Изобретение относится к отопительной и холодильной технике и предназначено в основном для применения в теплонасосных установках для отопления помещений при использовании тепла окружающей среды и для охлаждения холодильных камер при подаче в них отработанного рабочего тела, в качестве которого принят атмосферный воздух.
Известна компрессорно-расширительная установка, применяемая для отопления помещений, которая содержит центробежный компрессор и центростремительную турбину. Эта установка для отопления помещений использует тепло окружающей среды, величина которого может превышать более чем в 3 раза затраты энергии для привода установки, которая является меньшей составляющей частью тепла, производимого установкой для отопления помещений (см. Хайнрих и др. Теплонасосные установки для отопления и горячего водоснабжения. М. Стройиздат, 1985, рис. 2.23).
Известная установка сложна в изготовлении и может применяться только для выработки большого количества тепла и забирает из окружающей среды очень много воздуха, что требует применения объемного нагревателя для передачи от нее тепла и использования трубопроводов большого диаметра для соединения ее с нагревателем (обогревателем) и с окружающей средой. А поэтому не находит спроса у населения для отопления частных домов, квартир и дач и создания холодильных камер.
Известна также роторная компрессорно-расширительная установка, содержащая корпус, ротор, эксцентриковый вал и торцевые крышки, примененная для двигателя внутреннего сгорания Ванкеля, в котором корпус выполнен овальным и закрыт торцевыми крышками и в нем размещается трехгранный ротор, сидящий свободно на эксцентриковом валу, проходящем через центр корпуса, а в вершинах ротора установлены радиальные уплотнительные пластины и с торцов ротор уплотнен торцевыми уплотнительными пластинами. А синхронизация вращения ротора и эксцентрикового вала в ней достигается с помощью двух шестерен внутреннего зацепления, из которых одна с внутренними зубьями закреплена жестко на роторе, а вторая с наружными зубьями на корпусе (см. Н.С. Ханин и др. Автомобильные роторно-поршневые двигатели. М. 1964, фиг.30). И такую установку можно применять для теплонасосной установки при выработке небольшого количества тепла при использовании в большей мере тепла окружающей среды.
Однако при тщательном рассмотрении такой установки выясняется, что в ней трудно обеспечить газораспределение, так как на внутренней поверхности корпуса нельзя выполнять для этого каналы, потому что через них будет перетекать рабочее тело между камерами вследствии линейного контакта радиальных уплотнительных пластин ротора с поверхностью корпуса, а радиальная поверхность ротора не может их перекрывать потому, что корпус имеет сложный профиль эпитрохоиды. А следовательно, такая установка трудна в изготовлении и не обеспечит надежности работы, но, кроме того, в ней будут возникать значительные механические потери вследствие большой окружной скорости движения радиальных уплотнительных пластин ротора по рабочей поверхности корпуса и неудовлетворительного наличия смазки между ними по причине их линейного контакта, а дополнительные механические потери создают и синхронизирующие шестерни.
Технической задачей изобретения является создание такой роторной компрессорно-расширительной установки, которая будет более проста по конструкции и будет иметь более надежное газораспределение, лучшее уплотнение, а синхронизация вращения ротора и эксцентрикового вала производится в ней без применения дополнительных деталей или сложных шестерен, чтобы достичь в результате этого высокой эффективности работы и повысить у населения спрос на ее применение в быту в сельских местах и на дачах, а также и в торговых палатках и киосках на улицах городов.
Технический результат достигается тем, что роторная компрессорно-расширительная установка, которая имеет цилиндрические корпус и ротор, располагающиеся соосно и в продольном направлении разделенные на две части: компрессорную и расширительную, а по диаметральным осям в этих частях ротора выполнено по одной сквозной цилиндрической расточке (минимальное количество) для компрессорного и расширительного цилиндров, в которых размещаются компрессорный и расширительный поршни, сидящие свободно на эксцентриках эксцентрикового вала, проходящего через корпус со смещением от его оси, и при этом для обеспечения лучшей синхронизации цилиндры в роторе размещаются перпендикулярно друг другу, а эксцентрики выполняются развернутыми в противоположные стороны и с величиной эксцентриситета, равной величине смещения эксцентрикового вала от оси корпуса, а в результате этого обеспечивается самосинхронизация движения всех подвижных деталей установки и вращение эксцентрикового вала осуществляется в два раза быстрее ротора.
