Изобретение относится к средствам создания движущих сил для управления перемещением различных, преимущественно космических, объектов и может быть использовано, в частности, для полетов в гравитационном поле небесных тел.
Известны реактивные двигатели летательных аппаратов, в которых реализуется способ создания движущей силы за счет реакции истекающей из сопла двигателя высокоскоростной струи рабочего тела /см. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами /1903 г./ Избр. тр. М. изд. АН СССР, 1962, с. 136 166/. Недостатками таких способа и устройств являются высокий, как правило, расход рабочего тела и относительно большая масса вспомогательной конструкции.
Наиболее близким аналогом изобретения является способ создания подъемной силы, включающий сообщение по меньшей мере двум цепочкам дискретных масс /ДМ/ движения в попарно встречных направлениях вдоль траекторий огибания планеты и передачу возникающих усилий от цепочек к поддерживаемой ими конструкции. Данный способ реализуется двигателями /прототипом изобретения/, содержащим параллельные трубы, изогнутые вдоль кольца, описанного вокруг центра притяжения небесного тела, электромагнитные ускорители, установленные в трубах, и размещенные в трубах ДМ, взаимодействующие с ускорителями и имеющие возможность перемещения в трубах во взаимнопротивоположных направлениях /авт. св. N 1165417; кл. A 63 H 27/00; 1980/.
При движении ДМ по криволинейным траекториям, огибающим планету, они испытывают центростремительные силы со стороны поддерживаемой ими конструкции, которая, в свою очередь, подвергается реакции со стороны ДМ /так называемой центробежной силе/, направленной против гравитационного притяжения планеты. Данная реакция, таким образом, является подъемной силой, не требующей для своего создания расхода рабочего тела реактивных двигателей.
Недостатком известных способа и устройства являются слишком большие размеры конструкции /планетарного масштаба/ и высокие потребные скорости ДМ, существенно превышающее первую космическую /около 8 км/ч. для Земли/.
Техническим результатом изобретения являются уменьшение размеров двигателя и поддерживаемой конструкции, снижение потребных скоростей ДМ и повышение маневренности объектов, на которых используется данное изобретение.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе-прототипе движение ДМ ограничивают неполными дугами указанных траекторий ДМ, попарно сопряженных по концам скругленными участками, вдоль которых осуществляют перевод ДМ из одной цепочки в другую путем передачи этим массам реактивной силы тяги. Эту силу тяги передают ДМ, в частности, через округленные части поддерживаемой конструкции, выполненные вдоль указанных скругленных участков траекторий ДМ.
Технический результат достигается также тем, что в двигателе прототипе параллельные трубы сопряжены друг с другом по концам с помощью трубчатых участок в форме полуокружностей, снабженных электромагнитными ускорителями /ЭМУ/ ДМ, причем на указанных участках установлены поворотные ракетные движители.
Эти движители могут быть установлены по внешним окружностям трубчатых участков сопряжения параллельных труб.
Указанные параллельные трубы могут быть изогнуты и стянуты вдоль хорд тросами, а в средней их части между трубами и тросами может быть установлена опора.
Для уяснения сущности изобретения можно отметить, что в данном случае подъемная сила создается "локально действующими центробежными силами", т.е. ДМ, движущиеся по изогнутым трубам, придают поддерживаемой конструкции достаточную динамическую жесткость, исключая или сводя к минимуму применение традиционных несущих элементов: балок, ферм и т.п. Конструкция при значительных ее размерах: до десятков и более км /на орбите вокруг планеты/, - оказывается гораздо менее массивной, чем обычно, причем скорости ДМ могут быть относительно невелики: до десятков и сотен м/с. Скругления на концах труб могут быть небольших размеров и выполненными в виде жестких "колес"; реакции на них от ДМ могут восприниматься ракетными движителями /РД/ лишь частично либо вовсе лишь за счет конструктивной жесткости "колес". Сами РД необходимы, в основном, для коррекции положения конструкции и перевода ее с орбиты на орбиту. Эти РД могут выполняться в виде двигателей малой тяги /ионных, плазменных и т.д./ с небольшим расходом рабочего тела.
