Изобретение относится к машиностроению и может применяться для передачи вращательного движения с плавным регулированием скорости вращения и крутящего момента в приводах различных механизмов.
Известно устройство с регулированием скорости вращения, содержащее дифференциальную планетарную передачу и средство управления передаточным числом, выполненное в виде фрикционной муфты с тормозом и механизмами свободного хода (1).
Вследствие того, что управление дифференциальной передачей производится с помощью фрикционных устройств, возможны большие потери энергии на трение, что вызывает нагрев элементов и их преждевременный выход из строя. Это снижает надежность устройства.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство бесступенчатого изменения скорости вращения, содержащее соосные входной, промежуточный и выходной валы и два блока, один из которых представляет собой дифференциальную планетарную передачу, а другой является средством регулирования скорости вращения. Ведущее звено дифференциальной планетарной передачи жестко соединено с входным валом и кинематически связано с промежуточным валом, а ведомое звено кинематически связано с промежуточным и выходным валами. Средство регулирования скорости кинематически связывает входной и промежуточный валы. Средство регулирования определяет скорость вращения промежуточного вала и выполнено в виде задающего фрикционного варианта с диском, барабаном и роликом (2).
Недостатки данной конструкции заключаются в следующем.
Средство регулирования скорости имеет сложную конструкцию, основанную на фрикционном взаимодействии передающих элементов, что ведет к ограничению диапазона применения устройства по передаваемой мощности и к снижению его надежности.
Так как скорость вращения промежуточного вала задается жестко, ударные нагрузки (усилия), возникающие на выходном валу, передаются на всю конструкцию, и при больших значениях ударных нагрузок возможно разрушение деталей задающего вариатора или передающих элементов дифференциальной планетарной передачи. Конструкция не предохраняет от ударных нагрузок также и двигатель. Все это снижает надежность и универсальность устройства.
Задача изобретения повышения надежности и универсальности устройства.
Поставленная задача решается тем, что в устройстве бесступенчатого изменения скорости вращения, содержащем соосные входной, промежуточный и выходной валы и два блока, один из которых является дифференциальной планетарной передачей, ведущее звено которой жестко соединено с входным валом и кинематически связано с промежуточным валом, а ведомое звено связано с промежуточным и выходным валами, а другой блок представляет собой средство регулирования скорости вращения, связывающее входной и промежуточный валы, согласно изобретению, средство регулирования скорости вращения выполнено в виде магнитного привода с механизмом его автоматического регулирования. Магнитный привод содержит два многополюсных магнитных ротора, обращенных магнитными элементами друг к другу, причем первый ротор жестко соединен с промежуточным валом, а второй ротор установлен с возможностью осевого смещения относительно входного вала и подпружинен.
Для повышения эффективности использования магнитного поля и, следовательно, улучшения силовых характеристик магнитного привода роторы снабжены магнитоизолирующими решетками, разделяющими их магнитные элементы, которые набраны с переменной полярностью.
Число магнитных элементов в роторах выбрано в соответствии с формулами
N1 4n, N2 4(n+1),
где N1 число магнитных элементов первого ротора;
N2 число магнитных элементов второго ротора;
n целое положительное число, не равное единице.
Магнитоизолирующие решетки в роторах выполнены из токопроводящего немагнитного материала.
Механизм автоматического регулирования магнитного привода в качестве примера выполнен в виде взаимодействующих друг с другом фигурных выступов, один из которых расположен на втором роторе, а другой на входном валу.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 вариант выполнения устройства с обратной передачей, кинематическая схема.
Устройство бесступенчатого изменения скорости вращения содержит соосные друг другу входной вал 1, промежуточный вал 2 и выходной вал 3, причем входной и выходной валы 1 и 3 соответственно выполнены одинаковой конфигурации и размерами, и два блока Д и P. Блок Д представляет собой дифференциальную планетарную передачу, а блок P средство регулирования скорости вращения.
Дифференциальная планетарная передача Д содержит ведущую шестерню 4, жестко закрепленную на входном валу 1 и кинематически связанную с промежуточным валом 2. Ведущая шестерня 4 находится в постоянном зацеплении с тремя сателлитами 5, которые жестко соединены валами 6 с сателлитами 7 ведомой шестерни 8, которая жестко закреплена на выходном валу 3 и кинематически связана с промежуточным валом 2.
Средство P регулирования скорости кинематически связывает входной вал 1 и промежуточный вал 2 и выполнено в виде магнитного привода с механизмом его автоматического регулирования.
Магнитный привод содержит два дисковых многополюсных магнитных ротора, первый ротор 9 и второй ротор 10, обращенные своими магнитными элементами 11 и 12 соответственно друг к другу. Первый ротор 9 жестко соединен с промежуточным валом 2, а второй ротор 10 установлен с возможностью осевого смещения относительно входного вала 1 и подпружинен пружиной 13 сжатия.
Первый и второй роторы 9 и 10 соответственно снабжены магнитоизолирующими решетками 14 и 15, соответственно разделяющими их магнитные элементы 11 и 12, соответственно набранные с переменной полярностью. Число магнитных элементов 11 и 12 в роторах 9 и 10 соответственно выбрано в соответствии с формулами
N1=4n, N2=4(n+1),
где N1 число магнитных элементов 11 первого ротора 9;
N2 число магнитных элементов 12 второго ротора 10;
n целое положительное число, не равное единице.
Кратность числа магнитных элементов в роторах выбрана равной четырем, чтобы предотвратить появление перекашивающих ударных нагрузок /усилий/ при совпадении полярностей роторов, то есть совпадения полярностей симметричны. Число n выбирается не равным единице, чтобы исключить вариант абсолютной кратности. Магнитоизолирующие решетки 14 и 15 выполнены из токопроводящего немагнитного материала, например алюминия, меди и т.п.