На фиг. 1 изображена установка, поперечный разрез А-А; на фиг. 2 то же, продольный разрез.
Роторная компрессорно-расширительная установка имеет цилиндрический корпус 1, в котором размещается цилиндрический ротор, разделенный в продольном направлении на две части: компрессорную 2 и расширительную 3 условной линией 4, соответственно разделяющей и корпус 1 на такие же две части. С торцов корпус 1 закрыт торцевыми крышками 5 и 6, поставленными на уплотнительные прокладки 7 и прикрепленными к нему шпильками 8. А на торцевых крышках 5 и 6 выполнены центральные выступы 9, на которые через подшипники 10 и 11 краями торцов опирается ротор и через которые проходит эксцентриковый вал 12, опирающийся на подшипники 13 и 14, встроенные в центральные выступы 9. Эксцентриковый вал 12 имеет два эксцентрика 15 и 16, развернутых в противоположные стороны. Корпус и роторы располагаются соосно и имеют общую ось O-O, а ось эксцентрикового вала O0-O0 от оси корпуса на величину E и оси его эксцентриков O1-O1 и O2-O2 находится на таком же расстоянии от оси эксцентрикового вала, а это значит, что эксцентриситеты E1 и E2 эксцентриков 15 и 16 равны между собой и равны величине смещения эксцентрикового вала от оси корпуса. В компрессорной 2 и расширительной 3 частях ротора по его диаметральным осям выполнено по одной сквозной цилиндрической расточке (принято минимальное их количество), в которые устанавливаются соответственно компрессорный 17 и расширительный 18 цилиндры, располагающиеся перпендикулярно друг другу, и в них размещаются компрессорный 19 и расширительный 20 поршни, сидящие свободно на эксцентриках 15 и 16 на подшипниках 21 и 22, которые размещаются заподлицо с проточками 23 и 24, выполненными на боках поршней 19 и 20 двухстороннего действия, на головки которых устанавливаются уплотнительные силовые цилиндрические кольца 25, опирающиеся на подложенные под них гофрированные пружины 26. На торцах ротора и в его средней части выполнены отверстия 27 с учетом монтажа. И на одном конце эксцентрикового вала 12 имеются шлицы 28 для привода установки. На внутренней поверхности корпуса 1 выполнены впускной канал 29, соединенный с впускным окном 30 впускной горловины 31, и нагнетательный канал 32, сообщающийся с нагнетательным окном 33 нагнетательной горловины 34, приемный канал 35, сообщающийся с приемной горловиной 36, и выпускной канал 37, соединяющийся с выпускной горловиной 38. Вход воздуха из окружающей среды показан стрелкой 39, выходящий из установки нагретый и сжатый воздух показан стрелкой с треугольником 40 и возвращающийся в нее из нагревателя сжатый и охлажденный воздух показан стрелкой с треугольником и ноликом 41, а выходящий из нее отработанный переохлажденный воздух показан стрелкой с двумя ноликами 42. При этом ротор, выполненный заодно с компрессорной 2 и расширительной 3 частями, и установленные в последних соответствующие цилиндры 17 и 18 с размещенными в них компрессорным 19 и расширительным 20 поршнями двухстороннего действия и проходящий через все эти детали эксцентриковый вал 12 выполняют роль синхронизации взаимного их движения относительно друг друга, обеспечивая вращение эксцентрикового вала в два раза быстрее ротора, что достигается благодаря принятию величин эксцентриситетов эксцентриков эксцентрикового вала E1 и E2, равными величине E смещения эксцентрикового вала 12 относительно оси корпуса 1, а для обеспечения более плавной и надежной синхронизации компрессорный 17 и расширительный 18 цилиндры располагаются перпендикулярно друг другу и это требует разворота эксцентриков 15 и 16 на эксцентриковом валу 12 в противоположные стороны и поэтому компрессорный 19 и расширительный 20 поршни двухстороннего действия снабжены уплотнительными силовыми цилиндрическими кольцами 25, которые распираются гофрированными пружинами 26, предупреждающими соприкосновение радиальных поверхностей указанных поршней с поверхностями компрессорного 17 и расширительного 18 цилиндров.
