САМОЛЕТ ДЛЯ СРЕДНИХ АВИАЛИНИЙ Российский патент 1997 года по МПК B64C39/04 B64C39/08 

Описание патента на изобретение RU2078715C1

Изобретение относится к авиации, в частности к самолетостроению, а именно к летательным аппаратам для перевозки пассажиров на авиалиниях протяженностью до 1000 1500 км, где пассажиропоток постоянно возрастает.

Известен самолет конструкции ОКВ имени О.К.Антонова марки Ан-32, содержащий фюзеляж, прямое крыло, двигатели, установленные на крыле, горизонтальное и вертикальное оперение нормальной схемы и шасси с носовым колесом.

Недостатком известного самолета является малая вместимость пассажирского отсека, ограниченность в количестве пассажиров, перевозимых за один рейс.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является самолет для средних авиалиний, содержащий два установленных параллельно друг другу фюзеляжа, стреловидное крыло с рулевыми поверхностями, установленные между фюзеляжами дополнительные несущие поверхности, передние балансировочные плоскости, вертикальный стабилизатор с рулевыми поверхностями, установленные на крыле двигателя и шасси.

Недостатком известного технического решения, выбранного в качестве прототипа, является то, что его фюзеляжи не приспособлены под перевозку пассажиров, то есть не являются пассажирскими отсеками. Самолет имеет ограниченную дальность полета из-за ограниченного запаса топлива в основных топливных баках. Стреловидное крыло самолета-прототипа не позволяет эффективно использовать его несущие способности, и как следствие весовую отдачу.

Целью изобретения является повышение весовой отдачи.

Указанная цель достигается тем, что самолет для средних авиалиний, содержащий два установленные параллельно друг другу фюзеляжа, стреловидное крыло с рулевыми поверхностями, установленные между фюзеляжами дополнительные несущие поверхности, передние балансировочные поверхности (плоскости), вертикальный стабилизатор с рулевыми поверхностями, установленные на крыле двигатели и шасси, снабжен расположенными между фюзеляжами объединенным центропланом крыла, установленным на центроплане дополнительным двигателем и объединенным горизонтальным стабилизатором с рулевыми поверхностями, фюзеляжи снабжены пассажирскими отсеками и дополнительными подвесными баками, крыло выполнено с нишей, а дополнительные несущие поверхности выполнены в виде отклоняющихся секций, причем односекционные поверхности установлены в нише крыла с возможностью образования в разложенном многопланового крыла.

Сопоставительный анализ заявляемого самолета для средних авиалиний с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемый самолет отличается тем, что он снабжен расположенным между фюзеляжами объединенным центропланом крыла, установленным на центроплане дополнительным двигателем и объединенным горизонтальным стабилизатором с рулевыми поверхностями, фюзеляжи снабжены пассажирскими отсеками и дополнительными подвесными баками, крыло выполнено с нишей, а дополнительные несущие поверхности выполнены в виде отклоняющихся секций, причем односекционные поверхности установлены в нише крыла с возможность образования в разложенном положении многопланового крыла.

Таким образом, заявляемый самолет для средних авиалиний соответствует критерию изобретения "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемом самолете для средних авиалиний, и признать заявляемое техническое решение соответствующим критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 показан общий вид самолета для средних авиалиний; на фиг. 2 - самолет, вид спереди; на фиг. 3 то же, вид сверху; на фиг. 4 схема отклонений дополнительных несущих поверхностей.

Самолет для средних авиалиний содержит левый фюзеляж 1 (пассажирский отсек) и правый фюзеляж 2 (пассажирский отсек). Фюзеляжи 1 и 2 соединены по узлам крепления объединенным центропланом 3 с установленным на нем дополнительным двигателем 4. Между фюзеляжами 1 и 2 и двигателями установлены односекционные дополнительные несущие поверхности 5. Хвостовая часть каждого фюзеляжа объединяется в силовую конструкцию с помощью объединенного горизонтального стабилизатора 6 с рулевыми поверхностями 7 на последнем. В носовой части фюзеляжей 1 и 2 на узлах крепления устанавливается передняя балансировочная плоскость 8 с рулевой поверхностью 9. На внешней части фюзеляжей 1 и 2 установлены дополнительные подвесные баки 10, выполненные накладными, имеющие возможность сбрасываться в полете при аварийной ситуации. В нишах крыла 11 размещены дополнительные несущие поверхности 12, совмещенные в сложенном состоянии с нижней поверхностью крыла 11, а в разложенном положении образующие многоплановое крыло.

К полету самолет для средних авиалиний готовится следующим образом.

Топливом заправляются основные (встроенные) топливные баки, находящиеся в крыле, в центроплане 3, и дополнительные баки 10, установленные снаружи обоих фюзеляжей 1 и 2. Пассажиры размещаются в фюзеляжах 1 и 2 (в пассажирских отсеках). Экипаж самолета находится в кабине пилотов, размещенной в носовой части фюзеляжа 1.

При взлете самолета дополнительные несущие поверхности 5 и 12 (фиг. 4) отклоняются в определенное положение, при котором поверхности 5 устанавливаются под углом к набегающему потоку, а поверхности 12 выходят из ниши крыла 11 и трансформируются (раскладываются) в многоплановое крыло. С помощью рулевых поверхностей 7 и 9 объединенного горизонтального стабилизатора 6 и передней балансировочной плоскости 8 соответственно производится дополнительная коррекция взлетных характеристик самолета.