На фиг. 1 дан общий вид двигателя для реализации предлагаемого способа; на фиг.2 вариант с дисками вращения на концах изогнутых труб; на фиг.3, 4 - примеры передачи ДМ на колесо диска и с колеса обратно в трубу; на фиг.5 - вариант упрочненной конструкции согласно изобретению; на фиг.6 направление действия подъемных /центробежных/ сил в двигателе.
Схематично показанные на фиг.1 дугообразно изогнутые трубы 1 и 2 снабжены ЭМУ 3 соленоидного типа /с системой коммутации для создания "бегущего магнитного поля"; не показана/. На округляющих полуокружностях 4 установлены РД 5. С двигателем соединена некоторая полезная нагрузка 6.
Вариант выполнения округлений в виде дисков 7 /фиг.2/ предусматривает наличие осей вращения 8 дисков и герметичной оболочки 9, сопряженной с трубами 1 и 2 /например, также герметичными и вакуумированными/. Для смещения ДМ, выполненных, например, в форме /ферромагнитных/ шаров 10, под "обод" 11 диска 7 служит клин 12 /фиг. 3/ с размещенной вдоль его поверхности известной системой 13 /фиг. 4/ магнитной /бесконтактной/ подвески шаров 10. Кроме этого, может быть предусмотрен толкатель 14 /электромагнитного типа/ для выталкивания шаров 10 из-под "обода" 11 в трубу 2. Система 13 и толкатель 14 могут быть индукторного типа, а шары 10 электропроводящими /для наведения в них токов Фуко/.
Параллельные трубы 1, 2 /фиг. 5/ могут быть для повышения жесткости конструкции, стянуты по хордам тросами 15 /регулируемой длины/ и снабжены опорой /стойкой/ 16, стабилизирующей форму сооружения, в частности, в различных переходных режимах /при изменении скорости ДМ, при включении-отключении РД 5 и т.п./
Как показано на фиг. 6, воздействие ДМ на поддерживаемую конструкцию направлено по нормали к линии изгиба труб /если ДМ движется там без трения и ускорения/: множество элементарных подъемных сил 17, 19, и т.п. уравновешивает, в частности, вес конструкции вытянутой вдоль орбиты вокруг планеты 20 /понятие "веса" здесь требует уточнения: можно говорить об "абсолютном весе" системы, равном арифметической сумме модулей сил типа 17 и 19, т.к. любой участок притягивается к центру планеты 20; но можно говорить и об "эффективном весе" системы, равном геометрической сумме сил типа 17 и 19, т. е. о равнодействующей гравитационных сил, действующих на "дугу" как целое. Очевидно, абсолютный вес всегда больше эффективного, в частности, для замкнутого кольца, концентричного планете, последний равен нулю при любом абсолютном весе, как бы велик он ни был. На фиг. 6 абсолютный вес полукольца вдвое больше эффективного. Для малых по сравнению с радиусом планеты дуг оба веса практически совпадают/.
Важно заметить, что "локальные центробежные силы" /17, 19,/ уравновешивают абсолютный вес системы /или его часть, если конструкция движется по орбите с суборбитальной скоростью/, т.е. ускорение V2/R порядка гравитационного на удалении R от планеты 20. Отсюда легко выводится, что реакции 18 на скруглениях где скорость ДМ меняется от +V до -V имеют величины порядка веса конструкции длины R /для Земли R 7000.8000 км/. Реакции 18 должны практически полностью компенсироваться тягой РД, иначе вдоль труб 1, 2 возникает недопустимое натяжение. Таким образом, хотя компенсирующий вес меньше абсолютного /и для полукольца близок к эффективному/, но все же очень велик: по крайней мере многие тысячи тонн силы, ввиду чего здесь нужны РД большой тяги с высоким расходом рабочего тела.
Если же конструкция относительно невелика и движется по орбите подобно обычному спутнику, то отмеченных проблем не возникает: для поддержания формы конструкции достаточно небольших скоростей и РД с умеренной и малой тягой. При использовании тросов 15 и опор 16 требования к РД могут быть еще ниже.
Работа предлагаемого двигателя при реализации способа согласно изобретению осуществляется следующим образом.
