УЧЕБНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА Российский патент 1997 года по МПК F42B8/22 

Описание патента на изобретение RU2093780C1

Изобретение относится к учебным авиационным бомбам (КАБ) и может быть использовано при тренировочных полетах для обучения летчиков (штурманов) методике применения корректируемых авиационных бомб с телевизионными головками самонаведени (ТГСН).

Известны учебные корректируемые авиационные бомбы с головками самонаведения, предназначенные для тренировок летчика (штурмана), для отработки совместных действий экипажа при применении корректируемых авиационных бомб (КАБ), состоящие из головки самонаведения, корпусно-механической части, приборного отсека и хвостового обтекателя, причем на корпусно-механической части авиабомбы установлены передние и задние узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем стыковки авиабомбы и самолета-носителя. (См. Н.А.Брусенцов, Военно-морская авиация. Воениздат 1976 г. стр. 251).

Известны учебные авиабомбы, предназначенные для обучения летчиков (штурманов) и состоящие из головной части, корпусно-механические части, хвостового отсека, подвесной системы (см. авторские свидетельства Франция, патент N 2209450, кл. F 42 B 25/00, опубликовано 2.08.74 г. патент N 2196065, кл. F 41 H 11/00, опубликовано 12.04.74 г.).

Известны также корректируемые авиационные бомбы с телевизионными головками самонаведения, содержащие последовательно соединенные телевизионную головку самонаведения, корпусно-механическую часть, приборный отсек и хвостовой отсек. При этом на корпусно-механической части установлены передние и задние узлы крепления КАБ к самолету-носителю и электрический разъем стыковки КАБ к самолету-носителю (см. "Зарубежное военное обозрение" N 7 за 1985 г. стр. 40 45). Данная КАБ с ТГСН выбрана в качестве прототипа.

Известная корректируемая авиационная бомба с ТГСН не обладает достаточной для обучения летного состава долговечностью, т.е. нужным количеством взлетов-посадок. Как правило, их только десять. Это связано с тем, что ТГСН крепится к корпусно-механической части КАБ консольно на значительном удалении от узлов подвески КАБ к самолету-носителю. Возникающие при взлетах-посадках динамические перегрузки и вибрационные нагрузки при полете не позволяют конструктивно выполнить ТГСН так, чтобы она выдерживала несколько сот взлетов-посадок, что необходимо для учебной КАБ с ТГСН. Затем ТГСН после выхода ее из строя в КАБ не решает проблемы, так как резко возрастает стоимость обучения экипажа. Кроме того, существующие учебные КАБ обладают значительным весом ( 500 кг). Поэтому при отработке действия экипажа в условиях залпа самолет-носитель несет по крайней мере четыре КАБа общий вес которых составляет 2000 кг, что увеличивает дополнительные затраты на топливо самолета-носителя. Обучение экипажа с учебными авиабомбами весом в 500 кг невыгодно также потому, что в соответствии с действующими в авиации правилами безопасности при аварийной посадке самолета-носителя все авиабомбы подобного веса должен быть сброшен. Если же учебная КАБ имеет вес 80 кг и ниже, то аварийная посадка самолета-носителя с авиабомбой разрешается.

Целью настоящего изобретения является улучшение экономичности за счет уменьшения динамических и вибрационных нагрузок, действующих на авиабомбу, и увеличения ее долговечности.

Для достижения этой цели КАБ с ТГСН, содержащая состыкованные последовательно ТГСН, приборный отсек, хвостовой обтекатель, дополнительно снабжена балкой, на которой размещены передний и задний узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем и которая имеет охватывающие авиабомбу носовой и хвостовой хомуты, при этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85. 0,87 калибра авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21.0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78. 0,82 калибра авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2.0,24 калибра авиабомбы, дополнительная балка выполнена длиной 3,85.3,9 калибра, а длина корректируемой авиабомбы составляет 4,45. 4,8 калибра авиабомбы.

На чертеже изображен общий вид учебной КАБ ТГСН.