Роторы 9 и 10 установлены с зазором относительно друг друга, величина которого варьируется механизмом автоматического регулирования магнитного привода.
В качестве примера выполнения механизм автоматического регулирования содержит два фигурных выступа 16 и 17. Выступ 16 расположен на втором роторе 10, а выступ 17 выполнен на входном валу 1. Выступы 16 и 17 взаимодействуют друг с другом при вращении ротора 10 относительно вала 1, при этом перемещение ротора 10 на валу 1 ограничивается пружиной 13.
Устройство работает следующим образом.
Вращательное движение входного вала 1 через ведущую шестерню 4, сателлиты 5 и 7 передается на ведомую шестерню 8 выходного вала 3. Одновременно вращение входного вала 1 передается на промежуточный вал 2 через ротор 9 магнитного привода, при этом роторы 9 и 10 взаимодействуют между собой по принципу взаимодействия бегущих переменных магнитных полей. Таким образом, устанавливается баланс угловых скоростей и крутящих моментов.
Зависимость угловых скоростей вращения основных деталей устройства описывается следующей формулой:
,
где угловая скорость вращения входного вала;
угловая скорость вращения промежуточного вала;
угловая скорость вращения выходного вала;
K внутреннее передаточное число дифференциальной планетарной передачи.
Величина K определяется соотношением диаметров передающих элементов передачи и при
Скорость вращения выходного вала изменяется от нуля до значения скорости вращения входного вала в зависимости от величины нагрузки /тормозящего момента/ на выходном валу 3.
При нагрузке на выходной вал 3, превышающей прочностные возможности конструкционных элементов, средство P регулирования скорости начинает работать в предохранительном режиме, при этом крутящий момент полностью воздействует на это средство. Благодаря механизму автоматического регулирования магнитного привода происходит перемещение ротора 10 вдоль вала 1, которое приводит к сжатию пружины 13, что ведет к увеличению зазора между роторами 9 и 10, а следовательно, к поддержанию оптимальной величины крутящего момента, передаваемого магнитным приводом, и, как следствие, к уменьшению скорости вращения выходного вала 3. Таким образом, средство P регулирования скорости сглаживает ударные нагрузки, возникающие на выходном валу 3, и они не передаются на элементы как самого устройства, так и того механизма, в котором оно применено. Следовательно, устройство обладает повышенной стойкостью к внешним нагрузкам без увеличения прочности передающих элементов и способно работать в широком диапазоне угловых скоростей и передаваемой мощности, что повышает надежность и универсальность его применения.
При этом устройство вследствие отсутствия фрикционных элементов может работать в условиях как избыточной, так и ограниченной смазки, причем отпадает необходимость в герметизации смазываемых узлов. Это также повышает надежность в работе, одновременно упрощая конструкцию и повышая технологичность.
Так как входной вал 1 и выходной вал 3 одинаковы, возможна перекомпоновка узлов Д и P, с целью синхронизации скоростей вращения промежуточного вала 2 и выходного вала 3. Для этого средство P регулирования скорости устанавливают не на входном валу 1, а на выходном валу 3, что обеспечивает изменение скоростных и силовых передаточных параметров устройства. Кроме этого, в устройстве в зависимости от его назначения возможна как прямая, так и обратная передачи. Это также способствует повышению универсальности устройства, расширяет диапазон его применения.
Устройство может быть применено в трансмиссиях транспортных средств в качестве автоматически блокируемого дифференциала колесных машин, а в совокупности с реверсивным редуктором выполняет роль автоматической коробки передач с механизмом сцепления практически для любого типа транспортных средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОДИАПАЗОННАЯ ТРЕХПОТОЧНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ НА ОСНОВЕ ПЯТИЗВЕННОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА | 2014 |
|
RU2554922C1 |
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2080266C1 |
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД (СУПЕРВАРИАТОР) | 2009 |
|
RU2428611C2 |
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД (СУПЕРВАРИАТОР) | 2009 |
|
RU2523508C2 |
СПОСОБ УСКОРЕНИЯ ГИБРИДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2605223C2 |
МНОГОДИАПАЗОННАЯ ТРЕХПОТОЧНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ НА ОСНОВЕ ДВУХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ | 2013 |
|
RU2555583C2 |
МНОГОДИАПАЗОННАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2484333C1 |
МНОГОДИАПАЗОННАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2460918C2 |
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД (СУПЕРВАРИАТОР) | 2009 |
|
RU2428608C2 |
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД (СУПЕРВАРИАТОР) | 2009 |
|
RU2523506C2 |
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: устройство бесступенчатого изменения скорости вращения включает дифференциальную передачу и средство регулирования скорости вращения. Последнее выполнено в виде магнитного привода с механизмом его автоматического регулирования. Магнитные элементы магнитного привода набраны с переменной полярностью. Магнитные роторы привода магнитоизолирующие решетки для разделения магнитных элементов и установлены соответственно на промежуточном и входном валах. Магнитный ротор входного вала имеет возможность осевого смещения и подпружинен в том же направлении. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
N1=4n, N2= 4(n + 1),
где N1 число магнитных элементов первого ротора;
N2 число магнитных элементов второго ротора;
n целое положительное число, не равное единице.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Планетарная коробка передач | 1982 |
|
SU1208376A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Регулируемая передача Жунисбекова П. | 1987 |
|
SU1788365A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-08-10—Публикация
1995-01-12—Подача