Изобретение относится к гальваностегии, в частности к электролитическому осаждению сплава цинк-железо с целью восстановления изношенных поверхностей деталей машин, например, корпусов гидравлических насосов, посадочных мест блоков цилиндров двигателей, внутреннего сгорания, коробок перемены передач и др.
Известны растворы электролитов для осаждения сплава цинк-железо, содержащие сернокислое железо, сернокислый цинк, сернокислый алюминий, сернокислый натрий и аскорбиновую кислоту. Однако покрытия, получаемые из этих составов электролитов, имеют недостаточную микротвердость и слабую сцепляемость с основой. Электролиты имеют рассеивающую способность, малопроизводительны и подвержены окислению и загрязнению. Особенно это наблюдается при применении их при нестационарных режимах электроосаждения сплава цинк-железо (вневанное, проточное осаждение при различных формах тока).
Наиболее близким к изобретению является известный раствор электролита для осаждения сплава цинк-железо, содержащий в г/л:
Цинк сернокислый 200-300
Железо сернокислое 50-60
Алюминий сернокислый 40-50
Натрий сернокислый 50-60
Борная кислота 20-30
Аскорбиновая кислота 5-10
Натриевая соль нафталиндисульфокислоты 2-5
Покрытия, получаемые из этого раствора электролита, обладают повышенной микротвердостью 90-150 кг/мм2.
Однако данный раствор электролита имеет сложный состав, затруднена его корректировка по составу в технологическом процессе.
Осадки имеют крупнозернистую структуру, низкую сцепляемость с основой и при восстановлении деталей из алюминиевых сплавов имеют отличительный удельный температурный коэффициент линейного расширения. Электролит склонен к окислению, дендридообразованию при повышенных плотностях тока и малопроизводителен в нестационарных условиях осаждения сплава.
Целью изобретения является повышение физико-механических характеристик покрытия, прочности сцепления, улучшения структуры осадка, химической стойкости раствора и снижения дендридообразования.
Цель достигается тем, что раствор электролита для осаждения сплава цинк-железо, содержащий сульфат цинка, соль железа, борную кислоту, соль натрия и органическую добавку, отличается тем, что с целью повышения физико-механических характеристик покрытия, прочности сцепления, улучшения структуры осадка, химической стойкости раствора и снижения дендрирообразования в электролит вводят в качестве соли железа хлорид железа, в качестве соли натрия фторид натрия, а в качестве органической добавки первичный гидрохлорид алкиламмония (C6-C12) при следующем соотношении компонентов, г/л:
Cульфат цинка 250-300
Xлорид железа 60-100
Борная кислота 25
Фторид натрия 10
Первичный гидрохлорид алкиламмония (C6-C12) 1-3.
Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемый состав электролита отличается от известного введением новых компонентов, а именно: в качестве соли железа хлорид железа, в качестве соли натрия фторид натрия, в качестве органической добавки первичный гидрохлорид алкиламмония (C6-C12).
Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". В раствор электролита вводятся первичные алкиламмониевые соли, в качестве которых используется известный технический реагент АНП-2, применяемый при флотации руд в качестве в качестве собирателя, общей формулой R-NH2NCl, где R=C6H13-C12H25 (первичный алкиламмония гидрохлорид, смесь веществ).
Предлагаемый состав раствора электролита отличается от известного тем, что он более прост по содержанию, производителен и отвечает технологическому процессу при восстановлении деталей в нестационарных условиях (проточное, на различных формах тока). Покрытия получаются гладкими, плотными с мелкозернистой структурой, обладающие повышенной износокоррозийной стойкостью.
Таким образом, данный раствор электролита позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию "существенные отличия".
Осаждается твердый сплав замещения ионов цинка ионами железа, что обеспечивает физико-механические характеристики осадка, идентичные характеристикам основы алюминиевого сплава АК-4, АЛ-9, из которых изготовлены детали машин.
Процесс восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов рекомендуется проводить при температуре 20-30oC, катодной плотности тока 40-60 А/дм2 и расходом раствора электролита 6 мкм3/с. Скорость вращения катода 30 об/мин.
Для экспериментальной проверки заявляемого состава были подготовлены 12 смесей ингредиентов, 3 из которых показали оптимальные результаты (см.таблицу).
Использование изобретения позволит повысить физико-механические характеристики покрытия: прочность сцепления, структуру осадка, химическую стойкость раствора и снизит дендридообразование.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОСТАВ ЭЛЕКТРОЛИТА АНТИФРИКЦИОННОГО ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО СПЛАВА "ЦИНК-ЖЕЛЕЗО" ДЛЯ ОСАЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОГО АКТИВИРОВАНИЯ | 2011 |
|
RU2489527C2 |
СОСТАВ ЭЛЕКТРОЛИТА АНТИФРИКЦИОННОГО ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО СПЛАВА "ЦИНК-ЖЕЛЕЗО" ДЛЯ ОСАЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОГО АКТИВИРОВАНИЯ | 2015 |
|
RU2633866C2 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ ПЕРЕД НАНЕСЕНИЕМ ГАЛЬВАНОПОКРЫТИЙ | 1993 |
|
RU2082837C1 |
ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ ОСАЖДЕНИЯ ПОКРЫТИЯ | 2003 |
|
RU2250935C1 |
ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ ОСАЖДЕНИЯ ПОКРЫТИЯ | 1999 |
|
RU2169799C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО-ФОСФОР | 1999 |
|
RU2164560C1 |
ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНЕНИЯ | 1995 |
|
RU2088700C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО-БОР | 2003 |
|
RU2250936C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО-ВОЛЬФРАМ | 2001 |
|
RU2192509C2 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ОСАЖДЕНИЯ СПЛАВА ЖЕЛЕЗО - МОЛИБДЕН | 2000 |
|
RU2174163C1 |
Изобретение относится к гальваностегии, в частности к электрическому осаждению сплава цинк-железо, с целью восстановления изношенных поверхностей деталей машин, например, корпусов гидравлических насосов, посадочных мест блоков цилиндров двигателей внутреннего сгорания, коробок передач и др. Электролит для осаждения сплава цинк-железо содержит, г/л: сульфат цинка 250-300, хлорид железа 60-100, борная кислота 25, фторид натрия 10 и первичный гидрохлорид алкиламмония (C6-C12) 1-3. В результате использования электролита повышаются физико-механические характеристики покрытия: прочность сцепления, улучшается структура осадка, снижается дендридообразование. 1 табл.
Электролит для осаждения сплава цинк-железо, содержащий сульфат цинка, соль железа, борную кислоту, соль натрия и органическую добавку, отличающийся тем, что он в качестве соли железа содержит хлорид железа, в качестве соли натрия фторид натрия, а в качестве органической добавки первичный гидрохлорид алкиламмония (С6 С1 2) при следующем соотношении компонентов, г/л:
Сульфат цинка 250 300
Хлорид железа 60 100
Борная кислота 25
Фторид натрия 10
Первичный гидрохлорид алкиламмония (С6 С1 2) 1 - 3д
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР N 755897, кл.C 25 D 3/56, 1980 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ВСЕСОЮЗНАЯ | 0 |
|
SU374383A1 |
Авторы
Даты
1997-08-10—Публикация
1993-07-06—Подача