После развертывания двигателя /например, на околопланетной орбите/ в рабочее положение ДМ придается движение вдоль труб 1, 2 с помощью системы ЭМУ /соленоидов/ 3 /фиг. 1/, управляемой известными средствами коммутации, например подобными тем, которые используются в прототипе. С помощью элементов 12, 13 и 14 /фиг. 3 4/ осуществляются ввод и вывод ДМ 10 через диски 7 /фиг. 2/ из одной трубы в другую/.
Диски 7 могут располагаться на отдельных космических аппаратах, на которых расположены и РД 5 /фиг. 1/, а также все необходимые системы управления двигателем, системы навигации, связи и т.д. Не исключено, в принципе, и иное расположение дисков 7 /или скруглений 4 другого исполнения/. Так, эти концевые элементы могут быть установлены на самолетах, аэростатах, плавучих средствах соответственно, силами компенсации реакций в округлениях будут аэродинамические, аэростатические и архимедовы. Теоретически возможен подъем верхних участков изогнутых труб 1, 2 на высоту, гораздо большую высоты носителей /самолетов, аэростатов и т.д./, так что эти участки могут "выходить в открытый космос" при нахождении концевых частей в атмосфере Земли. То же относится и к высотам орбит различных частей двигателя и связанной с ним конструкции /полезной нагрузки/, когда носителями служат спутники планеты.
Крупноразмерные двигатели согласно изобретению могут создаваться путем сборки в цепочки отдельный модулей, осуществляющих суборбитальный или космический полет вместе с соответствующими транспортными аппаратами, например воздушно-космическими /типа "Шаттл" или "Буран"/. Для энергоснабжения могут использоваться солнечные преобразователи.
Для изменения орбиты центра масс двигателя и поддерживаемой конструкции необходимо соответствующее управление тягой РД 5. Теоретически возможны орбитальные маневры и при специальном изменении положения и/или геометрии масс системы в режиме "гравилета", без РД.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ОРБИТАЛЬНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЙ НА БАЗЕ ЭТОЙ КОНСТРУКЦИИ СОЛНЕЧНЫЙ ПАРУС-ОТРАЖАТЕЛЬ И УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ СОЛНЕЧНОГО ПАРУСА С ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКОЙ | 1993 |
|
RU2109659C1 |
Модель космической станции | 1980 |
|
SU1165417A1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ВЗРЫВОМ | 1993 |
|
RU2086883C1 |
СПОСОБ РАЗГОНА И ТОРМОЖЕНИЯ ЧАСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2081796C1 |
ДВИГАТЕЛЬ-РАКЕТА | 1998 |
|
RU2198320C2 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ОРБИТАЛЬНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ | 1990 |
|
RU2027643C1 |
УСТРОЙСТВО СБОРКИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕТАЛЕЙ | 1996 |
|
RU2098256C1 |
ОТРАЖАТЕЛЬ И РАМКА | 1993 |
|
RU2104906C1 |
СПОСОБ "МИР ТВМ" ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕНКИ | 1991 |
|
RU2013385C1 |
"Летательный аппарат "Звездный мир Тарана" | 1991 |
|
SU1837039A1 |
Использование: для создания движущих сил для управления перемещением различных, преимущественно космических, объектов, в частности, при полетах в гравитационное поле небесных тел. Сущность изобретения: двум или более цепочкам дискретных масс /ДМ/ сообщают движение в попарно встречных направлениях вдоль криволинейных трубчатых направляющих, сопряженных по концам скругляющими участками, по которым ДМ переходят из одной трубы в другую, меняя направление своего движения, возбуждаемого и управляемого посредством установленных вдоль труб соленоидных электромагнитных ускорителей. Динамические реакции ДМ в скругляющих участках полностью или частично компенсируются связанными с этими участками поворотными ракетными движителями. Изобретение позволяет создавать и перемещать в пространстве облегченные крупногабаритные конструкции достаточной жесткости при минимальном влиянии на них ракетных движителей, которые могут быть значительно удалены от центральных участков конструкции и/или несомой ею полезной нагрузки. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
SU, авторское свидетельство, N 1165417, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1997-10-20—Публикация
1992-04-17—Подача