Изобретение относится к способам декоративной отделки различных товаров художественных промыслов и может быть использовано для обработки рельефных узоров на заготовках из кожи.
Для получения рельефных узоров на коже известны различные способы с применением штампов, прессов и т.д.
Так, например известен способ тиснения деталей из кожи на подвижном прессе, заключающийся в том, что на нижнюю подвижную часть пресса кладут граверную или цинкографическую плиту рисунком вверх, затем на нее помещают деталь лицевой стороной вниз к рисунку. На верхней части пресса закреплена резиновая или картонная прокладка. Выдвижную часть пресса задвигают, стол поднимают и выполняют тиснение.
Недостатком такого метода является неудовлетворительная проработка рисунка.
Зарегистрировано также изобретение на способ тиснения узоров на листовых заготовках, заключающийся в том, что заготовку помещают между узорообразующими элементами и эластичной пластиной, на противоположную сторону которой воздействуют электрогидроимпульсным разрядом. Данный способ также не способен создать изысканный узор.
Самым простым способом получения рельефа является наклеивание шнура между двумя слоями кожи, но этот способ применим лишь для тонких мягких кож и годится для подчеркивания рельефов прямых или плавно закругленных линий, например для поясов и оформления края предмета в качестве отделки.
Народы Крайнего Севера издревле использовали орнаментальные узоры в своих изделиях, однако они их выполняли методом аппликации. Некоторые северные орнаменты выложены из узких ремешков мягкой тонкой кожи. Этот метод применим в изделиях, выполненных в фольклорном стиле.
Общепринята так называемая "драпировка" или "жмурка". Кусок кожи слегка смачивают водой и разминают в руках. Кладут кожу на доску бахтармянной стороной вверх и смазывают резиновым клеем после того, как клей подсохнет, повторяют эту процедуру еще раз. Затем кожу переворачивают лицом вверх и на плоской ровной поверхности начинают руками придавать коже нужные складки. Для более тонкой проработки складок эту работу продолжают пинцетом.
Чтобы получить действительно сложные узоры данным методом, необходимо обладать очень большими навыками и иметь большой опыт работы с кожей.
В основу настоящего изобретения положена задача создания такой техники работы с кожей, которая позволила бы создать многоообразие декоративных изделий, расширив художественно-конструктивные возможности декоративно0прикладной части изделий из кожи при небольшом опыте работы с кожей.
Для работы берется необмятая и сухая плоская заготовка кожи. Если кожу на подготовительном этапе не мочить и не разминать, а наоборот прогладить горячим утюгом через бумагу по бахтармянной стороне без прижигания заготовки, то она на некоторое время приобретет свойства бумаги, т.е. возможность создавать прямые складки.
В Японии есть национальное искусство "оригами", которое обозначает "сложенная бумага", когда путем создания многочисленных складок получаются разнообразные объемные изделия.
Пока заготовка кожи получила жесткость, которая сохраняется до тех пор, пока ее не обмяли, ее осторожно мажут тонким слоем клея с изнаночной стороны, дают немного подсохнуть клею и начинают класть узор руками и пинцетом созданием складок и заминов с лицевой стороны, фиксируя полученные этапы задуманного и воплощенного рисунка клеем в процессе формирования складок. Причем, за счет того, что кожа по сути все-таки пластичной материал, она дает возможность путем сжатия или растяжки создавать дополнительные элементы рисунка на тех участках, которые при работе с бумагой использовать было бы невозможно. Выбор последовательной кладки тех или иных элементов и условия их компоновки обеспечивают многообразие художественных форм декоративно-прикладных изделий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБЪЕМНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ КОЖИ | 2009 |
|
RU2401211C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ТЕКСТИЛЬНОГО МАТЕРИАЛА | 2013 |
|
RU2571260C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО УЗОРА НА ДЕТАЛИ ИЗ КОЖИ | 2005 |
|
RU2295270C2 |
Способ получения объемного изображения на поверхности изделия | 2019 |
|
RU2726099C1 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ РАБОТ | 2013 |
|
RU2530841C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЯ | 1993 |
|
RU2079415C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТЫ | 2004 |
|
RU2280289C2 |
МОДУЛЬ ДЛЯ ОРИГАМИ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2223809C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ШИРОКОФОРМАТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РИСУНКА НА ЛИЦЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛАЗЕРНО-ГРАВИРОВАЛЬНОГО СТАНКА | 2014 |
|
RU2561904C2 |
СПОСОБ ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ СТЕКЛА | 2015 |
|
RU2613860C1 |
Для получения рельефных узоров на коже, изобретение предлагает соединение общеизвестной техники драпировки кожи и приемов получения узоров путем складок по аналогии с японским искусством "оригами", учитывая природные и физические свойства кожи и используя для начала работы расправленную и сухую кожу, прошедшую термообработку без прижигания заготовки. Складки выполняют заминами кожи с лицевой стороны с последовательным проклеиванием по участкам заготовки в процессе формирования складок.
Способ ручной кладки рельефных узоров на коже, заключающийся в предварительной подготовке заготовки, проклеивании заготовки с бахтармянной стороны и выполнении складок заминами кожи с лицевой стороны заготовки с последующей их фиксацией при высыхании клея, отличающийся тем, что в период подготовки заготовки осуществляют ее термообработку с разглаживанием без прижигания заготовки, а проклеивание осуществляют по участкам заготовки в процессе формирования складок.
На досуге: Альбом | |||
- М.: Легпромбытиздат, 1990, изделия 35 - 37 | |||
Ананина Т.В | |||
Художественные изделия из кожи | |||
- М., 1994, с | |||
Машина для разделения сыпучих материалов и размещения их в приемники | 0 |
|
SU82A1 |
Луковски Илона | |||
Изделия из кожи | |||
- М.: Легпромбытиздат, 1991 | |||
Способ тиснения узоров на листовых заготовках | 1978 |
|
SU709404A1 |
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Авторы
Даты
1997-06-27—Публикация
1995-11-29—Подача