Предполагаемое изобретение относится к области электротехники, в частности к бесконтактным двигателям постоянного тока, и может быть использовано в приводах постоянного тока как неуправляемых, так и управляемых для различных систем автоматического управления и регулирования.
Известен бесконтактный двигатель постоянного тока, содержащий двухфазную обмотку, секции которой соединены между собой по мостовой схеме, датчиками положения ротора двигателя и двухмостовую электронную схему коммутации, каждый мост которой выполнен на четырех силовых транзисторах, образующих комплементарные пары, управляемые датчиками положения ротора двигателя через промежуточные транзисторы, причем к диагоналям этих мостов подключены диагонали мостовой схемы двухфазной обмотки двигателя [1]
Недостатком известного бесконтактного двигателя является сложность электронной схемы коммутации и невысокая надежность в эксплуатации из-за наличия большого числа радиоэлектронных элементов, а также из-за того, что отказ хотя бы одного из транзисторов схемы коммутации приводит к отказу двигателя в целом.
Известен другой бесконтактный двигатель постоянного тока, являющийся улучшенной модификацией вышеописанного, где силовые транзисторы электронной схемы коммутации управляются непосредственно от датчиков положения ротора двигателя [2]
Данный двигатель является наиболее близким по технической сущности к заявляемому и содержит двухфазную обмотку, секции которой соединены по мостовой схеме, датчики положения ротора двигателя, выполненные в виде двух датчиков Холла, подключенных первым и вторым выводом через соответствующие резисторы к шинам питания и сдвинутых в пространстве относительно друг друга на 90 эл.град. и двухмостовую электронную схему коммутации, каждый мост которой выполнен в виде двух силовых p-n-p транзисторов и двух силовых n-p-n транзисторов, эмиттеры p-n-p транзисторов подключены к положительной шине питания, а эмиттеры n-p-n транзисторов к отрицательной шине питания, к которой через резисторы подключены также их базы, соединенные соответственно с третьим и четвертым выводами датчика Холла, коллекторы транзисторов разноименной проводимости попарно соединены между собой через соответствующий диод, причем точка соединения катода диода и коллектора n-p-n транзистора одной пары соединена через резистор с базой p-n-p транзистора другой пары, точки соединения анода диода с коллектором p-n-p транзистора одного моста электронной схемы коммутации подключены к первой диагонали, а другого к второй диагонали мостовой схемы двухфазной обмотки двигателя.
Однако и эта схема является довольно сложной и не обеспечивает достаточной надежности в эксплуатации, кроме того, в ней не предусмотрено ограничение пускового тока (пускового момента).
Целью данного изобретения является устранение указанных недостатков, т. е. упрощение схемы, повышение надежности и обеспечение ограничения пускового тока.
Решение поставленной задачи достигается благодаря тому, что в бесконтактном двигателе постоянного тока, содержащем двухфазную обмотку, секции которой соединены по мостовой схеме, два датчика положения ротора двигателя, подключенные к шинам питания и сдвинутые пространстве относительно друг друга на 90 эл. град. и электронную схему коммутации последняя выполнена в виде двух силовых p-n-p транзисторов и двух силовых n-p-n транзисторов, подключенных эмиттерами к соответствующей шине питания, базы первых p-n-p и n-p-n транзисторов подключены к выходу соответствующего датчика положения ротора двигателя, базы вторых p-n-p и n-p-n транзисторов через соответствующие резисторы соединены с коллекторами первых p-n-p и n-p-n транзисторов, коллекторы одноименных транзисторов подключены к соответствующей диагонали мостовой схемы двухфазной обмотки, в каждое плечо которой последовательно с секцией обмотки включена цепочка из параллельно соединенных резистора и конденсатора, одним выводом RC-цепочки попарно соединены между собой, причем точки их соединение образуют две вершины моста, другим выводом подключены к разноименным выводам секций двухфазной обмотки, образующих противоположные плечи моста.
