Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве асинхронных и синхронных двигателей малой мощности, предназначенных для питания от однофазной сети. Такие двигатели по своему внутреннему устройству обычно являются двухфазными, причем одна фаза включается в сеть непосредственно, а другая через фазосмещающий элемент (чаще всего конденсатор). Обычно обмотка статора выполняется распределенной по его пазам, причем она укладывается в пазы вручную, что представляет очень трудоемкую операцию, или с помощью дорогостоящих, сложных и ненадежных станков, требующих постоянной профилактики и наладки.
Для уменьшения трудоемкости изготовления и повышения технологичности двигатели малой мощности выполняют с сосредоточенными обмотками на статоре, например, асинхронные двигатели серии ДКВ (Справочник по электрическим машинам /Под ред. И.П. Копылова. М. Энергоатомиздат, 1989, т. 2, с. 649).
Прототипом предлагаемого изобретения является двухфазный конденсаторный двигатель, предназначенный для питания от однофазной сети (Лопухина Е.М. и Сенчуков Г.А. Проектирование асинхронных микродвигателей с применением ЭВМ. М. Высшая школа, 1980, с. 15). В этом двигателе статор выполняется разъемным. Полюсная система состоит из четырех явновыраженных полюсов, противоположные пары которых принадлежат одной из фаз, полюсные наконечники всех четырех полюсов одинаковы и соединяются между собой перемычками, в результате чего образуется единая крестовина полюсов, которая запрессовывется в ярмо статора. Катушки обмотки статора наматываются отдельно на специальные каркасы, надеваются на полюса до запрессовывания последних в ярмо статора.
Несмотря на четыре явновыраженных полюса в магнитной системе статора, каждая его фаза создает двухполюсное магнитное поле. Катушки каждой фазы занимают два противоположных полюса, а зона действия магнитного поля фазы простирается лишь на половину окружности ротора. Отсюда основные недостатки этих двигателей плохое использование по основной (двухполюсной) пространственной гармонической поля и большое влияние паразитных высших пространственных гармонических. Так, при длине дуги полюсных наконечников, равной четверти внутренней окружности статора, обмоточные коэффициенты для всех пространственных гармоник поля одинаковы:
,
при этом амплитуда МДС ν-й гармоники только в n раз меньше амплитуды МДС первой гармоники: Fmν= Fm1/ν (см. фиг. 2, а).
По этой причине в указанных двигателях при разгоне развиваются достаточно большие тормозные моменты от третьей и пятой гармоник поля, возникают провалы в кривой момента от скорости и ротор двигателя может разогнаться лишь до скорости, близкой к синхронной скорости пятой (600 об/мин) и третьей (1000 об/мин) гармоник. Действие высших гармоник поля отрицательно сказывается и на рабочих характеристиках двигателя (при скоростях, соответствующих двухполюсной машине, т.е. близких к 3000 об/мин). По отношению к полям высших гармоник ротор вращается с большим скольжением, что приводит к появлению значительных дополнительных токов и потерь в роторе, уменьшению полезного момента и КПД двигателя. Поэтому двигатели выпускаются только на очень малые мощности (до 25 Вт), при которых отмеченные отрицательные эффекты несколько сглаживаются и двигатели оказываются работоспособными.
Целью предлагаемого изобретения является улучшение кривой распределения поля и, как следствие, улучшение пусковых и рабочих характеристик двигателя за счет уменьшения провалов, обусловленных высшими гармониками поля, и повышение верхнего диапазона мощности двигателя при сохранении простой и технологичной конструкции явнополюсного разъемного статора.
В статоре двухфазного двигателя, содержащем шихтованное ярмо и установленную в нем систему явновыраженных полюсов с наконечниками, на полюсах установлены катушки на каркасах, противолежащие по окружности пары которых принадлежат одной фазе, система явновыраженных полюсов в осевом направлении разделена на две половины, и в каждой из половин полюсные наконечники одной пары выполнены большей ширины по сравнению с полюсными наконечниками другой пары противолежащих полюсов. Полюса с наконечниками одинаковой ширины в разных половинах системы полюсов смещены в тангенциальном направлении на 90o друг относительно друга.
Отношение ширины полюсных наконечников одной пары противолежащих полюсов к ширине полюсных наконечников другой пары противолежащих полюсов может быть в пределах 0,33 oC 0,40. Кроме того, половины полюсов могут быть выполнены из четырехзубчатых пластин с отверстием под ротор, основания зубцов образуют полюсные наконечники, а верхушки зубцов выполнены одинаковой ширины.
