АВИАЦИОННАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ БОМБА С ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ Российский патент 2000 года по МПК F42B25/00 

Описание патента на изобретение RU2147724C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для доставки с самолета на землю груза с повышенной точностью для ликвидации каких-либо преград и заторов в экстремальных ситуациях, а также для военных целей в широком спектре условий применения.

Известны авиационные корректируемые бомбы (КАБ), состоящие из последовательно соединенных отсеков: носовой части, в которой размещена телевизионная головка самонаведения, боевой части, включающей взрыватель и инерционные датчики взрывателя, хвостового приборного отсека с установленными на нем четырьмя стабилизаторами и рулями.

Подобные КАБ с телевизионными головками самонаведения (ТГСН) за рубежом описаны в статье В. Дмитриева "Новые управляемые авиационные бомбы" (см. Зарубежное военное обозрение, N 7, 1985, с. 40-45), а также в патенте США N 4408536, кл. 102-2 от 1984 г.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является КАБ (патент РФ N 2014559, бюл. N 11 от 15.06.94 г.), принятая в качествe прототипа.

КАБ-прототип содержит последовательно соединенные носовую часть с телевизионной головкой самонаведения, боевую часть (БЧ) с взрывателем и датчиками инерционного действия, хвостовой приборный отсек с установленными на нем четырьмя стабилизаторами и рулями.

В известных КАБ с ТГСН при значительных ошибках сброса с самолета-носителя достигается высокая точность попадания бомбы, а следовательно, и высокая эффективность поражения прочных и особо прочных целей.

В качестве боевых частей подобных КАБ обычно используются фугасные и проникающие боевые части. В качестве датчиков используются взрыватели с датчиками инерционного действия.

Указанные боевые части оптимальны при поражении целей типа различного рода преград, железобетонных укрытий самолетов, мостов, промышленных сооружений, кораблей и т.д.

Взрыв подобных боевых частей происходит после удара КАБ о преграду и проникновения боевой части через преграду или после заглубления боевой части в землю.

Однако указанные КАБ с подобными боевыми частями недостаточно эффективны и условиях боев в горной местности (прискальные доты, зенитные пулеметы в скалах и т.п.). Это связано с тем, что при углублении бомбы ударная воздушная волна ослабляется, что ведет к снижению эффективности КАБ при борьбе с противником, использующим природные условия для защиты от поражения авиабомбами.

Целью настоящего изобретения является повышение боевой эффективности КАБ при избирательном поражении объектов, особенно в горной местности, с помощью перераспределения энергии ударной волны во времени и пространстве.

Для достижения этой цели в КАБ, содержащую носовую часть с размещенной в ней ТГСН и последовательно соединенные боевую часть и хвостовой приборный отсек с четырьмя стабилизаторами и рулями, дополнительно установлен за носовым отсеком тонкостенной переходный отсек длиной 0,7-1 калибра КАБ из легкодеформируемого при ударных нагрузках материала с демпфирующей массивной стальной плитой весом 3-4% от веса КАБ, жестко закрепленной в переходном отсеке на расстоянии от носа КАБ, равнoм 2-2,1 калибра, а инерционные датчики взрывателя боевой части установлены на внутренней поверхности носовой части КАБ на расстоянии от носовой оконечности не более 0,8-1,0 калибра КАБ.

На чертеже изображен общий вид предложенной КАБ.

Предлагаемая авиационная корректируемая бомба содержит носовую часть 1 с размещенной ТГСН, тонкостенный переходный отсек 2 из легкодеформируемого при ударных нагрузках материала, в котором установлена массивная стальная плита 3, боевую часть 4 с монтированным в ней взрывателем 5, хвостовой приборный отсек 6 с установленными на нем четырьмя стабилизаторами 7 и рулями 8, при этом инерционные датчики взрывателя 9 установлены на внутренней поверхности носовой части КАБ.