Сущность изобретения поясняется принципиальной электрической схемой заявляемого устройства. Бесконтактный двигатель постоянного тока содержит две цепочки из последовательно соединенных резистора 1(2) и датчика 3(4) положения ротора двигателя, включенные между положительной и отрицательной шинами питания, электронную схему коммутации, выполненную на двух силовых p-n-p транзисторах 5, 6 и двух силовых n-p-n транзисторах 7, 8, эмиттеры которых подключены соответственно к положительной и отрицательной шинам питания. Базы транзисторов 5 и 7 соединены соответственно с выходами датчиков 3 и 4 положения ротора двигателя, а их коллекторы соединены соответственно с базами транзисторов 6 и 8 через резисторы 9 и 10. Двухфазная обмотка двигателя выполнена в виде одинаковых секций 11, 12, 13, 14, соединенных между собой по мостовой схеме, в каждое плечо которой последовательно с секцией обмотки включена цепочка из параллельно соединенных резистора 15 (16, 17, 18) и конденсатора 19 (20, 21, 22). В одну диагональ этой схемы включены коллекторы транзисторов 5 и 6, в другую коллекторы транзисторов 7 и 8.
В качестве датчиков 3, 4 положения ротора двигателя могут быть использованы датчики Холла, магниторезисторы, пары фотодиод-светодиод и т.п. причем датчики должны быть сдвинуты в пространстве относительно друг друга на 90 эл. град.
При вращении ротора двигателя в момент прохождения им точки, где расположен первый датчик 3 положения, условно называемой нулевой, открывается транзистор 5 и остается открытым до тех пор, пока ротор не повернется на 180 эл. град. относительно этой точки. После чего транзистор 5 закроется.
В момент прохождения ротором второй точки, отстоящей от нулевой на 90 эл. град. где расположен второй датчик 4 положения, открывается транзистор 7 и остается открытым до тех пор, пока ротор не повернется на 180 эл. град. относительно данной точки.
Таким образом, зона, когда одновременно открыты оба транзистора 5 и 7 составляет 90 эл. град. При этом через секцию 11 двухфазной обмотки протекает полный ток, т.е. ток, определяемый сетевым напряжением и сопротивлением секции обмотки, от точки "г" к точке "а". Одновременно одна треть полного тока протекает через секции 12, 13, 14. Магнитные поля секций 14 и 12 взаимно уничтожаются, а магнитные поля секций 13 и 11 складываются, что обеспечивается схемой включения фаз обмотки.
После того, как датчик 3 отключит транзистор 5, а транзистор 7 будет оставаться открытым при повороте ротора еще на 90 эл. град. ток базы транзистора 6 потечет через резистор 9, секцию 11 обмотки и цепь коллектор-эмиттер транзистора 7, транзистор 6 откроется. Ранее, когда транзистор 5 был открыт, транзистор 6 не мог открыться, т.к. его база была фактически соединена с положительной шиной питания. В результате полный ток потечет через секцию 12 обмотки от точки "б" к точке "а", а одна треть тока - через секции 13, 14, 11. Здесь так же, как было описано выше, поля двух секций обмотки в данном случае 11 и 13 взаимно уничтожаются, а поле секции 14 сложится с полем секции 12 и увеличит рабочий магнитный поток двигателя на одну треть.
В дальнейшем работа схемы происходит аналогично: откроется транзистор 8, и полный ток потечет через секцию 13, а одна треть тока через секции 12, 11, 14 обмотки. Затем вновь откроется транзистор 5, и полный ток потечет через секцию 14, а одна треть тока через секции 11, 12, 13. Во всех случаях поля двух противоположно расположенных секций обмотки, по которым течет одна треть полного тока, взаимно уничтожаются, а поле секции, расположенной против секции, по которой течет полный ток, складывается с этим полем.
При вращении с частотой, близкой к холостому ходу, резисторы 15, 16, 17 и 18 шунтируются соответственно конденсаторами 19, 20, 21 и 22 и не участвуют в работе. По мере снижения частоты вращения вследствие, например, увеличения нагрузочного момента сопротивление RC-цепочки возрастает, и при останове двигателя ток в обмотке будет определяться суммой сопротивлений собственно секции и последовательно включенного резистора.
