ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ Российский патент 1997 года по МПК C10L1/18 

Описание патента на изобретение RU2091443C1

Изобретение относится к нефтехимии, а именно к присадке, предназначенной для использования в составах дизельных топлив.

Экологические свойства дизельных топлив зависят от фракционного, группового и химического составов. С углублением переработки нефти эти характеристики ухудшаются. Для улучшения экологических свойств дизельных топлив и обеспечения требуемого уровня качества используют различные присадки, в том числе антидымные.

Известны беззольные антидымные присадки, представляющие собой органические пероксиды.

Так, например, известна антидымная присадка, содержащая 10-85 об. пероксида (H2O2), 10% алифатического спирта, до 5% ингибиторов коррозии [1]
Однако низкая химическая стабильность этих соединений ограничивает их практическое применение.

Наиболее эффективными являются зольные присадки на основе металлоорганических соединений.

Известна присадка к дизельному топливу, представляющая собой соединение формулы

где R H или алкил C1-C30;
X Cu, Co, Fe или Ni.

Топливные композиции на основе дизельного топлива содержат присадку вышеуказанной формулы в количестве 0,01-2% [2]
Известна антидымная присадка для дизельных топлив, представляющая собой смесь маслорастворимого сульфоната, нафтената или фенолята кальция и маслорастворимого сульфоната, нафтената или фенолята стронция. Содержание металлов в смеси составляет: 10-90 мас. кальция и 90-10 мас. стронция [3]
Недостатком этих присадок является повышенное нагарообразование и отложение "бороды" сульфата металла на распылителях форсунок, что нарушает их нормальную работу.

Известна высокозольная алкилфенолятсульфонатная присадка формулы:

где M металл II группы: Mg, Zn, Ca, Sr, Ba;
M Sr, Ba;
R углеводородный радикал.

Наибольшей эффективностью в части снижения содержания сажи в отработавших газах обладает бариевая присадка. Однако, недостатком бариевых присадок также является повышенное нагарообразование и отложения сульфата металла на форсунках двигателя, а продукты сгорания бария токсичны.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является присадка, представляющая собой маслорастворимое соединение формулы:

где X O или S;
R-R4 H, углеводородный заместитель C1-C24 или заместитель, содержащий кислородную и OH-группу (причем, ≥1 из заместителей R-R4 представляет углеводородный заместитель).

По эффективности присадка аналогична сульфонату бария, но при этом образует меньше нагара (золы).

Топливная композиция содержит присадку в количестве 0,1-5,0 об.

Присадка обладает недостаточно высокими антидымными свойствами, поэтому требуется ее повышенный расход в топливе.

Целью изобретения является разработка присадки, обладающей одновременно улучшенными антидымными и моющими свойствами.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, представляющая собой суспензию карбоната кальция в дизельном топливе, стабилизированную солью щелочно-земельного металла и карбоновой кислоты с числом углеродных атомов C6-C34.

Новизной заявляемого технического решения является использование в качестве присадки сложного химического соединения, способного работать как антидымная, так и моющая присадка одновременно.

Использование карбонатов щелочных и щелочно-земельных металлов в сочетании с поверхностно-активными или кислородсодержащими соединениями известно. Однако, авторами предлагается продукт, представляющий собой не физическую смесь, а химическое соединение, которое при введении в дизельные топлива в довольно незначительных количествах 0,1-0,5 мас. обеспечивает последним наряду со снижением дымности улучшение моющих свойств, что приводит к уменьшению закоксовываемости распылителя форсунок.

Предлагаемую присадку получают следующим образом.

В реактор загружают 100 г алкил (C16-C18)салициловых кислот с кислотным числом 60 мг KOH/г, 100 г дизельного топлива и 5,7 г Ca(OH)2, выдерживают при температуре 75oC и перемешивании 1,5 ч. Реакционную смесь разбавляют 1:1 дизельным топливом и затем производят очистку от твердой фазы. Очищенный продукт загружают в карбонататор, куда предварительно загружено 25 г промотора, 50 г извести пушонки, 2 г воды, 200 г дизельного топлива. В герметичных условиях при перемешивании поднимают температуру реакционной смеси до 65oC и вводят 15 г диоксида углерода. В качестве промотора могут быть использованы алифатические спирты или карбоновые кислоты, или смесь вышеуказанных спиртов и кислот. При этом количество углеродных атомов кислот и спирта может быть от C1 до C10.

По окончании процесса от реакционной смеси отгоняют воду, продукт очищают от твердой фазы и частично отгоняют дизельное топливо.

Полученная присадка имеет следующие характеристики:
Вязкость кинематическая при 100oC, мм2/с 42,7
Массовая доля,
Вода 0,01
Зола сульфатная 45,2
Механические примеси 0,07
Температура вспышки в открытом тигле, oC 107
Степень чистоты, мг/100 г присадки 780
Общая щелочность, мг KOH/г 376
Аналогичные результаты получаются и при использовании в качестве сырья для такого типа присадок и других карбоновых кислот, например сульфокислот.

Предлагаемая присадка была испытана в дизельном топливе Л-0,5 в количестве 0,1 мас. на двигателе КАМАЗ-740 в сравнении с зарубежной присадкой фирмы "Лубризол" Lz-8222, взятой в том же количестве. Свойства присадок находятся на одинаковом уровне.