Роторная компрессорно-расширительная установка работает следующим образом. На фиг. 1 показано вращение эксцентрикового вала 12 с угловой скоростью C1 и соответственно с этой угловой скоростью вращаются и его эксцентрики 15 и 16 и на фиг. 1 отражено, что через центр эксцентрика 15-O1 проходит линия действия его силы F1 через поршень 19 и силовые уплотнительные кольца последнего 25 на стенки компрессорного цилиндра 17, плечо действия которой O-O1 равно расстоянию между центром O-вращения ротора и центром O1-эксцентрика 15, что обеспечивает образование крутящего момента, действующего на компрессорный цилиндр 17 и вызывающего вращение ротора с угловой скоростью C, и с такой же скоростью будет вращаться компрессорный поршень 19 на эксцентрике 15, а другой эксцентрик 16 создает силу F2, действующую с плечом O-O2, равным расстоянию от оси ротора O до оси O2 центра этого эксцентрика, через расширительный поршень 20 и его силовые уплотнительные пластины 25, на стенки расширительного цилиндра 18 и вместе с ним способствует вращению ротора, так как на последний действует крутящий момент от силы F2. А чтобы показать величину соотношения скоростей C вращения ротора с его компрессорной 2 и расширительной 3 частями и с C1 вращения эксцентрикового вала 12, на фиг. 1 показано штрихпунктирными линиями предыдущее положение синхронизирующих деталей в компрессорной части установки, которые обозначены цифрами с одним штрихом, а в расширительной части аналогичные детали отражены в предыдущем положении штрихдвухпунктирными линиями и показаны цифрами с двумя штрихами, компрессорные цилиндр 171 и поршень 191 занимали вертикальное положение, центр эксцентрика 15 занимал на вертикальной оси установки положение O
Роторная компрессорно-расширительная установка имеет хорошие технико-экономические показатели. Так как на радиальной поверхности ротора и корпуса выполняются насечки лабиринтного уплотнения, то будет отсутствовать трение между ними и механические потери, установка работает в режиме невысоких температур рабочего тела, а следовательно уплотнение цилиндро-поршневых групп будет работать при благоприятной смазке и с незначительными механическими потерями. Синхронизация вращения ротора и эксцентрикового вала обеспечивается вследствие выполнения им совместно с цилиндро-поршневыми группами роли самосинхронизации движения, а это и выполнение корпуса и ротора с цилиндрическими поверхностями, и размещение в них круглых цилиндро-поршневых групп значительно упрощает конструкцию установки и не требует для ее изготовления сложного оборудования. Она имеет высокий коэффициент использования тепла окружающей среды, который практически можно получить больше 3 по сравнению с затратами энергии на ее привод. Она имеет высокую компактность и небольшую производительность тепла и найдет быстро большой спрос у населения для отопления частных домов, квартир и дач и для создания холодильных камер.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2040698C1 |
УРАВНОВЕШЕННЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2020 |
|
RU2741166C1 |
Роторный двигатель внутреннего сгорания "БЕСШАТУННЫЙ" | 2019 |
|
RU2730202C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ВИКТОР" | 1997 |
|
RU2133355C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ВИТЯЗЬ" | 1999 |
|
RU2158834C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2109149C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2037631C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2006614C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ЭВРИКА" | 2005 |
|
RU2311548C2 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2087729C1 |
Использование: в отопительной и холодильной технике. Сущность изобретения: установка имеет цилиндрический корпус и ротор, размещенные соосно, и при этом в продольном направлении они условно разделены на две части: компрессорную и расширительную, на внутренней поверхности корпуса имеются соответствующие каналы газораспределения, а в роторе - сквозные диаметральные расточки под компрессорный и расширительный цилиндры, которые располагаются под углом 90o друг к другу с возможностью синхронизации вместе с находящимися в них поршнями двухстороннего действия и эксцентриковым валом. Корпус закрыт торцевыми крышками, на центральные выступы которых краями торцов опирается ротор и через которые со смещением от оси ротора проходит эксцентриковый вал, выполненный с двумя эксцентриками, развернутыми в противоположные стороны, на которых сидят свободно компрессорный и расширительный поршни двухстороннего действия. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Ханин Н.С., Чистозвонов С.Б | |||
Автомобильные роторно-поршневые двигатели | |||
- М.: Машгиз, 1964, фиг | |||
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
Авторы
Даты
1997-11-10—Публикация
1995-06-06—Подача