РЕГУЛЯТОР РАСХОДА Российский патент 1997 года по МПК G05D7/00 

Описание патента на изобретение RU2084012C1

Изобретение относится к ракетной технике и может найти широкое применение при создании агрегатов регулировании, в частности ЖРД.

В настоящее время при создании агрегатов регулирования находят применение регуляторы, исключающие гидродинамические силы, воздействующие на плунжер. Это достигается тем, что конец плунжера, образующий дросселирующую щель между собой и спрофилированными стенками выходного отверстия в корпусе, выполнен цилиндрическим и пустотелым с внутренней конической поверхностью, образующей с наружной цилиндрической поверхностью плунжера по торцу острую кромку.

Исключение торцевых поверхностей на дроссельной части плунжера не создает сил от реакции потока в осевом направлении плунжера.

Перпендикулярно оси плунжера возникают силы от неравномерности потока вследствие отклонения от правильной формы цилиндрической поверхности плунжера, направляющих поверхностей плунжера профильной поверхности корпуса и отклонения от соосности всех вышеперечисленных поверхностей.

Неравномерность потока приводит к вибрации плунжера. Наибольшая неравномерность потока возникает при максимальном перепаде между входом и выходом регулятора расхода, когда пропускная способность регулятора приближается к наименьшей.

Возникающие при работе регулятора вибрации плунжера приводят к простому механическому износу пар трения и к развитию основного вида повреждения поверхностей, получившего название фреттинг-коррозии и возникающего на контактирующих металлических поверхностях при относительном колебательном движении. При фреттинг-коррозии значительно ухудшается качество поверхностей деталей, что может привести в конечном итоге к нарушению подвижности плунжера.

Известно устройство, содержащее корпус с двумя направляющими поясками, взаимодействующими с цилиндрическим пустотелым плунжером с поршнем, концевая часть которого выполнена с внутренней конической поверхностью, образующей с наружной цилиндрической поверхностью плунжера по торцу острую кромку (прототип).

Недостатком устройства является то, что при уменьшении пропускной способности устройства и повышении перепада давления между входом и выходом перпендикулярно оси плунжера возникают силы от неравномерности дроссилируемого потока, что приводит к вибрации плунжера. При длительной работе устройства на данном режиме, кроме простого механического износа, возникает и фреттинг-коррозия, приводящая к ухудшению качества взаимодействующих поверхностей направляющих поясков корпуса и плунжера и, как следствие, к нарушению подвижности плунжера.

Целью изобретения является устранение указанного недостатка.

Это достигается тем, что в корпусе установлено седло с мягким уплотнителем, контактирующим с острой кромкой плунжера, а на противоположном конце плунжера на расстоянии до направляющего пояска корпуса, на 0,2-0,5 мм превышающем расстояние между мягким уплотнителем седла и острой кромкой плунжера, установлен упор с конусной уплотнительной поверхностью, контактирующий с острой кромкой направляющего пояска корпуса.

На чертеже показан предлагаемый регулятор расхода.

В корпус 1 с направляющими поясками 2 разного диаметра установлены профильное седло 3, седло с мягким уплотнителем 4, прорезная втулка 5, закрепляемые с помощью крышки 6. В корпус 1 установлен плунжер 7, подпружиненный пружиной 8. На плунжере установлен упор 9.

При запуске двигателя компонент подается на вход корпуса 1 и через дросселирующую щель между плунжером 7 и седлом 3 на выход регулятора. При повышении перепада давления между входом и выходом усилие от давления компонента на эффективную площадь плунжера, образованную разницей диаметров направляющих поясков корпуса 1, преодолевает усилие пружины 8 и плунжер перемещается, перекрывая проходное сечение регулятора по заданному закону, в зависимости от увеличения перепада давления на плунжере, до посадки упора 9 на острую кромку направляющего пояска корпуса 1 с одновременным внедрением кромки плунжера в мягкий уплотнитель седла 4. При этом положении регулятор закрывается расход через него прекращается. Такое положение регулятора сохраняется в течение всего времени работы изделия на номинальном режиме, при этом колебательное движение плунжера исчезает ввиду посадки плунжера на корпус 1 и седло 4 большим усилием, возникающим при максимальном перепаде компонента на эффективную площадь плунжера после закрытия регулятора.

При снижении перепада давлений на плунжере (дросселировании или выключении изделия) плунжер перемещается в исходное положение.

Создание регулятора данной конструкции позволяет обеспечивать заданную пропускную способность с исключением вибрации плунжера при минимальном расходе компонента через регулятор и максимальном перепаде давления на плунжере в течение всего времени работы двигателя на номинальном режиме.

На предприятии разработана техническая документация. К1980 году предприятие намерено внедрить предложение во вновь разрабатываемый ЖРД.

Похожие патенты RU2084012C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА 1981
  • Гончарик Н.И.
RU2084013C1
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА 1983
  • Гончарик Н.И.
  • Шаров Ю.В.
RU2090772C1
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА 1984
  • Устименко В.М.
  • Гончарик Н.И.
  • Шаров Ю.В.
RU2089933C1
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА 1999
  • Козелков В.П.
  • Терехов Н.Т.
  • Лаврентьев В.Ф.
RU2164034C1
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА ДЛЯ ПРОГРАММНОГО ЗАПУСКА ЭНЕРГОУСТАНОВКИ 1994
  • Бородин В.М.
  • Козелков В.П.
  • Копков Г.А.
RU2049343C1
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА 1998
  • Кащук А.С.
  • Терехов Н.Т.
RU2142156C1
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА 2005
  • Терехов Николай Тимофеевич
RU2310900C2
РОТОР ТУРБОНАСОСНОГО АГРЕГАТА 1996
  • Дмитренко А.И.
  • Зайцев Н.А.
RU2119062C1
ДРОССЕЛЬ 2008
  • Раковский Валентин Леонидович
RU2375630C1
ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН 1991
  • Бабаев И.Н.
  • Гончарик Н.И.
RU2038519C1

Реферат патента 1997 года РЕГУЛЯТОР РАСХОДА

Использование: в ракетной технике для создания агрегатов регулирования. Сущность изобретения: регулятор расхода содержит корпус с направляющими поясками, коаксиально которым установлен цилиндрический полый плунжер с поршнем. Острая кромка одного из торцов плунжера образует с профилированными отверстиями корпуса дросселирующую щель. В корпусе за профилированным отверстием установлено седло с мягким уплотнителем под острую кромку плунжера. Со стороны другого торца плунжера на расстоянии до крайнего направляющего пояска корпуса, в 1,01-1,05 раз превышающим расстояние между мягким уплотнителем седла и острой кромкой плунжера, установлен упор с концевой уплотнительной поверхностью под острую кромку направляющего пояска корпуса. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 084 012 C1

Регулятор расхода, содержащий корпус с направляющими поясками, коаксиально которым установлен цилиндрический полый плунжер с поршнем, острая кромка одного из торцов плунжера образует с профилированными отверстиями корпуса дросселирующую щель, отличающийся тем, что в корпусе за профилированным отверстием установлено седло с мягким уплотнителем под острую кромку плунжера, а со стороны другого торца плунжера на расстоянии до крайнего направляющего пояска корпуса, в 1,01 1,05 раз превышающем расстояние между мягким уплотнителем седла и острой кромкой плунжера, установлен упор с концевой уплотнительной поверхностью под острую кромку направляющего пояска корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2084012C1

ЗОЛОТНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО 0
SU221445A1

RU 2 084 012 C1

Авторы

Устименко В.М.

Гончарик Н.И.

Даты

1997-07-10Публикация

1978-07-20Подача