ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ Российский патент 1997 года по МПК B64C35/00 B64C35/02 B64C30/00 

Описание патента на изобретение RU2083439C1

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть применено для проведения поисково-спасательных операций на водных акваториях.

Известен принятый в качестве ближайшего аналога поисково-спасательный самолет-амфибия, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа, крылья с кильсонами, хвостовое оперение, трехстоечное шасси, центральный и боковые поплавки с днищами переменной килеватости, установленные соответственно под фюзеляжем и пилонами с возможностью выдвижения вниз посредством силовых элементов и фиксации в выдвинутом положении, при этом соприкасаемые поверхности фюзеляжа, пилонов и соответствующих поплавков конгруэнтны (US, пат. N 4685641, кл.B 64 C 25/54, 1987 г.).

Изобретение предназначено для решения задачи повышения эффективности спасательной операции за счет увеличения допустимой скорости полета и числа спасательных отсеков для размещения терпящих бедствие людей.

Технический результат достигается тем, что в известном объекте центральный поплавок выполнен в виде соединенных между собой лобовой, средней и задней секций, а боковые поплавки в виде соединенных между собой лобовой и задней секций, средняя секция центрального и задние секции боковых поплавков выполнены в виде герметичных отсеков для размещения терпящих бедствие людей, а остальные секции в виде топливных отсеков, при этом в лобовой секции центрального поплавка выполнен люк под переднюю стойку шасси, закрывающийся створками, связанными со створками ниши этой стойки, установленными на фюзеляже.

На фиг. 1 показан общий вид самолета-амфибии в полетном варианте (а) и при посадке на воду (б), на фиг.2 самолет-амфибия в двух проекциях на виде внизу (а) и на виде сбоку (б) с убранной дополнительной конструкцией в виде лодки, на фиг.3 схема самолета-амфибии на виде спереди при движении по аэродрому (а) и при движении по воде (б), на фиг.4 схемы в разрезе дополнительной конструкции в виде лодки (а), поплавка (б) и схема выпуска передней стойки шасси через люк в днище лодки (в).

Поисково-спасательный самолет-амфибия конструктивно содержит фюзеляж 1 с воздухозаборником 2 и кабиной экипажа 3 в носовой части, стреловидное крыло 4 с усиленным пилоном 5 в средней части, обтекатель 6, дополнительную конструкцию 7 в виде лодки и поплавок 8, состоящие из соединенных между собой секций (9 лобовая секция, 10 средняя секция, 11 задняя секция). Дополнительная конструкция 7 в виде лодки и поплавок 8 фиксируются в выдвинутом положении силовыми элементами 12. Секции 9 выполнены конструктивно в виде топливных баков-отсеков, секция 10 дополнительной конструкции 7 и секция 11 поплавка 8 представляют собой герметичные отсеки для размещения в них спасенных людей и снабжены входными люками 13. Секция 11 лодки 7 также является дополнительной емкостью для топлива. В секции 9 лодки 7 предусмотрен люк 14, закрывающийся створками 15 и предназначенный для выпуска носовой стойки шасси 16. Створки 15 связаны со створками 17 ниши шасси передней стойки 16.

Устройство работает следующим образом. При взлете с аэродрома с твердым покрытием взлет самолета-амфибии происходит по нормальной схеме взлета самолета с трехопорным шасси с носовой стойкой. При этом передняя (носовая) стойка шасси 16, проходящая в выпущенном положении через люк 14, убирается в нишу шасси фюзеляжа 1 и закрывается створками 17. Створки 17, будучи связанными со створками 15 люка 14, закрываясь, закрывают и створки 15, обеспечивая лодке 7 герметичность и требуемые обводы днища. Основные стойки шасси убираются в свои ниши и также закрываются створками. При взлете самолета лодка 7 жестко фиксируется на обтекателе 6, а поплавки 8 находятся в подтянутом к пилону 5 положении.

В полете топливо вырабатывается из основных топливных баков (на схемах не показаны) и из дополнительных топливных баков, расположенных в секциях 9 и 11 лодки 7 и в секции 9 поплавков 8.

Полет может происходить как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости.

При подлете к цели дополнительная конструкция 7 в виде лодки с днищем переменной килеватости отходит от обтекателя 6, размещенного на фюзеляже 1 в его нижней части, и перемещается вниз относительно обтекателя 6 до тех пор, пока в выдвинутом положении жестко не зафиксируется с помощью силовых элементов 12 (фиг.1, б, фиг.3, б). Одновременно с выдвижением лодки 7 выдвигаются поплавки 8, перемещаясь вниз относительно усиленного пилона 5, установленного в средней части крыла 4. Поплавки 8 в выдвинутом положении также жестко фиксируются с помощью силовых элементов 12. Створки 15 на лодке 7 находятся в закрытом положении, обеспечивая лодке 7 герметичность днища.