Предложенная КАБ работает следующим образом. После прицеливания и захвата под крылом самолета-носителя цели ТГСН КАБ сбрасывается с самолета-носителя. В процессе автономного полета КАБ осуществляется самонаведение на цель с помощью ТГСН, размещенной в носовой части КАБ 1, а также приборов управления, размещенных в хвостовом приборном отсеке 6, и рулей 8.

При встрече КАБ с преградой в момент удара возникает волна разрушения КАБ.

Опережая волну разрушения, срабатывают датчики взрывателя 9, взрыватель 6 и боевая часть 4.

Боевая часть 4 состоит из стального сварного корпуса, снаряженного термобарическим взрывчатым составом, и центрального диспергирующего заряда мощного ВВ. Боевая часть 4 обеспечивает мощный поверхностный объемный взрыв в условиях, когда волна разрушения еще не достигла БЧ. Это обеспечивается тем, что между носовым отсеком 1 и БЧ 4 установлен переходный отсек 2 из легкодеформируемого при ударных нагрузках материала длиной 250-340 мм, в котором размещена массивная прочная плита 3 из стали весом 15-20 кг, жестко закрепленная в переходном отсеке 2.

Применение переходного отсека в КАБ позволяет увеличить расстояние между местом нахождения контактных инерционных датчиков в ТГСН и взрывателем БЧ, создавая эффект выносного упредителя, позволяющего обеспечить надповерхностный подрыв боевой части и исключить преждевременное (до взрыва) разрушение БЧ, что является решающим фактором при применении БЧ данного типа.

Время действия замыкателей в ряде условий встречи составляет 1,5-2,0 мс, что при скорости подхода авиабомбы к цели порядка 350 м/с составляет путь примерно 0,7 м и предопределяет установку дополнительного переходного отсека.

Уменьшение длины переходного отсека 2 менее 250 мм нецелесообразно из-за уменьшения времени между началом разрушения ТГСН и подрыва БЧ. Длина переходного отсека 2 более 340 мм недопустима из-за того, что при этом центр давления КАБ перемещается вперед и запас устойчивости КАБ становится недостаточным. Тонкостенный переходный отсек 2 из легкодеформируемого при ударных нагрузках материала и массивная стальная плита 3 весом не менее 15-20 кг, жестко закрепленная в переходном отсеке, тормозят волну разрушения КАБ так, что сигнал от датчиков взрывателя 9, установленных в носовом отсеке на расстоянии от носа КАБ не более 250-340 мм, успевает задействовать взрыватель и обеспечить поверхностный объемный взрыв БЧ 4.

Осколочное воздействие БЧ в условиях горной местности практически не реализуется.

Поверхностный объемный взрыв так перераспределяет энергию ударной волны во времени и пространстве, что обеспечивает получение высокого избыточного давления на фронте ударной волны на расстояниях от точки подрыва БЧ, значительно больших, чем при взрыве БЧ прототипа, хотя вес БЧ прототипа в 2,4 раза больше веса БЧ предлагаемого КАБ.

Необходимость переноса датчиков взрывателя боевой части в носовой отсек и включения в КАБ переходного отсека из легкодеформируемого материала с демпфирующей массивной стальной плитой, жестко закрепленной в переходном отсеке, подтверждена результатами испытаний предлагаемого КАБ на испытательном треке.

Массивная стальная плита, закрепленная в переходном отсеке, исключает разрушение БЧ при контакте КАБ с поверхностью земли, т.к. при ударе зона деформации носового отсека в основном располагается до места расположения плиты. Это подтверждается анализом кинограмм процесса разрушения носового отсека КАБ при ударе о преграду.

Экспериментально было выявлено, что при малых углах подхода КАБ к преграде наличие массивной плиты, на которой установлен источник питания взрывателя, позволяет оттянуть время разрушения источника питания и жгутов дополнительного отсека и получить сигнал от инерционных датчиков для введения в действие БЧ КАБ.

