Изобретение относится к передачам с гибкой бесконечной нитью.
Известна зубчатоременная передача, состоящая из бесконечного зубчатого ремня и зубчатых шкивов [1]
Ее недостатки:
ступенчатый по длине и значительный по высоте ремень увеличивает радиальные габариты передачи, определяет переменную жесткость ремня при изгибе, что снижает плавность передачи вращения;
наличие буртов на шкивах для предотвращения смещения ремня в осевом направлении усложняет конструкцию, увеличивает осевой габарит и вес передачи;
отрицательное влияние на долговечность ремня воды и масла делает невозможной ее совместную работу в одном картере с зубчатой передачей, что уменьшает универсальность применения;
наличие зубьев только на внутренней стороне ремня определяет вращение рабочих шкивов в одну сторону, что снижает универсальность ее применения;
значительная высота ремня определяет гистерезисные потери при изгибе ремня, а ступенчатость ремня и внешней поверхности шкивов аэродинамические потери при больших оборотах, что снижает КПД передачи.
Известна также зубчатоременная передача, состоящая из шкивов с зубьями, охваченными бесконечным перфорированным ремнем (лентой, пленкой), зубья на шкиве и отверстия на ремне (ленте, пленке) расположены на краях, например передача в кино- или фотоаппаратах.
Данное техническое решение принято за прототип.
Его недостатки:
1. наличие отверстий на краях ремня (пленки) снижает нагрузочную способность передачи из-за разрыва стенок отверстий.
2. Для надежности передачи вращения необходимы отверстия на обоих краях ремня (ленты), что усложняет конструкцию и технологию изготовления передачи.
3. Отсутствие упругого слоя на рабочих поверхностях зубьев увеличивает контактные нагрузки, приводит к смятию стенок отверстий ремня (ленты), что снижает несущую способность и долговечность работы передачи.
Цель изобретения увеличение нагрузочной способности и долговечности работы передачи.
Указанная цель достигается тем, что в передаче, содержащей шкивы с зубьями, охваченные бесконечным перфорированным ремнем, отверстия на ремне расположены в средней части ремня, а рабочие поверхности зубьев покрыты слоем упругого материала, ремень может быть выполнен из пакета концентричных ленточных перфорированных колец с заходными широкими частями окон, расположенными попеременно с разных сторон ремня.
Отличные от прототипа признаки:
1. отверстия на ремне расположены в средней части ремня.
2. Рабочие поверхности зубьев покрыты слоем упругого материала.
3. Ремень выполнен из пакета концентричных ленточных перфорированных колец.
4. Заходные широкие части отверстий на составном ремне расположены попеременно с разных сторон ремня.
На фиг. 1 изображено поперечное сечение передачи; на фиг. 2 вид А на фиг. 1 без деталей поз. 8, 9.
Передача состоит из шкивов 1 с зубьями 2 и бесконечного ремня 3 с отверстиями 4, 5. Рабочие поверхности зубьев 2 покрыты слоем упругого материала 6. Ремень 3 состоит или из одного ленточного кольца 7, или нескольких концентрично расположенных перфорированных ленточных колец 7, 8, 9.
При работе передачи крутящий момент с ведущего шкива 1 на ведомый передается ремнем 3 в основном путем силового воздействия зубьев 2 ведущего шкива 1 на стенки отверстий 4 ремня 3 и частично за счет трения между внешней цилиндрической поверхностью шкива 1 и внутренней поверхностью ремня 3.
Среднее расположение отверстий 5, 6 на ремне (ленте) 3 обеспечивает наличие значительной перемычки между стенками отверстий 4 и сторонами ремня (ленты) 3, что увеличивает его прочность, повышает нагрузочную способность и долговечность работы.
Наличие упругого слоя 6 на рабочих поверхностях зуба 2 увеличивает площадь контакта в зацеплении зуба 2 с ремнем 3, снижает контактные нагрузки в зубчатом зацеплении, увеличивает нагрузочную способность и долговечность работы передачи, амортизирует легкие толчки и удары в передаче.
Выполнение ремня 3 из пакета концентричных перфорированных ленточных колец 7, 8, 9 позволяет уменьшить контактные нагрузки в зубчатом зацеплении и передаваемое отдельными кольцами 7, 8, 9 усилие, это повышает нагрузочную способность и долговечность работы передачи.
При выходе из стоя одного ленточного кольца 8 передача не теряет работоспособности, что повышает ее надежность.