Таким образом, в данной схеме при наличии упрощенной схемы коммутации обеспечивается угол коммутации 90 эл. град. на одну треть увеличивается рабочий магнитный поток машины, а токи в секциях двухфазной обмотки, поля которых взаимно уничтожаются, незначительно увеличивают потери в меди.
Заявляемый бесконтактный двигатель постоянного тока значительно проще по своему схемному решению по сравнению с описанными выше аналогом и прототипом и обладает повышенной надежностью как за счет уменьшения числа радиоэлектронных элементов, так и за счет того, что между комплементарными парами транзисторов включены обмотки двигателя, это исключает возможность короткого замыкания источника питания. Кроме того, предложенная схема позволяет получить механическую характеристику любого вида с ограничением пускового момента и тока и создать оптимальную конструкцию исполнительного механизма без закладывания излишнего запаса прочности, т.е. снизить его вес и габариты, а также получить, в частности, эквивалент асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, что целесообразно, например применять в приводах с вентилятором. В данном случае при выходе последнего в силу каких-либо причин на упор исключается отказ двигателя, поскольку не происходит резкого возрастания тока.
Источники информации:
1. Акцептованная заявка Японии N 49-11481, кл. 56 A 42.
2. Акцептованная заявка Японии N 51-43163, кл. 55 C 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2076447C1 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2075820C1 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2075821C1 |
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1990 |
|
RU2012991C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ | 1992 |
|
RU2032209C1 |
ОДНОТАКТНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ | 1990 |
|
RU2016482C1 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОКТАН-КОРРЕКТОР | 1995 |
|
RU2117818C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ БЕСКОНТАКТНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1991 |
|
RU2023343C1 |
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2365025C1 |
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ | 1995 |
|
RU2117817C1 |
Использование: в управляемых и неуправляемых приводах постоянного тока для различных систем автоматического управления и регулирования. Сущность: бесконтактный двигатель постоянного тока содержит двухфазную обмотку, секции которой соединены по мостовой схеме, два датчика положения ротора двигателя, сдвинутые в пространстве друг относительно друга на 90 эл. град. и подключенные к электронной схеме коммутации. Электронная схема коммутации выполнена на четырех силовых транзисторах, включенных в соответствующую диагональ мостовой схемы двухфазной обмотки двигателя. В каждое плечо мостовой схемы обмотки включена цепочка из параллельно соединенных резистора и конденсатора. 1 ил.
Бесконтактный двигатель постоянного тока, содержащий двухфазную обмотку, секции которой соединены по мостовой схеме, два датчика положения ротора двигателя, подключенные к шинам питания и сдвинутые в пространстве относительно друг друга на 90 эл.град. и электронную схему коммутации, отличающийся тем, что электронная схема коммутации выполнена в виде двух силовых р-n-р транзисторов и двух силовых n-р-n транзисторов, подключенных эмиттерами к соответствующей шине питания, базы первых р-n-р и n-р-n транзисторов подключены к выходу соответствующего датчика положения ротора двигателя, базы вторых р-n-р и n-р-n транзисторов через соответствующие резисторы соединены с коллекторами первых р-n-р и n-р-n транзисторов, коллекторы одноименных транзисторов подключены к соответствующей диагонали мостовой схемы двухфазной обмотки, в каждое плечо которой последовательно с секцией обмотки включена цепочка из параллельно соединенных резистора и конденсатора, одним выводом RC-цепочки попарно соединены между собой, причем точки их соединения образуют две вершины моста, другим выводом подключены к разноименным выводам секций двухфазной обмотки, образующих противоположные плечи моста.
Способ смешанной растительной и животной проклейки бумаги | 1922 |
|
SU49A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок | 1923 |
|
SU51A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1997-03-20—Публикация
1993-06-10—Подача