На фиг. 1 (а и б) показаны два поперечных сечения статора предлагаемого электродвигателя в двух его разных аксиальных половинах. Ярмо статора 1 -общее для обеих половин, а полюсные системы отличаются только тем, что они сдвинуты на 90o в тангенциальном направлении. Явновыраженные полюса 2-5 набраны из шихтованных пластин. На полюса надеты катушки 6 на каркасах, противолежащие пары которых принадлежат одной фазе. Ширина наконечников 7 и 8 полюсов 2 и 4 больше ширины полюсных наконечников 9 и 10 другой пары противолежащих полюсов 3 и 5. В результате получается, что полюсные наконечники каждого полюса на одной половине длины двигателя охватывают одну дугу αп1, а на другой половине длины другую дугу αп2. Пластины, из которых набраны явновыраженные полюса, могут быть четырехзубчатыми (фиг. 1) с отверстием под ротор, два противолежащих зубца 2 и 4 образуют полюса одной фазы. Основания зубцов 7, 8 и 9, 10 образуют полюсные наконечники, а верхушки зубцов выполнены одинаковой ширины. Такое выполнение полюсов упрощает технологический процесс изготовления двигателей, так как пластины вырубаются с помощью одного штампа. Для достаточного уменьшения (по сравнению с прототипом) высших пространственных гармоник поля (в первую очередь, третьей и пятой) при практическом сохранении величины рабочей первой гармоники отношение дуг меньшего и большего полюсного наконечников следует выбрать в диапазоне 0,33-0,40.
Для пояснения эффекта, достигаемого в предлагаемой конструкции статора электродвигателя, на фиг. 2 приведены кривые МДС фазы, создаваемых в прототипе (фиг. 2, а) и в предлагаемом двигателе (фиг. 2, б). В прототипе МДС фазы, приложенная к зазору двигателя, действует в пределах дуги, равной 90o (кривая поля, определяемая его индукцией, несколько сглажена за счет насыщения краев полюсных наконечников и выпучивания силовых линий). В предлагаемом двигателе в одной половине машины вдоль ее оси МДС одной фазы приложена к зазору в пределах дуги αп1, а в другой половине в пределах дуги αп2. Поскольку ЭДС в стержнях ротора, наведенные в обеих половинах, складываются, а величины этих составляющих ЭДС пропорциональны величине поля и длине соответствующего отрезка стержня ротора, то эквивалентная кривая МДС фазы статора, действующая как бы по всей длине ротора, должна быть представлена именно так, как на фиг. 2, б (Wk число витков в катушке одного полюса). Полные потоки (площади кривых фиг. 2, а и б) одинаковы.
В исходной кривой (фиг. 2, а) обмоточные коэффициенты для всех нечетных гармоник МДС одинаковы и равны 0,707. Гармонический состав кривой МДС и поля статора предлагаемого двигателя можно регулировать, изменяя соотношение между αп1 и αп2 (в сумме αп1 и αп22 в двухфазном двигателе должны составлять p радиан).
На фиг. 2, а и б, для сравнения в одинаковом масштабе показаны первые две гармоники МДС первая F1 и третья F3. Так, при aп2/αп1=0,4 третья гармоника уменьшается почти в 2 раза. С уменьшением этого отношения третья гармоника уменьшается в еще большей степени, однако при этом несколько уменьшается и полезная первая гармоника.
Кроме того, в предлагаемой конструкции по сравнению с прототипом кривая распределения проводимости для ответных полей ротора становится более гладкой, более равномерной, с меньшими провалами, что тоже сказывается на уменьшении паразитных асинхронных и синхронных моментов.
Наконец, в предлагаемом двигателе уменьшается индуктивное сопротивление рассеяния статора (за счет уменьшения дифференциального рассеяния), что приводит к увеличению максимального момента и перегрузочной способности двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2103784C1 |
ОДНОФАЗНЫЙ ЯВНОПОЛЮСНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 1996 |
|
RU2109390C1 |
ДВУХФАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1995 |
|
RU2088029C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ЕФИМЕНКО (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2088028C1 |
СТАТОР РЕВЕРСИВНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2121206C1 |
Асинхронный электродвигатель | 1978 |
|
SU752643A1 |
Однофазный многоскоростной асинхронный электродвигатель | 1986 |
|
SU1424101A1 |
ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2028024C1 |
ЯКОРЬ МНОГОФАЗНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2121207C1 |
Синхронная электрическая машина | 1987 |
|
SU1474805A1 |
Использование: при производстве асинхронных и синхронных двигателей малой мощности. Сущность изобретения: в предложенном статоре двигателя, имеющем разъемную конструкцию, при общем его ярме 1 система явновыраженных полюсов 2-5 разделяется в осевом направлении на две половины. В поперечном сечении любой половины полюсные наконечники разных фаз имеют разную ширину вдоль окружности ротора. В разных половинах полюса с полюсными наконечниками одинаковой ширины смещены в тангенциальном направлении на 90o друг относительно друга, но ширина той части полюсов, на которую надеваются сосредоточенные катушки 6, одинакова у обеих фаз и остается постоянной по всей длине двигателя. Отношение дуги меньшего полюсного наконечника к дуге большего находится в пределах 0,33-0,40. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Справочник по электрическим машинам/ Под ред.Копылова И.П | |||
- М.: Энергоатомиздат, т | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Лопухина Е.М., Семенчукова Г.А | |||
Проектирование асинхронных микродвигателей с применением ЭВМ | |||
- М.: Высшая школа, 1980, с | |||
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава | 1917 |
|
SU15A1 |
Авторы
Даты
1997-07-20—Публикация
1993-06-08—Подача