Учебная корректируемая авиационная бомба с телевизионной головкой самонаведения содержит последовательно состыкованные ТГСН 1, приборный отсек 2, хвостовой обтекатель 3, балку 4 с передним узлом подвески 5, задним узлом подвески 6, электрическим разъемом стыковки КАБ к самолету-носителю 7, носовым стяжным хомутом 8, хвостовым стяжным хомутом 9.

Процесс обучения экипажа боевому применению КАБ с ТГСН заключается в отработке следующей последовательности действий:
вывод самолета-носителя в зону цели;
захват цели прицельно-навигационным комплексом самолета (ПРНК);
отображение телевизионного изображения цели от ПРНК на экране телевизионного индикатора (ИТ) самолета-носителя;
переход на отображение телевизионного изображения цели на экране ИТ от ТГСН КАБ;
доприцеливание с помощью органов ПРНК самолета-носителя по телевизионному изображению местности от ТГСН;
перевод ТГСН в режим захвата выбранной цели.

ТГСН 1 входит в состав учебной корректируемой бомбы в виде отдельного функционального блока, представляющего собой штатную ТГСН КАБ. Приборный отсек 2 предназначен для размещения блока бортовой автоматики учебной КАБ (ББА) и кабельной сети КАБ. Приборный отсек 2 последовательно состыкован с хвостовым обтекателем 3 учебной КАБ. Дополнительно введенная балка 4 предназначена для подвески последовательно состыкованных ТГСН 1, приборного отсека 2 и хвостового обтекателя 3 на держатель самолета-носителя. На балке 4 установлены передний и задний узлы подвески 5, 6. На балке 4 установлен также электрический резъем 7, обеспечивающий электрическую связь КАБ с самолетом-носителем. На балке 4 крепятся два стяжных хомута (носовой 8 и хвостовой 9). С их помощью к балке 4 крепятся последовательно соединенные ТГСН 1, приборный отсек 2 и хвостовой обтекатель 3. При этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85.0,87 калибра авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21.0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78.0,82 калибра авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2.0,24 калибра авиабомбы, дополнительная балка выполнена длиной 3,85.3,9 калибра, а длина подвешенной части 4,45.4,8 калибра авиабомбы.

Предложенное устройство позволяет закрепить ТГСН 1 не консольно на значительном удалении от узлов подвески КАБ, а с помощью хомутов непосредственно под узлами подвески 5, 6 учебной КАБ. При этом центр тяжести ТГСН 1 расположен на оси симметрии переднего и заднего узлов подвески 5, 6 КАБ, что позволяет резко улучшить эксплуатационные характеристики учебной авиабомбы.

Узлы подвески КАБ 5, 6 и электрический разъем стыковки авиабомбы 7 установлены на блоке 4 на расстояниях, соответствующих штатной подвеске КАБ.

Штатная ТГСН 1 при консольном закреплении позволяет обеспечить только 10 взлетов-посадок, что совершенно недостаточно для процесса обучения летного состава.

Предложенное устройство позволяет уменьшить динамические и вибрационные нагрузки на ТГСН 1, что увеличивает срок ее службы до нескольких сотен взлетов-посадок.

Кроме того, предлагаемая учебная КАБ позволяет уменьшить вес нагрузки на самолете-носителе в процессе его полета на 1700 кг.

500 кг x 4 80 кг x 4 2000 кг 320 кг 1680 кг.

Выполнение учебной КАБ в весе, не превышающем 80 кг, позволяет не сбрасывать учебные КАБ при аварийной посадке самолета-носителя.

Предлагаемое изобретение выполнено в рамках опытно-конструкторской работы над учебной КАБ с ТГСН. Изобретение позволит существенно сократить расходы на обучение летного состава ВВС по применению наиболее совершенного оружия управляемых корректируемых авиабомб. Предлагаемое техническое решение реализовано в учебной КАБ.

