СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС Российский патент 1997 года по МПК B63H5/125 B63H5/20 

Описание патента на изобретение RU2096256C1

Изобретение относится к области судостроения и, в частности, к движительно-рулевым комплексам судна.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является движительно-рулевой комплекс, пропульсивный блок которого размещен в цилиндрической шахте, выполненной в корпусе судна. В рабочем положении блок устанавливается в шахте таким образом, что винт находится ниже днища судна, при этом шахта сверху закрыта крышкой, через которую проходит блок. Для осмотра и ремонта блок поднимается из воды в шахту или извлекается из шахты полностью с помощью подъемного устройства (патент США N 3807347, кл В 63 H 5/12, 1974).

Техническая задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в улучшении навигационных качеств судов за счет расширения эксплутационных возможностей движительно-рулевого комплекса, основу которого составляет пропульсивный блок.

Поставленная задача достигается тем, что у известного судового движительно-рулевого комплекса (ДРК) пропульсивный блок образован из цилиндрической капсулы, размещенной в его верхней части, П-образной насадки винта, которая расположена в нижней части блока, и пластичных стоек, установленных в средней части блока и жестко связывающих между собой насадку и капсулу. Кроме того, в стенке цилиндрической трубы движительно-рулевого комплекса выполнена ниша, в которой установлены выдвижные в сторону проходного сечения трубы опоры для блока.

На фиг. 1 показано судно с ДРК в полном грузу, имеющее осадку по конструктивную ватерлинию (КВЛ); на фиг. 2 судно с ДРК порожнем; на фиг. 3 - судно порожнем удифферентованное на нос; на фиг. 4 движительно-рулевой комплекс (изолированный от судна); на фиг. 5 вид по А на фиг. 4 на участке, находящемся ниже трубы; на фиг. 6 разрез Б Б на фиг. 4; на фиг. 7 вид В на фиг. 4; на фиг. 8 разрез Г Г на фиг. 4; на фиг. 9 разрез Д-Д на фиг. 4; на фиг. 10 сечение Е-Е на фиг. 9.

Движительно-рулевой комплекс судна 1 включает две основные части: трубу 2 и поваротно-выдвижной пропульсивный блок 3 (фиг. 1, 2, 3). Пропульсивный блок 3 включает три образующие его части: жесткую цилиндрическую капсулу 4, П-образную насадку 5 винта 6 и пластичные стойки 7 (фиг. 4, 6), размещенные между капсулой 4 и насадкой 5 и жестко связывающие их между собой. Пластинчатые стойки 7 вместе с прилегающими к ним поверхностями капсулы 4 и насадки 5 образуют решетку (фиг. 5).

Привод винта 6 осуществляется посредством вала 8 с помощью, например, двигателя 90, размещенного в капсуле 4.

В стенке трубы 2 выполнена кольцеобразная ниша, в которой шарнирно закреплена L-образные опорные элементы 10 (фиг. 4, 9, 10) блока 3. Опорные элементы 10 снабжены роликами 11. Для создания опоры по периметру нижней стенки капсулы 4 (фиг. 2, 4) или по периметру верхней стенки насадки 5 (фиг. 1) опорные элементы 10 с помощью их привода (условно не показано) из ниши поворотом на 90o выводится в проходное сечение трубы 2 (фиг. 4, 9) и фиксируются в этом положении (фиксатор условно не показан).

Поджатие блока 3 к опорным элементам 10 (фиксирование положения блока 3 по высоте трубы 2) производится с помощью, например, прижимного устройства, основу которого составляет крестообразная балка 12, шарнирно закрепленная на колонне 13, жестко связанной с верхней стенкой капсулы 4 (фиг. 4, 8). На балке 12 установлены рычаги 14, привод которых осуществляется с помощью гидроцилиндров 15. Поджатие блока 3 к опорным элементам 10 производится поворотом рычагов 14 таким образом, чтобы свободным конец рычага 14 вошел в углубление в стенке трубы 2 (фиг. 4, 8). Прижимное усилие с крестообразной балки 12 передается на капсулу 4 через шариковый подшипник 16.

Поворот пропульсивного блока 3 вокруг оси трубы 2, которая также является осью капсулы 4, осуществляется с помощью зубчатой пары, включающей кольцеобразную зубчатую рейку 17 и шестерню 18. Шестерня 18 соединена с силовым агрегатом 19; последний жестко закреплен на балке 12.

Поворот блока 3 вокруг оси трубы 2 производится только после фиксации положения прижимного устройства относительно трубы 2 с помощью рычагов 14.

Перемещение пропульсивного блока 3 вдоль оси трубы 2 ( по высоте производится с помощью лебедки 20 и троса 21 (фиг. 1, 2, 3), конец которого закреплен на колонне 13.

