СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА НА ОРБИТУ Российский патент 1997 года по МПК B64G1/00 F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2083447C1

Изобретение относится к космической технике, конкретно к способам выведения полезного груза на орбиту с помощью транспортных космических систем, преимущественно с помощью ракет-носителей.

Известен способ выведения полезного груза на орбиту с помощью носителя, включающий заправку носителя необходимым для выведения полезного груза топливом, полет носителя по траектории выведения, в процессе которого осуществляется перекачка топлива из одной ступени в другую [1]
Недостатком известного способа является выведение носителем на орбиту меньшей массы, чем потенциально возможная.

Изобретение направлено на устранение указанного недостатка, а именно на увеличение максимальной массы полезного груза, выводимой носителем.

Указанная задача решается тем, что в способе выведения полезного груза на орбиту с помощью многоступенчатой ракеты-носителя, заключающемся в заправке носителя топливом в количестве, включающем гарантийный запас, полет ракеты носителя по траектории выведения, перекачку топлива из одной ступени в другую, отделение полезного груза, согласно изобретению при заправке ракеты-носителя топливом гарантийный запас топлива по крайней мере одной ступени частично или полностью размещают в последующей ступени или в полезном грузе, а перекачку топлива в полете производят подавая требуемое количество гарантийного запаса в предыдущую ступень ракеты-носителя.

Известно, что ракеты-носители помимо расчетного запаса топлива заправляют еще и так называемыми гарантийными запасами топлива, которые с вероятностью, близкой к единице, обеспечивают выведение космического аппарата на орбиту с требуемыми параметрами при возмущенном полете ракеты. Эти возмущения вызываются изменениями состояния атмосферы, отклонениями аэродинамических характеристик ракеты, погрешностями производства ракеты, ошибками системы управления, отклонениями доз заправки и характеристик топлива, изменениями параметров двигателей и режимов их работы, в частности изменением величины соотношения расхода компонентов, и рядом других факторов. Величина выработанной в полете массы топлива из гарантийного запаса является величиной случайной, при этом гарантийные запасы редко вырабатываются в полете полностью. Поэтому в отделяемых ступенях ракеты зачастую остаются невыработанные остатки топлива, оказавшиеся пассивным грузом. Эти остатки топлива, полностью или частично, могли бы быть использованы для увеличения массы полезного груза, выводимого ракетой. В соответствии с изобретением, это может быть выполнено следующим образом.

Для примера рассмотрим двухступенчатую ракету-носитель, выводящую на орбиту спутник с длительным сроком существования, на котором в качестве рабочего тела системы ориентации и коррекции орбиты используется такое же топливо, как и на ракетоносителе. Топливный баки спутника и второй ступени ракеты, а также топливные баки второй ступени и первой ступени сообщены гидравлическими магистралями, снабженными запорной арматурой. Масса спутника равна максимальной расчетной массе полезного груза, которую может вывести ракета. Предположим, однако, что для решения задач запуска в полном объеме, запас рабочего тела в спутнике должен быть увеличен, при этом масса спутника будет превышать максимально допустимую.

В соответствии с предлагаемым способом при заправке ракеты топливом част массы гарантийного запаса первой ступени (например, половина) размещается во второй ступени, а часть гарантийного запаса второй ступени в спутнике. После старта ракета движется по траектории выведения на орбиту. Система управления оценивает требуемое количество топлива, необходимое для достижения первой ступенью требуемых параметров полета, и сравнивает с фактическим количеством топлива в ее в баках. В том случае, если возникает необходимость использования гарантийного запаса топлива, размещенного во второй ступени, открывают клапаны трубопроводов, соединяющих баки второй и первой ступени ракеты, и необходимая часть гарантийного запаса самотеком (или с помощью топливного насоса первой ступени) перемещается из второй ступени в первую. Вероятность того, что к моменту отделения первой ступени весь ее гарантийный запас, размещенный во второй ступени, будет выработан, очень мала, поскольку мала вероятность отклонения всех случайных возмущений на максимальную величину и в одну сторону. Поэтому во второй ступени с достаточно большой вероятностью останется хотя бы часть гарантийного запаса топлива первой ступени. Этот остаток используют как дополнительное топливо для второй ступени, что позволяет вывести на орбиту большую массу. Аналогично мала вероятность того, что будет выработан весь гарантийный запас топлива второй ступени. В этом случае после отделения от ракеты-носителя на спутнике останется запас топлива, превышающий расчетное значение нормальной заправки топливом, что позволит увеличить время его активного существования и в конечном итоге снизить затраты на замену исчерпавших свой ресурс спутников.