Похожие патенты RU2093780C1

название год авторы номер документа
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОДВЕСНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА 2003
  • Александров Г.В.
  • Бабушкин Д.П.
  • Грушковский В.Л.
  • Коновалов Е.А.
  • Лушин В.Н.
  • Глазков Н.Н.
  • Груздев В.В.
  • Ляшенко В.М.
  • Матыцин В.Д.
  • Нарейко В.А.
  • Никулин В.Ю.
  • Печенкин М.М.
  • Сологуб В.М.
  • Тарасов В.В.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Фасоляк Г.Н.
  • Финогенов В.С.
  • Харчев В.Н.
  • Шахиджанов Е.С.
RU2229094C1
УЧЕБНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА С ЛАЗЕРНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРИБОРОМ 2004
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Гуськов Евгений Иванович
  • Жуков Владимир Григорьевич
  • Кондратьев Александр Иванович
  • Коновалов Евгений Алексеевич
  • Лушин Валерий Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Печенкин Михаил Михайлович
  • Сологуб Владимир Михайлович
  • Старостин Владислав Александрович
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Трубенко Борис Иванович
  • Финогенов Владимир Сергеевич
  • Ченцов Юрий Николаевич
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
RU2267737C1
УЧЕБНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА С СИСТЕМОЙ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ 2006
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Буадзе Валерий Шалвович
  • Даньшин Александр Петрович
  • Жуков Владимир Григорьевич
  • Кондратьев Александр Иванович
  • Короткова Екатерина Алексеевна
  • Лушин Валерий Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Пелевин Юрий Андреевич
  • Петренко Сергей Григорьевич
  • Сологуб Владимир Михайлович
  • Солодовник Ольга Борисовна
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Трубенко Борис Иванович
  • Финогенов Владимир Сергеевич
  • Фишман Эммануэль Лазаревич
RU2319102C1
АВИАЦИОННАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ БОМБА С ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ 1999
  • Бабушкин Д.П.
  • Буадзе В.Ш.
  • Козак В.С.
  • Коновалов Е.А.
  • Короткий В.И.
  • Матыцин В.Д.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Сологуб В.М.
  • Старостин В.А.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Хотяков В.Д.
RU2147724C1
ВЫСОКОТОЧНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ С ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ 2004
  • Шахиджанов Е.С.
  • Авенян В.А.
  • Алексеев В.В.
  • Бабушкин Д.П.
  • Бахмутов Ю.П.
  • Бундин Ю.В.
  • Даньшин А.П.
  • Жуков В.Г.
  • Козак В.С.
  • Колобков А.Н.
  • Кондратьев А.И.
  • Коновалов Е.А.
  • Кривов И.А.
  • Лушин В.Н.
  • Матыцин В.Д.
  • Панарин А.В.
  • Плещеев Е.С.
  • Сирота В.И.
  • Сологуб В.М.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Храпов А.В.
  • Черноусов В.Г.
RU2263875C1
КОРРЕКТИРУЕМАЯ, САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ 1999
  • Бабушкин Д.П.
  • Буадзе В.Ш.
  • Даньшин А.П.
  • Крупышев А.Н.
  • Кулаков А.Г.
  • Лушин В.Н.
  • Матыцин В.Д.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Петренко С.Г.
  • Сологуб В.М.
  • Тараканов И.А.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Хотяков В.Д.
RU2156954C1
КОРРЕКТИРУЕМЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1992
  • Буадзе В.Ш.
  • Бабушкин Д.П.
  • Власов В.В.
  • Коновалов Е.А.
  • Короткий В.И.
  • Матыцин В.Д.
  • Мельников В.Ф.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Русаков А.П.
  • Сологуб В.М.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Хотяков В.Д.
  • Храпов А.В.
  • Бундин Ю.В.
  • Соловей Э.Я.
  • Финогенов В.С.
RU2014559C1
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ 2002
  • Бабушкин Д.П.
  • Буадзе В.Ш.
  • Даньшин А.П.
  • Печенкин М.М.
  • Сологуб В.М.
  • Бундин Ю.В.
  • Гуськов Е.И.
  • Жукова Н.В.
  • Козак В.С.
  • Кондратьев А.И.
  • Коновалов Е.А.
  • Крупышев А.Н.
  • Лушин В.Н.
  • Матыцин В.Д.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Пелевин Ю.А.
  • Петренко С.Г.
  • Соловей Э.Я.
  • Тараканов И.А.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Хотяков В.Д.
  • Шахиджанов Е.С.
  • Шиндель О.Н.
RU2204796C1
ВЫСОКОТОЧНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА КРУГЛОСУТОЧНОГО БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С ТЕПЛОВИЗИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ И ОБТЕКАТЕЛЕМ СОТОВОЙ КОНСТРУКЦИИ 2005
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
  • Александров Геннадий Васильевич
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Башкиров Александр Николаевич
  • Буадзе Валерий Шалвович
  • Коновалов Евгений Алексеевич
  • Матыцин Вячеслав Дмитриевич
  • Муранов Лев Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Печенкин Михаил Михайлович
  • Титова Наталья Владимировна
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Трубенко Борис Иванович
  • Фасоляк Геннадий Николаевич
  • Фомин Валентин Юрьевич
  • Четвериков Лев Леонидович
RU2293944C2
АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ 2003
  • Бабушкин Д.П.
  • Бокарев Е.И.
  • Бундин Ю.В.
  • Гуськов Е.И.
  • Даньшин А.П.
  • Жукова Н.В.
  • Кондратьев А.И.
  • Коновалов Е.А.
  • Крупышев А.Н.
  • Лазарев В.Н.
  • Лушин В.Н.
  • Нарейко В.А.
  • Никулин В.Ю.
  • Печенкин М.М.
  • Плещеев Е.С.
  • Рогатовский А.А.
  • Соловей Э.Я.
  • Сологуб В.М.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Хотяков В.Д.
  • Ченцов Ю.Н.
  • Шахиджанов Е.С.
RU2232973C1