Эксперименты показали, что перегрузки, возникающие в ТГСН в районе расположения датчиков, при ударе составляют 1000-3000 единиц, тогда как в переходном отсеке в районе расположения массивной плиты они не превышают 150-500 единиц. Вес массивной плиты более 3-4% от веса КАБ недопустим из-за ограничений на предельные величины веса КАБ для держателей КАБ данного калибра (525 кг); вес массивной плиты менее 3-4% существенно уменьшает эффект выносного упреждения.

Система инерционных датчиков, размещенных в носовой части КАБ, позволяет задействовать взрывательное устройство БЧ КАБ за 300-600 мкс, обеспечивая циклограмму реализации объемного взрыва.

Предложенная КАБ успешно прошла все этапы испытаний и показала высокую боевую эффективность объемного взрыва.

Оценка эффективности поражения цели при залповом применении проводилась методом математического моделирования по формуле
Pn = 1-(1-P1)n,
где n - число авиабомб в залпе;
Р1 - вероятность поражения целей одним изделием.

Оценивалось поражение укрытий скального типа, прискальных дотов; расчета зенитного пулемета в обваловании из каменной кладки; опорных пунктов.

Учитывалось 70 реальных сюжетов местности с 262 объектами поражения.

Результаты расчетов подтвердили, что с вероятностью, близкой к 1, во всех случаях обеспечивается поражение выбранных целей при применении КАБ, выполненных по настоящему изобретению.

Избыточное давление, создаваемое объемным взрывом, обеспечивает уничтожение с вероятностью, близкой к 1, расчета зенитного пулемета в горах, подразделения противника, находящегося в прискальном доте, и т.д.

Решение соответствующей боевой задачи с помощью КАБ-прототипа требует расхода КАБ приблизительно в 3 раза больше.