Изобретение позволяет снабдить спутник или другой космический аппарат дополнительным топливом сверх расчетного максимально допустимого его количества. Поскольку на ракетах-носителях гарантийные запасы топлива достигают 2 3% от полной заправки, масса дополнительного топлива на спутнике может достигать десятков и сотен килограмм в зависимости от стартовой массы ракеты. В тех случаях, когда нет необходимости увеличить запас топлива на космическом аппарате, изобретение позволяет уменьшить гарантийный запас топлива носителя и тем самым уменьшить стартовую массу ракеты.

Изобретение может быть использовано на любых носителях, однако предпочтительной областью использования являются ракеты-носители и ситуации, когда на космическом аппарате необходимо увеличить запас топлива, но масса аппарата при этом повышается сверх предельной величины массы, которую может вывести носитель.

Похожие патенты RU2083447C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА НА ОРБИТУ 1993
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Перницкий Сергей Иосифович
  • Перницкий Сергей Сергеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2092399C1
СПОСОБ ЗАПУСКА МНОГОРАЗОВОЙ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1993
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Перницкий Сергей Иосифович
RU2046076C1
ТРАНСПОРТНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1992
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Перницкий Сергей Иосифович
  • Перницкий Сергей Сергеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2015079C1
МНОГОРАЗОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ С ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЫ НА ОКОЛОЛУННУЮ ОРБИТУ ТУРИСТОВ ИЛИ ПОЛЕЗНЫХ ГРУЗОВ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ 2019
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2736657C1
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1999
  • Карпов А.С.
  • Рачук В.С.
  • Иванов Р.К.
  • Монахов Ю.В.
  • Ковалевский М.М.
  • Борисов А.В.
RU2160215C1
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Иваник Валерий Васильевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Каторгин Борис Иванович
  • Величенков Александр Олегович
  • Хабаров Анатолий Михайлович
  • Улитин Вадим Владимирович
  • Душенко Олег Александрович
RU2092384C1
СПОСОБ ВРЕМЕННОГО УПРОЧНЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, ИЗГОТОВЛЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 1992
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Перницкий Сергей Иосифович
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2033947C1
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 1993
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Иваник Валерий Васильевич
  • Каторгин Борис Иванович
  • Чванов Владимир Константинович
  • Багеева Елена Олеговна
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2092400C1
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ НА ОРБИТУ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ РАКЕТОЙ-НОСИТЕЛЕМ 2015
  • Быковский Сергей Борисович
  • Пушкин Павел Сергеевич
RU2595092C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ДЛЯ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА 1999
  • Карпов А.С.
  • Рачук В.С.
  • Иванов Р.К.
  • Монахов Ю.В.
  • Ковалевский М.М.
  • Борисов А.В.
RU2160214C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА НА ОРБИТУ

Сущность изобретения: способ заключается в заправке носителя топливом в количестве, включающем гарантийный запас, полет ракеты-носителя по траектории выведения, перекачку топлива из одной ступени в другую, отделение полезного груза. При заправке ракеты-носителя топливом гарантийный запас топлива по крайней мере одной ступени частично или полностью размещают в последующей ступени или в полезном грузе, а перекачку топлива в полете производят подавая требуемое количество гарантийного запаса в предыдущую ступень ракеты-носителя.

Формула изобретения RU 2 083 447 C1

Способ выведения полезного груза на орбиту с помощью многоступенчатой ракеты-носителя, заключающийся в заправке носителя топливом в количестве, включающем гарантийным запас, полет ракеты-носителя по траектории выведения, перекачку топлива из одной ступени в другую, отделение полезного груза, отличающийся тем, что при заправке ракеты-носителя топливом гарантийный запас топлива, по крайней мере одной ступени, частично или полностью размещают в последующей ступени или в полезном грузе, а перекачку топлива в полете производят, подавая требуемое количество гарантийного запаса в предыдущую ступень ракеты-носителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2083447C1

Способ хирургического лечения ригидной отслойки сетчатки с разрывами 1980
  • Васильева Светлана Федоровна
SU1114414A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 083 447 C1

Авторы

Перницкий Сергей Иосифович

Перницкий Сергей Сергеевич

Даты

1997-07-10Публикация

1994-01-19Подача