Передача с ремнем 3 из одного кольца 7 работоспособна как "всухую", так и при наличии масла.
Передача с ремнем из пакета колец 7, 8, 9 работоспособна при работе в масле. Для работы "всухую" необходимо наличие твердой смазки на внутренних поверхностях колец 7, 8, 9.
Способность передачи работать "всухую" и в масле повышает ее универсальность применения, например, в одном картере с зубчатой передачей.
Передача позволяет устанавливать с внешней стороны ремня дополнительные рабочие шкивы с обратным направлением вращения. При этом у ремня 3, состоящего из одного кольца 7, используются те же отверстия 4 из-за малой высоты кольца 7, у составного ремня 3, состоящего из колец 7, 8, 9, используются другие отверстия 5 с широкой заходной частью на нижней стороне ремня 3. Это повышает универсальность применения передачи.
Нагрузочная способность передачи может быть повышена путем увеличения ширины ремня и выполнением на нем двух или трех рядов отверстий 4, при этом наличие упругого слоя 6 на зубьях 2 обеспечивает равномерное распределение нагрузки между рядами отверстия 4.
Передача ремонтопригодна. При выходе из стоя упругого слоя 6 зуба 2, зуб 2 выпрессовывается, упругая втулка поворачивается или заменяется новой. После чего запрессовывается зуб 2.
При тяжелых условиях эксплуатации на поверхности деталей перед сборкой наносится слой клея. Материалом упругого слоя 6 может быть десмопан (полиуретан).
При износе в ремне 3 стенок отверстий 4, 5, ремень переворачивается на 180oC или заменяется (при серийном производстве стоимость ремня в несколько раз меньше стоимости шкивов).
При работе передачи зубья 2, приближаясь к набегающей ветви ремня 3, заходят под углом в отверстия 4 ремня 3 и, плавно касаясь упругим слоем 6 стенок отверстия 4 ремня 3, нормально устанавливаются, нагружаясь до величины нагрузки группы зубьев 2, контактируемых с ремнем 3. Обеспечивается безударная работа зацепления и передача окружного усилия всеми контактирующими с ремнем зубьями 2, равномерно загруженными из-за практической нерастяжимости стальной ленты ремня 3.
Равномерное обкатывание ремня 3 по цилиндрической поверхности шкивов 1 с фиксированием его положения зубьями 2, обеспечивает высокую плавность работы передачи и малый угол вынужденного отставания ведомого шкива. Плавность работы передачи увеличивается из-за упругой установки зубьев 2 в гнездах 10 при помощи эластичных втулок 6.
Равномерное распределение нагрузки на детали, малая величина их деформаций позволяет иметь минимальное предварительное натяжение ремня и не требует регулировки передачи при эксплуатации.
Малая высота ремня 3, изготовленного из тонкой стальной ленты, обеспечивает ему большую гибкость, позволяет использовать шкивы 1 малого диаметра, это повышает компактность передачи и максимальную величину передаточного числа.
Передача удачно сочетает достоинства цепных передач и передач зубчатым ремнем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бесконечный приводной клиновидный ремень | 1988 |
|
SU1774101A1 |
Бесконечный зубчатый ремень | 1983 |
|
SU1200034A1 |
КЛИНОВОЙ РЕМЕНЬ | 1993 |
|
RU2085784C1 |
Бесконечный приводной клиновой ремень | 1981 |
|
SU1108272A1 |
Бесконечный приводной ремень | 1981 |
|
SU1070355A1 |
ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1997 |
|
RU2134828C1 |
ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2095666C1 |
Зубчатоременная передача | 1987 |
|
SU1439334A1 |
Зубчатоременная передача | 1990 |
|
SU1770644A2 |
ЗУБЧАТОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2051301C1 |
Использование: машиностроение, передачи с гибкой связью. Сущность изобретения: ременная передача содержит шкивы с зубьями, схваченные бесконечным перфорированным ремнем с отверстиями, расположенными в средней его части. Рабочие поверхности зубьев покрыты слоем упругого материала. Отверстия в ремне выполнены с переменным сечением, наибольшие площади сечений которых у заходных частей, а заходные части у соседних отверстий расположены с разных сторон ремня. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Детали машин: Экспресс-информация, N 31, 1990, с | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент ФРГ N 3920182, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-10-20—Публикация
1994-04-12—Подача