Похожие патенты RU2147724C1

название год авторы номер документа
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ 2002
  • Бабушкин Д.П.
  • Буадзе В.Ш.
  • Даньшин А.П.
  • Печенкин М.М.
  • Сологуб В.М.
  • Бундин Ю.В.
  • Гуськов Е.И.
  • Жукова Н.В.
  • Козак В.С.
  • Кондратьев А.И.
  • Коновалов Е.А.
  • Крупышев А.Н.
  • Лушин В.Н.
  • Матыцин В.Д.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Пелевин Ю.А.
  • Петренко С.Г.
  • Соловей Э.Я.
  • Тараканов И.А.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Хотяков В.Д.
  • Шахиджанов Е.С.
  • Шиндель О.Н.
RU2204796C1
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С ЛАЗЕРНОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ 2005
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Даньшин Александр Петрович
  • Денисов Михаил Юрьевич
  • Козак Валентина Сафроновна
  • Лушин Валерий Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Пелевин Юрий Андреевич
  • Ратова Наталия Александровна
  • Сологуб Владимир Михайлович
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Финогенов Владимир Сергеевич
  • Фишман Эммануэль Лазаревич
  • Шиндель Ольга Николаевна
RU2300075C1
КОРРЕКТИРУЕМАЯ, САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ 1999
  • Бабушкин Д.П.
  • Буадзе В.Ш.
  • Даньшин А.П.
  • Крупышев А.Н.
  • Кулаков А.Г.
  • Лушин В.Н.
  • Матыцин В.Д.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Петренко С.Г.
  • Сологуб В.М.
  • Тараканов И.А.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Хотяков В.Д.
RU2156954C1
КОРРЕКТИРУЕМЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1992
  • Буадзе В.Ш.
  • Бабушкин Д.П.
  • Власов В.В.
  • Коновалов Е.А.
  • Короткий В.И.
  • Матыцин В.Д.
  • Мельников В.Ф.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Русаков А.П.
  • Сологуб В.М.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Хотяков В.Д.
  • Храпов А.В.
  • Бундин Ю.В.
  • Соловей Э.Я.
  • Финогенов В.С.
RU2014559C1
УЧЕБНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА 1995
  • Бабушкин Д.П.
  • Буадзе В.Ш.
  • Виллемс В.Н.
  • Жуков В.Г.
  • Коновалов Е.А.
  • Короткий В.И.
  • Кулаков А.Г.
  • Матыцин В.Д.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Сологуб В.М.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Хотяков В.Д.
RU2093780C1
АВТОНОМНЫЙ КОРРЕКТИРУЕМЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ПО КРЕНУ, С ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ 1999
  • Бабушкин Д.П.
  • Буадзе В.Ш.
  • Жуков В.Г.
  • Короткий В.И.
  • Кулаков А.Г.
  • Лушин В.Н.
  • Матыцин В.Д.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Сологуб В.М.
  • Старостин В.А.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Шахиджанов Е.С.
  • Харчев В.Н.
  • Хотяков В.Д.
  • Храпов А.В.
RU2147725C1
ВЫСОКОТОЧНАЯ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ С ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ 2004
  • Шахиджанов Е.С.
  • Авенян В.А.
  • Алексеев В.В.
  • Бабушкин Д.П.
  • Бахмутов Ю.П.
  • Бундин Ю.В.
  • Даньшин А.П.
  • Жуков В.Г.
  • Козак В.С.
  • Колобков А.Н.
  • Кондратьев А.И.
  • Коновалов Е.А.
  • Кривов И.А.
  • Лушин В.Н.
  • Матыцин В.Д.
  • Панарин А.В.
  • Плещеев Е.С.
  • Сирота В.И.
  • Сологуб В.М.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Храпов А.В.
  • Черноусов В.Г.
RU2263875C1
ВЫСОКОТОЧНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА КРУГЛОСУТОЧНОГО БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С ТЕПЛОВИЗИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ И ОБТЕКАТЕЛЕМ СОТОВОЙ КОНСТРУКЦИИ 2005
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
  • Александров Геннадий Васильевич
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Башкиров Александр Николаевич
  • Буадзе Валерий Шалвович
  • Коновалов Евгений Алексеевич
  • Матыцин Вячеслав Дмитриевич
  • Муранов Лев Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Печенкин Михаил Михайлович
  • Титова Наталья Владимировна
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Трубенко Борис Иванович
  • Фасоляк Геннадий Николаевич
  • Фомин Валентин Юрьевич
  • Четвериков Лев Леонидович
RU2293944C2
КРУГЛОСУТОЧНАЯ ВСЕПОГОДНАЯ ВЫСОКОТОЧНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С АВТОМАТОМ ГЛОБАЛЬНОЙ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ 2006
  • Шахиджанов Евгений Сумбатович
  • Бабушкин Дмитрий Петрович
  • Буадзе Валерий Шалвович
  • Бундин Юрий Владимирович
  • Гуськов Евгений Иванович
  • Даньшин Александр Петрович
  • Ермакова Александра Анатольевна
  • Жуков Владимир Григорьевич
  • Жукова Ирина Григорьевна
  • Жукова Наталья Викторовна
  • Кондратьев Александр Иванович
  • Лазарев Владимир Николаевич
  • Лушин Валерий Николаевич
  • Нарейко Владимир Александрович
  • Никулин Виталий Юрьевич
  • Милосердный Эдуард Николаевич
  • Панарин Александр Васильевич
  • Петренко Сергей Григорьевич
  • Плещеев Евгений Сергеевич
  • Ратова Наталия Александровна
  • Сологуб Владимир Михайлович
  • Ткачев Владимир Васильевич
  • Трубенко Борис Иванович
  • Финогенов Владимир Сергеевич
  • Черноусов Владимир Георгиевич
RU2317515C1
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ 2002
  • Бабушкин Д.П.
  • Буадзе В.Ш.
  • Даньшин А.П.
  • Печенкин М.М.
  • Сологуб В.М.
  • Бундин Ю.В.
  • Козак В.С.
  • Кондратьев А.И.
  • Крупышев А.Н.
  • Лушин В.Н.
  • Матыцин В.Д.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Петренко С.Г.
  • Соловей Э.Я.
  • Тараканов И.А.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Хотяков В.Д.
  • Шахиджанов Е.С.
  • Коновалов Е.А.
  • Гуськов Е.И.
  • Пелевин Ю.А.
  • Жукова Н.В.
RU2204795C1

