы одноименных транзисторов подключены к соответствующей диагонали мостовой схемы двухфазной обмотки, секции которой, образующие противоположные плечи моста, подключены к смежным секциям одноименными выводами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2075820C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ смешанной растительной и животной проклейки бумаги 1922
  • Иванов Н.Д.
SU49A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок 1923
  • Лучинский Д.Д.
SU51A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 075 820 C1

Авторы

Ицков Д.А.

Даты

1997-03-20Публикация

1993-06-10Подача