Произведя посадку на воду, самолет-амфибия подруливает к терпящим бедствие людям, которые через люки 13 на лодке 7 и поплавках 8 размещаются в герметичных отсеках 10 и 11 соответственно. Закрываются люки 13, и самолет-амфибия производит взлет с воды. После набора требуемой высоты дополнительная конструкция 7 в виде лодки с людьми в спасательном герметичном отсеке 11 и поплавки 8 с людьми в спасательном отсеке 11 возвращаются в исходное (полетное) положение, при этом силовые элементы 12 убираются, например складываются и в убранном положении жестко фиксируют лодку 7 на обтекателе 6, а поплавки 8 на силовом пилоне 5.

Посадка на базовый аэродром производится следующим образом. Выпускаются основные стойки шасси 16. При выпуске передней стойки шасси 16 открываются створки 17 ниши шасси на фюзеляже 1 и одновременно со створками 17, связанными со створками 15 на лодке 7, открываются створки 15, обеспечивая выход стойки шасси 16 за обводы корпуса лодки 7. Самолет после этого совершает посадку аналогично самолету, имеющему трехстоечное шасси с носовым колесом.

Спасенные люди покидают спасательные отсеки 10 через люки 13, например, после поднятия самолета-амфибии на подъемники и частичного опускания лодки 7 и поплавков 8.

Возможность использования сверхзвуковых самолетов для проведения спасательных операций с посадкой их на воду позволит сократить время на полет к терпящим бедствие людям, что повысит эффективность их спасения. Непосредственное подруливание самолета-амфибии к терпящим бедствие людям также повышает вероятность их спасения, так как точность сбрасывания спасательных средств невелика.

Использование сравнительно небольших самолетов, например, для полета за одним человеком повышает экономичность операции. Использование в конструкции сверхзвукового самолета-амфибии нескольких спасательных отсеков для размещения в них терпящих бедствие людей и выполнение этих отсеков герметичными способствует повышению эффективности спасательной операции за счет увеличения количества спасенных людей, а также позволяет производить полет на базовый аэродром на большой высоте.

Похожие патенты RU2083439C1

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ С УКОРОЧЕННОЙ ДЛИНОЙ РАЗБЕГА И ПРОБЕГА 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070139C1
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070144C1
САМОЛЕТ С УЛУЧШЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПРОДОЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070138C1
САМОЛЕТ С УКОРОЧЕННОЙ ДЛИНОЙ РАЗБЕГА И ПРОБЕГА 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070145C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ru]
  • Егоршев Анатолий Викторович[Ru]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
RU2090459C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2011
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Столбов Владимир Михайлович
RU2471677C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕСТКОЙ ПРОВОДКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ru]
  • Егоршев Анатолий Викторович[Ru]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
RU2092387C1
САМОЛЕТ ДЛЯ СРЕДНИХ АВИАЛИНИЙ 1992
  • Араби Мухамед Юсиф
RU2078715C1
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" 2006
  • Половников Юрий Владимирович
RU2324627C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1997
  • Кормилицин Юрий Николаевич
  • Волосов Леонид Семенович
  • Занд Владимир Евграфович
  • Носов Николай Андреевич
RU2116225C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 083 439 C1

Реферат патента 1997 года ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ

Использование: самолетостроение, обеспечение поисково-спасательных операций на водных акваториях. Сущность изобретения: в поисково-спасательном самолете-амфибии, содержащем фюзеляж круглого сечения с воздухозаборником и кабиной экипажа в носовой части, стреловидное крыло, хвостовое оперение и трехстоечное шасси с носовым колесом, на нижней части фюзеляжа установлен обтекатель и конструкция в виде лодки с днищем переменной килеватости, обводы которой соответствуют обтекателю. На крыле имеется усиленный пилон с установленными на нем поплавками, при этом лодка и поплавки выполнены с возможностью перемещения вниз относительно конструкции, на которой они установлены, фиксации в выпущенном положении с помощью силовых элементов, и конструктивно состоят из соединенных между собой отсеков, причем отсеки выполнены для размещения в них отдельно спасенных людей и топлива, при этом отсеки для людей выполнены герметичными и снабжены люками, а лобовая секция лодки содержит люк под переднюю стойку шасси, закрывающийся створками. Изобретения повышает эффективность поисково-спасательных операций. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 083 439 C1

Поисково-спасательный самолет-амфибия, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа, крылья с пилонами, хвостовое оперение, трехстоечное шасси, центральный и боковые поплавки с днищами переменной килеватости, установленные соответственно под фюзеляжем и пилонами с возможностью выдвижения вниз посредством силовых элементов и фиксации в выдвинутом положении, при этом соприкасаемые поверхности фюзеляжа, пилонов и соответствующих поплавков конгруэнтны, отличающийся тем, что центральный поплавок выполнен в виде соединенных между собой лобовой, средней и задней секций, а боковые поплавки - в виде соединенных между собой лобовой и задней секций, средняя секция центрального и задние секции боковых поплавков выполнены в виде герметичных отсеков для размещения терпящих бедствие людей, а остальные секции в виде топливных отсеков, при этом в лобовой секции центрального поплавка выполнен люк под переднюю стойку шасси, закрывающийся створками, связанными со створками ниши этой стойки, установленными на фюзеляже.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2083439C1

Патент США N 4685641, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 083 439 C1

Авторы

Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]

Араби Мухамед Юсиф[Ua]

Комаров Владимир Александрович[Ua]

Даты

1997-07-10Публикация

1993-06-28Подача