Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к аварийным модификациям сидений пассажиров или членов экипажа летательного аппарата.
Известно кресло летательного аппарата, содержащее сиденье со спинкой, установленное на сиденье амортизирующее устройство, выполненное из материала, поглощающего энергию при изменении своего объема, в виде сотового блока и ремни безопасности с узлами крепления [1]
Недостатками известного устройства являются сложность его конструкции и то, что оно обеспечивает лишь частичное поглощение кинетической энергии при ударных нагрузках.
Технической задачей изобретения является упрощение конструкции устройства и обеспечение безопасности пассажира или члена экипажа при перегрузках.
Техническая задача решается за счет того, что кресло летательного аппарата, содержащее сиденье со спинкой, установленное на сиденье амортизирующее устройство, выполненное из материала, поглощающего энергию при изменении своего объема, в виде сотового блока и ремни безопасности с узлами крепления, при этом кресло жестко закреплено относительно фюзеляжа и снабжено расположенной на амортизирующем устройстве жесткой плитой, установленной с возможностью вертикального перемещения внутри кресла, а ремни безопасности закреплены на кресле с возможностью совместного перемещения с жесткой плитой.
Кроме того, кресло снабжено вертикальной плитой, установленной посредством вертикальных направляющих на спинке кресла и шарнирно связанной с жесткой плитой.
При этом верхний узел крепления ремней безопасности выполнен в виде вертикальных направляющих, закрепленных на боковой части спинки, и установленной в них подвижной каретки, выполненной с рядом вертикально расположенных отверстий для запирания в одном из них скобы плечевого ремня в соответствии с ростом пассажира, а нижние узлы крепления ремней безопасности расположены на жесткой плите.
На фиг. 1 показан общий вид кресла; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 сечение В-В на фиг. 2.
Кресло летательного аппарата установлено жестко при помощи основания 1 на полу фюзеляжа 2 и состоит из сиденья 3, спинки 4, амортизирующего устройства 5, выполненного в виде сотового блока, и системы привязных ремней безопасности в виде плечевого ремня 6 и поясного ремня 7. Сотовый блок амортизирующего устройства 5 расположен на сиденье 3 кресла. На нем установлена жесткая плита 8 шарнирно соединенная при помощи петель 9 с вертикальной плитой 10. Вертикальная плита 10 размещена в направляющих 11, выполненных в спинке 4. На жесткой плите 8 расположена мягкая подушка для пассажира (на фиг. 1 не показана).
Верхний узел крепления 13 плечевого ремня 6 включает направляющие 14, закрепленные на боковой части спинки, и подвижную каретку 15, размещенную в направляющих 14. Между вертикальной плитой 10 и кареткой 15 установлена с помощью верхнего и нижнего шарниров 16 жесткая тяга 17. На конце плечевого ремня 6 имеется скоба 18. На каретке имеются отверстия для запирания скобы в одном из отверстий каретки 15 в соответствии с ростом пассажира.
Кресло летательного аппарата работает в аварийной ситуации при перегрузках следующим образом.
При ударе летательного аппарата о землю нагрузка от пассажира, пристегнутого ремнями безопасности 6 и 7, передается вниз через жесткую плиту 8 на сотовый блок 5, вызывая его деформацию. Жесткость плиты 8 и конфигурация блока 5 обеспечивают смятие блока 5 по заданной форме. При этом конфигурация сотового блока 5 может быть подобрана такой, чтобы деформация его способствовала откидыванию пассажира назад. Происходит перемещение плиты 10 в направляющих 11, которая направляет движение жесткой плиты 8 так, чтобы не возникал перекос ее в пространстве между боковыми стенками сиденья 3. Кроме того, вертикальная плита 10 увлекает за собой тягу 17 и каретку 15 верхнего узла крепления плечевого ремня 6. Благодаря этому тело пассажира остается зафиксированным с помощью системы привязных ремней, что повышает травмобезопасность пассажира, сидящего в кресле. При откидывании пассажира назад, что обеспечивается соответствующей конфигурацией сотового блока 5, увеличивается физиологическая переносимость перегрузок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КРЕСЛО ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ | 2012 |
|
RU2509284C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2011 |
|
RU2500582C2 |
БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ АВАРИЙНОГО ПРИЗЕМЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2443604C1 |
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2020 |
|
RU2752434C1 |
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2620443C2 |
Кресло члена экипажа летательного аппарата | 1986 |
|
SU1336436A1 |
САМОЛЕТ | 1996 |
|
RU2151716C1 |
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА С ЧАШКОЙ ПОД ПАРАШЮТ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2583102C2 |
Энергопоглощающее вертолётное кресло К-1 | 2016 |
|
RU2623859C1 |
СИСТЕМА ФИКСАЦИИ ЛЕТЧИКА В КАТАПУЛЬТНОМ КРЕСЛЕ | 1986 |
|
SU1345557A1 |
Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к аварийным модификациям сидений пассажиров или членов экипажа летательного аппарата. Сущность изобретения: кресло летательного аппарата содержит сиденье со спинкой, амортизирующее устройство в виде сотового блока, поглощающего энергию при изменении своего объема. На амортизирующем устройстве установлена жесткая плита, которая установлена с возможностью вертикального перемещения внутри кресла. Ремни безопасности закреплены на кресле с возможностью перемещения с жесткой плитой. Жесткость плиты и конфигурация блока обеспечивают смятие блока по заданной форме, что повышает безопасность пассажира или члена экипажа. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
US, патент, 3468582, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1997-11-10—Публикация
1996-01-10—Подача