ДРК может функционировать при двух положениях пропульсивного блока 3 по высоте: первое положение представлено на фиг. 1, второе на фиг. 2. В том и другом случае с помощью комплекса создается сила, обеспечивающая поступательное движение судна, и рулевая сила.

Рулевая сила возникает вследствие поворота отбрасываемого винтом потока в сторону того или иного борта, а также вследствие обтекания набегающим потоком насадки 5 и (при втором рабочем положении фиг. 2) пластинчатых стоек 7.

Использование в составе пропульсивного блока 3 П-образной, а не кольцеобразной насадки, более целесообразно с точки зрения создания рулевой силы, установки и съема винта плавающего судна (фиг. 3).

При эксплуатации судна с большой осадкой (например по КВл) и незначительном волнении пропульсивный блок 3 устанавливается в первом рабочем положении (фиг. 1). В этом случае погружение винта будет достаточным для его устойчивой и эффективной работы, т.е. без прососов воздуха и кавитации.

При эксплуатации судна в порожнем состоянии, в условиях интенсивного волнения и при движении в битом льду пропульсивный блок 3 устанавливается во втором рабочем положении (фиг. 2), во избежание оголения винта, появления прососов воздуха из атмосферы и уменьшения контактов винта со льдом.

Перестановка блока 3 из первого рабочего положения (фиг. 1) во второе (фиг. 2) производится в следующем порядке. Рычаги 14 прижимного устройства с помощью гидроцилиндра 15 выводятся из углублений в трубе 2 с помощью лебедки 20 блок 3 отводится вверх от опорных элементов 10, которые затем, с помощью механизма их поворота, "утапливаются" в нише трубы 2. Далее, с использованием лебедки 20 балок 3 опускается до необходимого уровня (фиг. 2) и под нижнюю стенку капсулы 4 подводятся и фиксируются опорные элементы 10; после этого ослабляется трос 21. В заключение блок 3 фиксируется по высоте трубы 2 с помощью прижимного устройства: концы рычагов 14 гидроцилиндром 15 вводятся в соответствующие углубления в стенке трубы 2. В таком состоянии движительно-рулевой комплекс готов к работе.

В процессе работы комплекса сообщается вращение винту 6 и выполняются, при необходимости, повороты блока 3 вокруг его оси с помощью рейки 17, шестерни 18 и силового агрегата 19.

Осмотр и ремонт заявленного движительно-рулевого комплекса может быть выполнен без подъема судна из воды. Для этого прижимное устройство и опорные элементы 10 выводятся из рабочего положения и с помощью лебедки 20 блок 3 поднимается в верхнее положение (фиг. 3). Для создания лучших условий по осмотру и съему (постановке) винта 6 порожнему судну приемом пласта сообщается дифферент на нос (ватерлиния Вл2, фиг. 3).

Предлагаемое техническое решение целесообразно, прежде всего, на одновинтовых судах.

Похожие патенты RU2096256C1

название год авторы номер документа
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 1998
  • Кеслер А.А.
RU2148523C1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2000
  • Кеслер А.А.
RU2172276C1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2000
  • Кеслер А.А.
RU2182099C1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2000
  • Кеслер А.А.
RU2175297C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ 2001
  • Кеслер А.А.
RU2203824C2
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ 2001
  • Кеслер А.А.
RU2196698C2
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2004
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2276039C1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2004
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2276040C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЪЕМА И КРЕПЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА КОРПУСЕ СУДНА 2005
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2317914C2
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ 2012
  • Кеслер Анатолий Александрович
RU2493040C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 096 256 C1

Реферат патента 1997 года СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС

Использование: судостроение, движительно-рулевые комплексы судов. Сущность изобретения: в движетельно-рулевом комплексе, содержащем цилиндрическую трубу, жестко связанную с корпусом судна, и установленный в трубе поворотно-выдвижной пропульсивный блок, последний выполнен виде цилиндрической капсулы в верхней части, винта в насадке и стоек между ними. Дополнительно в стенке цилиндрической трубы выполнена ниша, в которой установлены опоры для блока. 1. з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения RU 2 096 256 C1

1. Судовой движительно-рулевой комплекс, содержащий цилиндрическую трубу, жестко связанную с корпусом судна, и установленный в трубе поворотно-выдвижной пропульсивный блок, отличающийся тем, что блок образован из цилиндрической капсулы, размещенной в его верхней части, П-образной насадки винта, которая расположена в нижней части блока, и пластинчатых стоек, установленных в средней части блока по его высоте и жестко связывающих между собой капсулу и насадку. 2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что в стенке цилиндрической трубы выполнена ниша, в которой установлены выдвижные в сторону проходного сечения трубы опоры для блока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2096256C1

US, патент, 3807347, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 096 256 C1

Авторы

Кеслер Анатолий Александрович

Даты

1997-11-20Публикация

1995-10-09Подача