Изобретение относится к области экспериментальной техники, в частности к средствам измерения силы при климатических испытаниях летательных аппаратов на прочность.
Известен способ измерения силы, заключающийся в том, что силоизмерительный датчик и регистрирующую аппаратуру до испытаний градуируют, а при испытании конструкции измеряют выходные сигналы силоизмерительного датчика, по которым определяют величину силы, действующей на конструкцию [1]
Известно устройство для измерения силы, содержащее силоизмерительный датчик, силонагружающую систему и регистрирующую аппаратуру [1]
Цель предлагаемого способа и устройства повышение точности и уменьшение эксплуатационных расходов.
На фиг. 1 представлена зависимость выходного сигнала силоизмерительного датчика от задаваемой силы при градуировке (сплошная линия) и при воздействии влаги (пунктирная линия), значком *г обозначены значения контрольных сигналов при градуировке и * при воздействии влаги в условиях испытаний; на фиг. 2 блок-схема установки для испытания конструкции летательного аппарата; на фиг. 3 конструктивная схема силоизмерительного датчика; на фиг. 4 - сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 5 сечение по Б-Б на фиг.3.
Способ измерения силы осуществляют следующим образом.
До проведения испытаний градуируют силоизмерительный датчик и регистрирующую аппаратуру на образцовой силозадающей машине. Измеряют выходные сигналы датчика при различных ступенях нагружения при нормальных климатических условиях и определяют коэффициент преобразования K градуировочной характеристики канала измерения датчик регистрирующая аппаратура (фиг.1). Затем в этих же условиях дополнительно нагружают упругий элемент датчика на два нормированных уровня деформаций при помощи встроенного в корпус датчика силового узла. Измеряют при этом выходные сигналы силоизмерительного датчика n
Нагружают испытываемую конструкцию на i-ю ступень нагружения, измеряют выходной сигнал силоизмерительного датчика Ui, а силу, действующую на конструкцию, вычисляют (при линейной характеристике датчика) по формуле
где U0 начальный сигнал силоизмерительного датчика при испытаниях конструкций;
Ui выходной сигнал силоизмерительного датчика на i-й ступени нагружения конструкции;
К коэффициент преобразования градуировочной характеристики, определяемой при градуировке силоизмерительного датчика;
n
n1 и n2 контрольные сигналы силоизмерительного датчика при нагружении упругого элемента на первый и второй нормированные уровни деформации при климатических условиях.
Силоизмерительный датчик (фиг. 3) состоит из упругого элемента 8, на поверхности которого в растянутой и сжатой зонах наклеены тензорезисторы 9, соединенные между собой по схеме измерительного моста, подключенного к электрическому разъему 10. Упругий элемент снабжен двумя узлами крепления для приложения измеряемой силы, которые с внутренней стороны имеют толкатели 11а и 11б. На упругом элементе установлен силовой узел 12 для нагружения последнего на два нормированных уровня деформации. Силовой узел включает клин 13 с установленными в нем образцовыми мерными плитками 14а и 14б и электромеханический или пневматический возвратно-поступательный привод 15, укрепленный при помощи шарнира 16 на скобе упругого элемента. Привод 15 для контроля за положением клина 13 снабжен датчиком линейных перемещений или сигнализации положения клина 17 относительно толкателей 11а и 11б.
Силоизмерительный датчик работает следующим образом.
Нагружают упругий элемент 8 силоизмерительного датчика при градуировке силами P на силозадающей машине. При этом деформируется поверхность упругого элемента в зоне наклейки тензорезисторов 9, что вызывает соответственно изменение их электрического сопротивления и приводит к изменению выходного сигнала измерительного моста. По величине задаваемых сил и выходных сигналов определяют градуировочную характеристику силоизмерительного датчика и коэффициент преобразования К. После градуировки в тех же нормальных климатических условиях дополнительно нагружают упругий элемент 8 при помощи перемещения клина 13 приводом 15 на один нормированный уровень деформаций, определяемый мерной плиткой 14а, а затем второй нормированный уровень деформаций, определяемый плиткой 14б. При этом регистрируют выходные контрольные сигналы силоизмерительного датчика n
При проведении климатических испытаний конструкции на испытательном стенде процесс работы силоизмерительного датчика аналогичен градуировке, но изменяется последовательность операций: вначале дополнительно нагружают упругий элемент на два нормированных уровня деформаций, определяют по величине контрольных сигналов n1 и n2 функцию влияния климатических условий на коэффициент преобразования K и нагружают конструкцию до величины силы, определяемой с учетом функции влияния климатических условий.
Сущность изобретения: до испытаний при градуировке и затем при климатических условиях нагружают упругий элемент силоизмерительного датчика на два нормированных уровня деформации с помощью узла, выполненного в виде клина с образцовыми мерными элементами, и датчика контроля положения клина, измеряют контрольные выходные сигналы силоизмерительного датчика, нагружают конструкцию до заданного уровня и определяют силу по математической формуле. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.
где U0 начальный сигнал силоизмерительного датчика при испытании конструкции;
Ui выходной сигнал силоизмерительного датчика на i-й ступени нагружения при испытании конструкции;
K коэффициент преобразования градуировочной характеристики, определяемой при градуировке силоизмерительного датчика;
n
n1 и n2 контрольные выходные сигналы силоизмерительного датчика при нагружении упругого элемента на первый и второй нормированные уровни деформации при климатических условиях.
Макаров Р.А | |||
Тензометрия в машиностроении | |||
Справочное пособие | |||
- М.: Машиностроение, 1975, с | |||
Прибор для измерения угла наклона | 1921 |
|
SU253A1 |
Прибор для определения всасывающей силы почвы | 1921 |
|
SU138A1 |
Приспособление для получения кинематографических стерео снимков | 1919 |
|
SU67A1 |
Авторы
Даты
1997-07-27—Публикация
1990-08-01—Подача