Реферат патента 1997 года УЧЕБНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА

Использование: тренировочные полеты самолетов для обучения летчиков методике применения корректируемых авиабомб. Сущность изобретения: балка, выполненная длиной 3,85 ...3,9 калибра авиабомбы, предназначена для подвески последовательно состыкованных телевизионной головки самонаведения (ТГСН), приборного отсека и хвостового самолета-носителя. На балке установлены передний и задний узлы подвески и электрический разъем. Центр тяжести ТГСН расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, обтекатель ТГСН выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром 0,85. ..0,87 калибра авиабомбы и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21...0,22 калибра. Хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78...0,82 калибра авиабомбы, имеет оживальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2...0,24 калибра. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 093 780 C1

Учебная корректируемая авиабомба, содержащая состыкованные между собой телевизионную головку самонаведения, приборный отсек и хвостовой обтекатель, отличающаяся тем, что авиабомба дополнительно снабжена балкой, на которой размещены передний и задний узлы подвески авиабомбы к самолету-носителю и электрический разъем и которая имеет охватывающие авиабомбу носовой и хвостовой хомуты, при этом центр тяжести телевизионной головки самонаведения расположен на плоскости симметрии переднего и заднего узлов подвески, причем обтекатель телевизионной головки самонаведения выполнен оптически прозрачным в форме полусферической оболочки диаметром, равным 0,85 0,87 калибра авиабомбы, и плавно сопряжен с наружным сферическим металлическим обводом обтекателя в плоскости, отстоящей от передней оконечности авиабомбы на расстоянии 0,21 0,22 калибра, хвостовой обтекатель выполнен длиной 0,78 - 0,82 калибра авиабомбы, имеет овальную форму и диаметр торцевой части, равный 0,2 0,24 калибра авиабомбы, дополнительная балка выполнена длиной 3,85 3,9 калибра, а длина корректируемой авиабомбы составляет 4,45 4,8 калибра авиабомбы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2093780C1

Зарубежное военное обозрение
- М.: Красная звезда, N 7, 1985, с
Приспособление с иглой для прочистки кухонь типа "Примус" 1923
  • Копейкин И.Ф.
SU40A1

RU 2 093 780 C1

Авторы

Бабушкин Д.П.

Буадзе В.Ш.

Виллемс В.Н.

Жуков В.Г.

Коновалов Е.А.

Короткий В.И.

Кулаков А.Г.

Матыцин В.Д.

Мерцалов Б.Е.

Сологуб В.М.

Ткачев В.В.

Трубенко Б.И.

Финогенов В.С.

Хотяков В.Д.

Даты

1997-10-20Публикация

1995-03-14Подача