В концентрации 0,34-0,5% присадка была испытана на дизельном двигателе 6Ч 12/14. Нагарообразования на форсунке двигателя не обнаружено.

Результаты испытаний предлагаемой антидымной присадки приведены в таблице.

Данные, приведенные в таблице, показывают, что применение предлагаемой присадки снижает дымность отработанных газов от 30 до 54% При использовании данной присадки установлено снижение удельного расхода топлива, содержания окиси углерода, повышение полноты сгорания топлива в цилиндре двигателя.

Похожие патенты RU2091443C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИСАДКИ К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ И СМАЗОЧНОЕ МАСЛО 1995
  • Гордаш Юрий Тимофеевич[Ua]
  • Зерзева Инна Моисеевна[Ua]
  • Шафранский Евгений Львович[Ru]
  • Дорошенко Анатолий Николаевич[Ru]
  • Алдохина Татьяна Филипповна[Ua]
  • Катков Иван Николаевич[Ru]
RU2076895C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИСАДКИ К НЕФТЕПРОДУКТАМ И КОМПОЗИЦИИ, ЕЕ СОДЕРЖАЩИЕ 1995
  • Зерзева Инна Моисеевна[Ua]
  • Шафранский Евгений Львович[Ru]
  • Акимова Наталья Вячеславовна[Ua]
  • Катков Иван Николаевич[Ru]
  • Дорошенко Анатолий Николаевич[Ru]
  • Алдохина Татьяна Филипповна[Ua]
  • Лесюк Сергей Викторович[Ua]
  • Карташов Михаил Викторович[Ru]
  • Щербак Вера Ивановна[Ua]
RU2083644C1
ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ 1993
  • Катренко Т.И.
  • Трофимова Г.Л.
  • Шафранский Е.Л.
  • Шевелев Ю.В.
  • Шор Г.И.
  • Дорфман В.П.
  • Лихтеров С.Д.
  • Минскер Я.Д.
  • Катков И.Н.
  • Дорошенко А.Н.
  • Суздальцев Н.И.
  • Плясунов А.П.
  • Ряузова И.О.
  • Иванова О.В.
RU2035494C1
АНТИДЫМНАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1992
RU2009173C1
ПРОТИВОДЫМНАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВАМ 1995
  • Фазлиахметов Р.Г.
  • Шпиро Г.С.
  • Парфенов Е.В.
  • Фурер С.М.
  • Сальникова И.В.
  • Шакун А.Н.
RU2103327C1
СМАЗКИ С МАГНИЕМ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ СМЕСИ ПРИ НИЗКИХ ОБОРОТАХ 2016
  • Флетчер Кристин
  • Лем Уильям У.
  • Янг Куншен
  • Стайер Джереми
RU2722017C2
ДОБАВКИ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, СОДЕРЖАЩИЕ ЦЕРИЙ ИЛИ МАРГАНЕЦ И МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ 2007
  • Росс Джозеф В.
  • Ричардсон Данкан
  • Клэйдон Дэвид Джон
RU2354683C2
СМАЗКИ С КАЛЬЦИЙСОДЕРЖАЩЕЙ МОЮЩЕЙ ПРИСАДКОЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ СМЕСИ ПРИ НИЗКИХ ОБОРОТАХ 2016
  • Флетчер Кристин
  • Лем Уильям У.
  • Янг Куншен
  • Стайер Джереми
RU2720202C2
СМАЗКИ С МОЛИБДЕНОМ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ СМЕСИ ПРИ НИЗКИХ ОБОРОТАХ 2016
  • Флетчер Кристин
  • Лем Уильям У.
  • Янг Куншен
  • Стайер Джереми
RU2721712C2
ИНГИБИТОРЫ КОРРОЗИИ ДЛЯ ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2015
  • Мецгер Йохен
  • Перетолхин Максим
  • Флорес-Фигуэроа Аарон
  • Ханш Маркус
  • Гарсиа Кастро Иветте
  • Мюльбах Клаус
RU2689799C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 091 443 C1

Реферат патента 1997 года ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ

Изобретение относится к нефтехимии, а именно к присадке, предназначенной для использования в составах дизельных топлив. Предлагается присадка к дизельному топливу, представляющая собой суспензию карбоната кальция в дизельном топливе, стабилизированную солью щелочно-земельного металла и карбоновой кислоты с числом углеродных атомов C6-C34. Присадка обладает одновременно антидымными и моющими свойствами. Использование присадки позволит снизить удельный расход топлива и дымность отработавших газов от 30 до 54%. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 091 443 C1

Присадка к дизельному топливу на основе металлических солей органических кислот, отличающаяся тем, что она представляет собой суспензию карбоната кальция в дизельном топливе, стабилизированную солью щелочно-земельного металла и карбоновой кислоты с числом атомов углерода С6 С34.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2091443C1

Патент США N 5108462, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Патент США N 3798012, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 091 443 C1

Авторы

Зерзева Инна Моисеевна[Ua]

Шафранский Евгений Львович[Ru]

Акимова Наталья Вячеславовна[Ua]

Катков Иван Николаевич[Ru]

Дорошенко Анатолий Николаевич[Ru]

Алдохина Татьяна Филипповна[Ua]

Лесюк Сергей Викторович[Ua]

Карташов Михаил Викторович[Ru]

Щербак Вера Ивановна[Ua]

Даты

1997-09-27Публикация

1995-10-27Подача