Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам подводных лодок и предназначено для шлюзования подводников из аварийных подводных лодок, находящихся на грунте.
Известно устройство для шлюзования подводников, содержащее спасательный люк (СЛ) с двумя крышками, причем верхняя крышка имеет пневмопривод двойного действия, а внутри люка размещены телескопическая труба вентиляции и регулятор поддержания избыточного давления в снаряжении подводника, трубопроводы вентиляции, заполнения и осушения люка и запорную арматуру (см. Navy International, 89, 94 N 11, с. 464-466). Оно принято в качестве наиболее близкого аналога изобретения.
Недостатками данного устройства является низкая надежность и эксплуатационная безопасность из-за того, что управление запорной арматурой заполнения, осушения и вентиляции спасательного люка осуществляется вручную с разных боевых постов.
Техническим результатом изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем повышения надежности шлюзования.
Он достигается тем, что известное устройство для шлюзования подводников снабжено пневматическим манипулятором для подачи воздуха среднего давления к пневмоприводу верхней крышки люка. Кроме того, оно снабжено датчиками положения крышек, связанными с запорной арматурой заполнения и осушения люка для блокировки ее открытия. Кроме того, упомянутая телескопическая труба вентиляции снабжена поплавковым клапаном для обеспечения заданного перед выходом начального уровня компрессии водой.
На чертеже изображена схема устройства.
Устройство состоит из спасательного люка 1 с крышками 2 и 3, верхняя крышка 3 оборудована пневмомашинкой двойного действия 4. Внутри спасательного люка размещены датчики положения крышек 5 и 6, телескопическая труба вентиляции 7 с поплавковым клапаном 8, пневмостопор 9 и регулятор поддержания избыточного давления в снаряжении подводника 10, воздух на который по трубопроводу подается от понижающего редуктора 11 из баллонов-хранителей 12. В состав устройства также входят трубопроводы заполнения 13 с пневмоклапаном 14, вентиляции 15 и осушения 16 с пневмоклапаном 17, кроме того на всех трубопроводах имеются ручные клапаны, выполняющие роль первых запоров (на схеме не нумерованы). Управление процессом шлюзования осуществляется воздухом среднего давления от специального пневматического манипулятора 18.
Устройство работает следующим образом.
После покладки на грунт аварийной подводной лодки и принятии решения на самостоятельный выход подводники готовят к работе устройство для шлюзования.
В подготовку входит:
открытие нижней крышки 2;
открытие кремальерного запора верхней крышки 3 и стопорение фиксатора (на схеме они не показаны);
установка высоты телескопической трубы вентиляции 7, в зависимости от глубины покладки на грунт подводной лодки;
открытие ручных клапанов (первых запоров) на всех трубопроводах;
подача воздуха высокого и среднего давления (ВВД и ВСД).
После того как устройство приготовлено к работе, выходящий подводник в спасательном снаряжении поднимается в спасательный люк 1, зацепляет карабин с тросиком от брасового ремня снаряжения за пневмостопор 9, подключает шланг от регулятора 10 к снаряжению и размещается в спасательном люке на трапе (или откидной площадке). Одновременно с подключением шланга начинается вентиляция снаряжения от ВВД через редуктор 11 и регулятор 10. Обеспечивающий выход подводник закрывает нижнюю крышку 2 и переводит рукоятку пневмоманипулятора 18 в положение "Открыто". Рукоятка пневмоманипулятора оборудована подпружиненным фиксатором (на схеме не показан), который фиксирует положение рукоятки и исключает ложные срабатывания и имеет дистанционный привод в спасательном люке. При этом воздух из полости "А" пневмоманипулятора 18 по трубопроводам подается в полость "а" пневмомашинки для открытия верхней крышки 3, а также через датчик положения 6 закрытой нижней крышки 2 подается на пневмоклапан 14, который открывается. Забортная вода по трубопроводу 13, через открытый клапан 14 начинает заполнять спасательный люк 1. Воздух из спасательного люка 1 через открытый поплавковый клапан 8, телескопическую трубу 7 и трубопровод вентиляции 15 будет вытесняться в отсек.