В полете (при выходе на крейсерские режимы полета) дополнительная несущая поверхность 12 трансформируется в обратном порядке из многопланового крыла в односекционную поверхность и убирается в нишу крыла 11. При этом нижняя поверхность несущей секции 12 будет совпадать с нижней поверхностью крыла 11, обеспечивая плавность обтекания крыла 11 потоком воздуха. Дополнительная несущая поверхность 5 устанавливается в положение, параллельное объединенному центроплану 3, и служит для увеличения площади основного крыла 11.

Перед посадкой самолета дополнительная несущая поверхность 5 отклоняется на больший чем при взлете угол, обеспечивая требуемые посадочные характеристики самолета и повышение эффективности торможения при пробеге, увеличивая угол установки относительно продольной оси самолета, превращаясь тем самым в тормозной щиток. Одновременно с отклонением несущей поверхности 5 на посадочный угол односекционные поверхности 12 выдвигаются из ниши крыла 11 и трансформируются в многоплановое крыло, увеличивая тем самым суммарную площадь несущих поверхностей, а именно крыла 11.

В аварийной ситуации дополнительные подвесные баки 10 могут быть принудительно сброшены. Установка дополнительного двигателя 4 на центроплане 3 между фюзеляжами 1 и 2 обеспечивает хороший обдув объединенного горизонтального стабилизатора 6. Посадка самолета может производиться как на четырехопорное шасси (на дне основные стойки шасси под крайними двигателями), так и на пятиопорное (на три основных стойки под каждым из двигателей и на две носовые стойки).

Использование двухфюзеляжной схемы (двух пассажирских отсеков) позволит увеличить количество перевозимых за один рейс пассажиров в два раза, увеличивая тем самым пассажиропоток по направлениям, где не обеспечивается спрос на авиаперевозки, и уменьшить парк самолетов. Усиление механизации несущих поверхностей при использовании одновременно с последними дополнительных балансировочных плоскостей позволит улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета и увеличить его весовую отдачу. Этим также компенсируется увеличение массы самолета.

Похожие патенты RU2078715C1

название год авторы номер документа
Самолет для местных авиалиний 1991
  • Комаров Владимир Александрович
  • Кисаев Александр Юрьевич
  • Архипов Николай Иванович
  • Стулов Геннадий Андреевич
  • Плотников Владимир Викторович
SU1804415A3
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2083439C1
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070144C1
САМОЛЕТ С УКОРОЧЕННОЙ ДЛИНОЙ РАЗБЕГА И ПРОБЕГА 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070139C1
САМОЛЕТ С УЛУЧШЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПРОДОЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070138C1
САМОЛЕТ 1996
  • Макаров И.А.
  • Молотков В.И.
  • Богдан Л.М.
RU2151716C1
САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Шведов Владимир Тарасович
  • Дмитриев Владимир Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2335430C1
САМОЛЕТ С УКОРОЧЕННОЙ ДЛИНОЙ РАЗБЕГА И ПРОБЕГА 1993
  • Шариф Мохаммед Аль-Хейли[Ua]
  • Араби Мухамед Юсиф[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
RU2070145C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ), ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ ШАССИ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПОДЪЕМА В ВОЗДУХ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Комбаров Евгений Григорьевич
RU2588198C2
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" 2006
  • Половников Юрий Владимирович
RU2324627C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 078 715 C1

Реферат патента 1997 года САМОЛЕТ ДЛЯ СРЕДНИХ АВИАЛИНИЙ

Изобретение относится к авиации, в частности к самолетостроению, а именно к летательным аппаратам для перевозки пассажиров на авиалиниях протяженностью до 1000 - 1500 км, где пассажиропоток постоянно возрастает. Технической задачей изобретения является повышение весовой отдачи. Самолет содержит левый 1 и правый 2 фюзеляжи, центроплан 3, двигатели 4, аэродинамические и рулевые поверхности 5 - 9, 11, 12 и подвесные баки 10. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 078 715 C1

Самолет для средних авиалиний, содержащий два установленные параллельно друг другу фюзеляжа, стреловидное крыло с рулевыми поверхностями, установленные между фюзеляжами дополнительные несущие поверхности, передние балансировочные плоскости, вертикальный стабилизатор с рулевыми поверхностями, установленные на крыле двигатели и шасси, отличающийся тем, что он снабжен расположенным между фюзеляжами объединенным центропланом крыла, установленным на центроплане дополнительным двигателем и объединенным горизонтальным стабилизатором с рулевыми поверхностями, фюзеляжи снабжены пассажирскими отсеками и дополнительными подвесными баками, крыло выполнено с нишей, а дополнительные несущие поверхности выполнены в виде отклоняющихся секций, причем односекционные поверхности установлены в нише крыла с возможностью образования в разложенном положении многопланового крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2078715C1

Способ возведения намывных сооружений 1984
  • Меламут Давид Лазаревич
  • Мерзляков Олег Васильевич
  • Голубев Николай Константинович
  • Грибач Геннадий Эдуардович
  • Пашковский Юрий Николаевич
SU1234511A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 078 715 C1

Авторы

Араби Мухамед Юсиф

Даты

1997-05-10Публикация

1992-01-21Подача