Изобретение относится к устройствам повышения сцепления колес при торможении и может быть использовано при возникновении аварийной ситуации или плохом состоянии транспортной магистрали, например, при гололеде или мокрой транспортной магистрали.
Техническое решение может быть использовано для любого вида объекта, где используются колеса (автотранспорт, летательный аппарат и т.д.).
Известны устройства, которые повышают сцепление колеса с транспортной магистралью и содержат находящиеся постоянно в контакте с транспортной магистралью выступы, закрепленные на диске колеса (см. авт. свид. N 66596, кл. B 60 C 27/20, 1946 г.).
Основным недостатком следует считать повышенный износ выступов с потерей эффективности торможения на аварийном участке транспортной магистрали.
Известно тормозное устройство транспортного средства, включающее ось, соединенную со ступицей колеса, диск колеса и планшайбу, установленную с возможностью относительного углового перемещения относительно ступицы, штыри, выполненные с возможностью выдвижения в радиальном направлении посредством механизма выдвижения (см. патент США N 2174944, кл. 301-47, 1939 г.)
Механизм выдвижения штырей выполнен в виде поворотной относительно ступице с осью планшайбы, которая приводит в движение кинематические пары: цепь-звездочка-червячная пара-винтовая пара с выдвижным штырем на шпонке.
Недостатками известного технического решения следует считать сложную кинематическую связь для выдвижения штырей, то, что все элементы кинематической цепи находятся в тяжелейших условиях работы как по атмосфере, так и по загрязненности, что при грязной дороге сразу же выведет из строя все устройство торможения.
Червячная пара выполнена самотормозящейся, что приведет при ее загрязнении к заклиниванию всего тормозного механизма.
Суммируя, можно сделать вывод: известное технологическое решение малонадежное, сложно и малоэффективно для загрязненной транспортной магистрали.
Предложение направлено на решение такой технической задачи как - повышение надежности, упрощение конструкции, повышение работоспособности при любом состоянии транспортной магистрали.
Указанный технический результат достигается тем, что механизм выдвижения штырей выполнен в виде кулачков, кинематически связанных с планшайбой посредством пальцев, расположенных в пазах диска колеса и снабженных для удержания в крайнем положении у торца паза пружинами, закрепленными одним концом на пальце, а другим на диске колеса.
На фиг. 1 представлен разрез по оси колеса; на фиг. 2 разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б, на фиг. 1.
Тормозное устройство транспортного средства содержит ось 1, которая соединена с приводом и тормозом транспортного средства. На оси 1 закреплена ступица 2 колеса с пальцами 3, которые проходят через пазы 4, выполненные в планшайбе 5 колеса. Диск с планшайбой 5 установлены на оси 1 колеса с возможностью углового перемещения посредством втулки 6. На диске с планшайбой 5 закреплен обод 7 с камерой 8 на нем. Пазы 4 выполнены фигурными и позволяют пальцам 3 перемещаться в них до упора в края паза 4.
Пальцы 3 соединены с торцовым кулачком 9 с профилем 10, к которому пружиной 11 прижимаются штыри 12 с выступами 13. Сами штыри 12 размещены в направляющих 14, установленных на цилиндрической части диска с планшайбой 5, а пальцы 3 соединены с пружиной 15 с планшайбой 5 через регулировочное устройство 16 винтового типа.
Механизм выдвижения штырей 12 включает пальцы 3, кулачок 9 и планшайбу 5. Планшайба 5 с диском закрывают всю механическую часть тормозного устройства, а пазы 4 и направляющие 14 должны иметь уплотнение.
Работает тормозное устройство транспортного средства следующим образом.
При нормальной работе транспортного средства, когда транспортная магистраль имеет хорошее сцепление, остановка транспорта осуществляется тормозом транспортного средства и пружина 15 не позволяет относительное угловое перемещение планшайбы с диском 5 относительно оси 1. При резком торможении усилие пружины 15 преодолевается, происходит относительное угловое смещение диска и планшайбы 5, штыри 12 скользят по профилю 10 кулачка 9 и перемещаются своими выступами 13 до контакта с транспортной магистралью, врезаясь в ее поверхность до остановки транспортного средства, после чего за счет пружин 15 произойдет обратный поворот до упора пальцев 3 в торцевую поверхность пазов 4 с незначительным откатом транспортного средства назад и штыри за счет пружин 11 будут утоплены в направляющих 14.
Выступы 13 могут быть выполнены различного вида, а зависимости от вида транспортного средства (заостренные, в виде лопаточек и т.д.).
Регулировку пружин 15 производят по мере износа выступов в виде транспортной магистрали. Для движения по обледенелой поверхности пружины 15 должны быть ослаблены для вывода штырей 12 при малейшем тормозном усилии. Тормозные устройства должны быть установлены на задних колесах, чтобы центр тяжести находился впереди тормозных устройствах и их усилие не приводило к потере управления. Установка на передних колесах решается для конкретного случая, например, при различном усилии на пружинах 15 на передних (усилено) и задних колесах (ослаблено).
При установке тормозных устройствах на передних и задних колесах и симметричном выполнении выступов 13 торможение будет осуществляться и при сползании назад.
Эквивалентное техническое решение может быть при неподвижном в угловом направлении планшайбы с диском 5 с осью 1, а подвижной в угловом направлении установке ступицы 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРАВЛЯЕМАЯ СЦЕПНАЯ МУФТА | 1995 |
|
RU2093722C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2016791C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2007313C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2022842C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ С ПОНИЖЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 1994 |
|
RU2089404C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2022840C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1998 |
|
RU2137655C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АВАРИИ НА ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ | 1999 |
|
RU2163201C1 |
ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ДЛЯ АМОРФНОЙ СРЕДЫ | 1999 |
|
RU2162046C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА | 1997 |
|
RU2130846C1 |
Использование: на транспортных средствах для повышения сцепления колес при торможении. Сущность изобретения: устройство содержит ось 1, соединенную со ступицей 2 колеса, диск колеса и планшайбу 5, установленную на оси 1 с возможностью углового перемещения относительно колеса, подпружиненные штыри 13 установленные в направляющих 14 и механизм выдвижения штырей, выполненный в виде кулачков 9 кинематически связанных с планшайбой посредством пальцев 3, расположенных в кольцевых пазах 4 диска. При резком торможении преодолевается усилие удерживающей пружины, после чего радиальный кулачек выдвигает штыри из направляющих и они вступают в контакт с поверхностью магистрали. 3 ил.
Тормозное устройство транспортного средства, включающее ось, соединенную со ступицей колеса, диск колеса и планшайбу, установленные на оси с возможностью относительного углового перемещения относительно колеса, подпружиненные штыри, выполненные с возможностью выдвижения в радиальном направлении при относительном угловом перемещении колеса и планшайбы посредством механизма выдвижения, отличающееся тем, что механизм выдвижения выполнен в виде кулачков, кинематически связанных с планшайбой посредством пальцев, расположенных в кольцевых пазах диска колеса и снабженных для удержания в крайнем положении у торца паза пружинами, закрепленными одним концом на пальце, а другим на диске колеса.
US, патент, 2174944, кл.301-47, 1939. |
Авторы
Даты
1997-10-10—Публикация
1995-10-27—Подача