После того как уровень воды в спасательном люке достигнет поплавкового клапана 8, последний закроется и начнется компрессия. Скорость нарастания давления в спасательном люке будет зависеть от глубины погружения подводной лодки и сечения трубопровода заполнения 13. Одновременно с нарастанием давления в СЛ будет увеличиваться расход воздуха регулятором 10, который поддерживает давление в снаряжении подводника на 0,07 кг/см2 больше, чем в спасательном люке
После того как давление в спасательном люке 1 сравняется с забортным, пневмомашинка 4 откроет верхнюю крышку 3, при этом поршень пневмомашинки 4 переместится в полость "б" и откроет доступ воздуха к пневмостопору 9, который сработает и освободит карабин с тросиком, на котором удерживался подводник. Под действием положительной плавучести снаряжения подводник отсоединится от шланга регулятора 10 и всплывет на поверхность. Убедившись, что выходящий подводник покинул спасательный люк (для этого СЛ может быть оборудован иллюминатором и светильником для визуального наблюдения или др. техническим устройством), обеспечивающий переводит рукоятку пневмоманипулятора 18 в положение "Закрыто". При этом полость "а" пневмомашинки 4 через полость "В" пневмоманипулятора 18 соединится с атмосферой, пневмоклапан 14 закроется, стопор 9 под действием пружины вернется в исходное положение. Воздух среднего давления из полости "А" пневмоманипулятора 18 по трубопроводам поступит в полость "б" пневмомашинки 4, переместит поршень в полость "а" и закроет крышку 3, а также воздух через датчик 5 поступит к пневмоклапану 17, который откроется, тем самым вода из спасательного люка по трубопроводу 16 начнет сливаться в трюм отсека.
Под действием разряжения в спасательном люке 1 поплавковый клапан 8 будет приоткрываться, пропуская воздух, а после того как уровень воды опустится ниже, он полностью откроется. После того как спасательный люк 1 будет полностью осушен, открывается нижняя крышка 2 и внутрь СЛ поднимается (входит) очередной выходящий подводник, и цикл шлюзования повторяется.
Последний выходящий поднимается в спасательный люк 1, закрывает крышку 2, зацепляет карабин тросика за пневмостопор 9, подключает шланг от регулятора 10 к снаряжению и переводит ручку дистанционного управления манипулятором 18 в положение "Открыто", и процесс шлюзования проходит, как описано выше.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШЛЮЗОВАНИЯ ПОДВОДНИКОВ | 2000 |
|
RU2189332C2 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЛЮК УСТРОЙСТВА ДЛЯ ШЛЮЗОВАНИЯ ПОДВОДНИКОВ | 2000 |
|
RU2184048C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ШЛЮЗОВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ЛЮКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2013 |
|
RU2531673C2 |
ТРЕНИРОВОЧНАЯ БАШНЯ | 2002 |
|
RU2238878C2 |
СИСТЕМА ШЛЮЗОВАНИЯ ШЛЮЗОВОЙ КАМЕРЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2004 |
|
RU2330784C2 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГИДРОКОМБИНЕЗОН ПОДВОДНИКА | 1999 |
|
RU2182543C2 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ПОДВОДНИКА | 2000 |
|
RU2225319C2 |
ОГРАЖДЕНИЕ ЛЮКА | 2000 |
|
RU2192365C2 |
СПОСОБ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СПАСЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2164487C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ГРУНТЕ | 2002 |
|
RU2274583C2 |
Использование: судостроение. Сущность изобретения: устройство для шлюзования подводников содержит спасательный люк с двумя крышками. Верхняя крышка имеет пневмопривод двойного действия, а внутри люка размещены телескопическая труба вентиляции и регулятор поддержания избыточного давления в снаряжении подводника, трубопроводы вентиляции, заполнения и осушения люка и запорную арматуру. Кроме того, устройство содержит датчики положения крышек, связанные с запорной арматурой заполнения и осушения люка для блокировки ее открытия. Телескопическая труба вентиляции имеет поплавковый клапан для обеспечения заданного перед выходом начального уровня компрессии водой. Управление процессом использования осуществляется воздухом среднего давления от пневматического манипулятора. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.
Navy International, 89, 94, N 11, p | |||
Телефонная трансляция | 1922 |
|
SU464A1 |
Авторы
Даты
1997-09-20—Публикация
1993-06-01—Подача