Реферат патента 2000 года АВИАЦИОННАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ БОМБА С ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ

Изобретение относится к области авиационного вооружения. Авиационная корректируемая бомба содержит носовую часть с телевизионной головкой самонаведения и последовательно соединенные отсек боевой части с инерционными датчиками подрыва и хвостовой приборный отсек с установленными на нем стабилизаторами и рулями. Боевая часть снаряжена термобарическим взрывчатым составом. Между носовой частью и отсеком боевой части установлен тонкостенный переходной отсек длиной 0,7 - 1 калибра бомбы, выполненный из легкодеформируемого при ударных нагрузках материала. Внутри отсека на расстоянии 2 - 2,1 калибра от носа бомбы жестко закреплена демпфирующая стальная плита массой 3 - 4% от массы бомбы. При этом инерционные датчики подрыва боевой части размещены на внутренней поверхности носовой части на расстоянии от носа бомбы не более 0,8 - 1 калибра. Изобретение позволяет перераспределить энергию ударной волны взрыва бомбы во времени и пространстве и тем самым повысить эффективность избирательного поражения объектов. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 147 724 C1

1. Авиационная корректируемая бомба, содержащая носовую часть с телевизионной головкой самонаведения и последовательно соединенные отсек боевой части с инерционными датчиками подрыва и хвостовой приборный отсек с установленными на нем стабилизаторами и рулями, отличающаяся тем, что между носовой частью и отсеком боевой части установлен тонкостенный переходной отсек длиной 0,7 - 1 калибра бомбы, выполненный из легкодеформируемого при ударных нагрузках материала, внутри которого на расстоянии 2 - 2,1 калибра от ее носа жестко закреплена демпфирующая стальная плита массой 3 - 4% от массы бомбы, при этом инерционные датчики подрыва боевой части установлены на внутренней поверхности носовой части на расстоянии не более 0,8 - 1 калибра бомбы от ее носа. 2. Авиационная корректируемая бомба по п.1, отличающаяся тем, что боевая часть снаряжена термобарическим взрывчатым составом и имеет центральный диспергирующий заряд взрывчатого вещества.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2147724C1

КОРРЕКТИРУЕМЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1992
  • Буадзе В.Ш.
  • Бабушкин Д.П.
  • Власов В.В.
  • Коновалов Е.А.
  • Короткий В.И.
  • Матыцин В.Д.
  • Мельников В.Ф.
  • Мерцалов Б.Е.
  • Русаков А.П.
  • Сологуб В.М.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Хотяков В.Д.
  • Храпов А.В.
  • Бундин Ю.В.
  • Соловей Э.Я.
  • Финогенов В.С.
RU2014559C1
ДМИТРИЕВ В.Д
Новые управляемые авиационные бомбы, Зарубежное военное обозрение
- М.: Воениздат, 1985, N 7, с.42
US 4408536, 11.10.1983
US 3489087, 13.01.1970
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТИЦ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОКРЫТИЯ 1999
  • Кластерка Станислав
RU2208515C2
Прибор для автоматической поверки индикаторов часового типа и измерительных головок с применением машинного зрения 2023
  • Петров Антон Владимирович
  • Степанов Сергей Сергеевич
  • Корнилов Игорь Геннадьевич
  • Корнилов Владислав Игоревич
RU2803036C1

RU 2 147 724 C1

Авторы

Бабушкин Д.П.

Буадзе В.Ш.

Козак В.С.

Коновалов Е.А.

Короткий В.И.

Матыцин В.Д.

Мерцалов Б.Е.

Сологуб В.М.

Старостин В.А.

Ткачев В.В.

Трубенко Б.И.

Хотяков В.Д.

Даты

2000-04-20Публикация

1999-06-28Подача