КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1997 года по МПК B64D11/06 B64D25/04 B60N2/42 

Описание патента на изобретение RU2095289C1

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к аварийным модификациям сидений пассажиров или членов экипажа летательного аппарата.

Известно кресло летательного аппарата, содержащее сиденье со спинкой, установленное на сиденье амортизирующее устройство, выполненное из материала, поглощающего энергию при изменении своего объема, в виде сотового блока и ремни безопасности с узлами крепления [1]
Недостатками известного устройства являются сложность его конструкции и то, что оно обеспечивает лишь частичное поглощение кинетической энергии при ударных нагрузках.

Технической задачей изобретения является упрощение конструкции устройства и обеспечение безопасности пассажира или члена экипажа при перегрузках.

Техническая задача решается за счет того, что кресло летательного аппарата, содержащее сиденье со спинкой, установленное на сиденье амортизирующее устройство, выполненное из материала, поглощающего энергию при изменении своего объема, в виде сотового блока и ремни безопасности с узлами крепления, при этом кресло жестко закреплено относительно фюзеляжа и снабжено расположенной на амортизирующем устройстве жесткой плитой, установленной с возможностью вертикального перемещения внутри кресла, а ремни безопасности закреплены на кресле с возможностью совместного перемещения с жесткой плитой.

Кроме того, кресло снабжено вертикальной плитой, установленной посредством вертикальных направляющих на спинке кресла и шарнирно связанной с жесткой плитой.

При этом верхний узел крепления ремней безопасности выполнен в виде вертикальных направляющих, закрепленных на боковой части спинки, и установленной в них подвижной каретки, выполненной с рядом вертикально расположенных отверстий для запирания в одном из них скобы плечевого ремня в соответствии с ростом пассажира, а нижние узлы крепления ремней безопасности расположены на жесткой плите.

На фиг. 1 показан общий вид кресла; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 сечение В-В на фиг. 2.

Кресло летательного аппарата установлено жестко при помощи основания 1 на полу фюзеляжа 2 и состоит из сиденья 3, спинки 4, амортизирующего устройства 5, выполненного в виде сотового блока, и системы привязных ремней безопасности в виде плечевого ремня 6 и поясного ремня 7. Сотовый блок амортизирующего устройства 5 расположен на сиденье 3 кресла. На нем установлена жесткая плита 8 шарнирно соединенная при помощи петель 9 с вертикальной плитой 10. Вертикальная плита 10 размещена в направляющих 11, выполненных в спинке 4. На жесткой плите 8 расположена мягкая подушка для пассажира (на фиг. 1 не показана).

Верхний узел крепления 13 плечевого ремня 6 включает направляющие 14, закрепленные на боковой части спинки, и подвижную каретку 15, размещенную в направляющих 14. Между вертикальной плитой 10 и кареткой 15 установлена с помощью верхнего и нижнего шарниров 16 жесткая тяга 17. На конце плечевого ремня 6 имеется скоба 18. На каретке имеются отверстия для запирания скобы в одном из отверстий каретки 15 в соответствии с ростом пассажира.

Кресло летательного аппарата работает в аварийной ситуации при перегрузках следующим образом.

При ударе летательного аппарата о землю нагрузка от пассажира, пристегнутого ремнями безопасности 6 и 7, передается вниз через жесткую плиту 8 на сотовый блок 5, вызывая его деформацию. Жесткость плиты 8 и конфигурация блока 5 обеспечивают смятие блока 5 по заданной форме. При этом конфигурация сотового блока 5 может быть подобрана такой, чтобы деформация его способствовала откидыванию пассажира назад. Происходит перемещение плиты 10 в направляющих 11, которая направляет движение жесткой плиты 8 так, чтобы не возникал перекос ее в пространстве между боковыми стенками сиденья 3. Кроме того, вертикальная плита 10 увлекает за собой тягу 17 и каретку 15 верхнего узла крепления плечевого ремня 6. Благодаря этому тело пассажира остается зафиксированным с помощью системы привязных ремней, что повышает травмобезопасность пассажира, сидящего в кресле. При откидывании пассажира назад, что обеспечивается соответствующей конфигурацией сотового блока 5, увеличивается физиологическая переносимость перегрузок.

Похожие патенты RU2095289C1

название год авторы номер документа
КРЕСЛО ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ 2012
  • Брыкин Михаил Петрович
  • Шкарбан Иван Васильевич
RU2509284C1
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Нафиков Ильгиз Юрисович
RU2500582C2
БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ АВАРИЙНОГО ПРИЗЕМЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Очкин Игорь Васильевич
  • Кулик Сергей Васильевич
RU2443604C1
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2020
  • Калачев Алексей Александрович
RU2752434C1
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Тканко Юрий Федорович
RU2620443C2
Кресло члена экипажа летательного аппарата 1986
  • Костанбаев В.С.
  • Буточников И.В.
SU1336436A1
САМОЛЕТ 1996
  • Макаров И.А.
  • Молотков В.И.
  • Богдан Л.М.
RU2151716C1
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА С ЧАШКОЙ ПОД ПАРАШЮТ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Тканко Юрий Федорович
RU2583102C2
Энергопоглощающее вертолётное кресло К-1 2016
  • Нафиков Ильгиз Юрисович
RU2623859C1
СИСТЕМА ФИКСАЦИИ ЛЕТЧИКА В КАТАПУЛЬТНОМ КРЕСЛЕ 1986
  • Афанасенко Н.И.
  • Зубилов В.С.
  • Моисеев Г.М.
  • Соколовский И.А.
  • Котова С.П.
  • Тютина Л.М.
SU1345557A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 095 289 C1

Реферат патента 1997 года КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к аварийным модификациям сидений пассажиров или членов экипажа летательного аппарата. Сущность изобретения: кресло летательного аппарата содержит сиденье со спинкой, амортизирующее устройство в виде сотового блока, поглощающего энергию при изменении своего объема. На амортизирующем устройстве установлена жесткая плита, которая установлена с возможностью вертикального перемещения внутри кресла. Ремни безопасности закреплены на кресле с возможностью перемещения с жесткой плитой. Жесткость плиты и конфигурация блока обеспечивают смятие блока по заданной форме, что повышает безопасность пассажира или члена экипажа. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 095 289 C1

1. Кресло летательного аппарата, содержащее сиденье со спинкой, установленное на сиденье амортизирующее устройство, выполненное из материала, поглощающего энергию при изменении своего объема, в виде сотового блока и ремни безопасности с узлами крепления, при этом кресло жестко закреплено относительно фюзеляжа, отличающееся тем, что оно снабжено расположенной на амортизирующем устройстве жесткой плитой, установленной с возможностью вертикального перемещения внутри кресла, а ремни безопасности закреплены на кресле с возможностью совместного перемещения с жесткой плитой. 2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено вертикальной плитой, установленной посредством вертикальных направляющих на спинке кресла и шарнирно связанной с жесткой плитой. 3. Кресло по пп.1 и 2, отличающееся тем, что верхний узел крепления ремней безопасности выполнен в виде вертикальных направляющих, закрепленных на боковой части спинки, и установленной в них подвижной каретки, выполненной с рядом вертикально расположенных отверстий для запирания в одном из них скобы плечевого ремня в соответствии с ростом пассажира, а нижние узлы крепления ремней безопасности расположены на жесткой плите.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2095289C1

US, патент, 3468582, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 095 289 C1

Авторы

Шнуров З.Е.

Александрин Ю.С.

Шелехин Н.А.

Синельщиков Г.А.

Даты

1997-11-10Публикация

1996-01-10Подача