Предлагаемое изобретение относится к судостроению и касается конструирования устройств для съема и крепления объектов на внешней поверхности корпуса.
Известно "судовое спуско-подъемное устройство", которое является принадлежностью судна (см. патент RU №2063360, кл. В63В 27/04). Такое устройство, образованное в виде сложной системы рычагов, стрел, шарниров и гидроцилиндров, крепится на судне посредством опорно-поворотной платформы. Устройство имеет весьма сложную конструкцию, пониженную надежность и может быть использовано лишь в качестве судового крана. Оно не может быть применено для крепления и съема объектов, размещаемых на днище судна.
Наиболее близким по конструктивной схеме к заявленному техническому решению является "устройство для крепления объектов за бортом судна" (см. авт.свид. №1643319, кл. В63В 27/00). В соответствии с изобретением для удержания за бортом судна заглубленного объекта используется прямолинейная балка, а объект крепится на нижней ее оконечности. Относительно корпуса судна балка удерживается жестко с помощью двух опор, которые охватывают балку на части ее длины. С использованием талрепа балка с объектом может быть установлена под тем или иным углом к плоскости (стенке) борта судна.
Рассмотренное устройство не предназначено для съема и крепления объектов на корпусе судна.
Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в разработке конструкции устройства для съема и крепления объектов на корпусе судна.
Поставленная задача достигается тем, что устройство, содержащее балку, установленную на стенке, в частности на корпусе судна, согласно изобретению выполнено с L-образной балкой, которая закреплена на стенке шарнирно, с возможностью ее поворота вокруг вертикальной оси и перемещения вдоль этой оси. Кроме того, в оконечности горизонтального участка L-образной балки шарнирно с вертикальным расположением оси вращения закреплен захват для удержания объекта.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежом.
На фиг.1 дан вид на кормовую оконечность судна с закрепленным (навешенным) на транце корпуса устройством и вырывом в районе расположения движительно-рулевого комплекса*) (*)На фиг.1, а также на фиг.2 и 3 движительно-рулевой комплекс (ДРК) содержит пропульсивный блок, у которого нижняя часть находится вне корпуса судна, а верхняя - в корпусе.
Нижняя часть пропульсивного блока включает винт, гондолу и кронштейн, который удерживает гондолу (см. фиг.3 и 5). Кронштейн включает две пластины и трубу, в которой проходит гребной вал. Пластины и труба сверху жестко связаны с диском.
Нижнюю часть пропульсивного блока ДРК далее будем именовать - объект.
Верхняя часть пропульсивного блока представляет собой поворотную капсулу (фиг.1). К нижней стенке (основанию) капсулы с помощью деталей крепится диск упомянутого кронштейна.
Такое техническое решение известно (см. заявку №2004134802/11 (037857) от 29.11.2004 г. на изобретение "судовой ДРК").
На фиг.2 представлен разрез по А-А фиг.1.
На фиг.3 изображен вид сбоку кормовой оконечности корпуса с устройством, удерживающим объект, который был закреплен на корпусе со стороны левого борта.
На фиг.4 представлен разрез по Б-Б фиг.3 (винт условно не показан).
На фиг 5 дан разрез по В-В фиг.4 (винт и гондола условно не показаны).
Устройство для съема и крепления объектов на корпусе судна 1 включает L-образную балку 2, которая с помощью подшипников 3 закреплена на стенке 4, например, на кормовом транце корпуса судна 1**) (**)Для выполнения съема и крепления объектов на корпусе судна рассматриваемое устройство может быть закреплено (навешено) на стенке плавучего или сухого дока, на стенке причала, а также на специальной стенке (конструкции). В любом случае оно должно быть установлено в пределах досягаемости этим устройством снимаемого или закрепляемого объекта на корпусе судна).
Вертикальный участок балки 2 связан с гидроцилиндром 5, который служит для перемещения балки 2 вдоль ее вертикальной оси 0-0. На конце балки 2 жестко насажена шестерня 6, которая приводится во вращение с помощью зубчатого вала 7 и двигателя 8.
На конце горизонтального участка балки 2 шарнирно с вертикальным расположением оси вращения 0′-0′ закреплен захват 9 вилочного типа; он служит для удержания снимаемого или закрепляемого объекта (фиг.3, 4, 5). Поворот захвата 9 относительно балки 2 выполняется с помощью зубчатой пары 10 (фиг.5).
В рассматриваемом случае (примере) на пальцы 11 захвата 9 опирается диск 12, который жестко соединен с пластинами 13 и расположенной между ними трубой 14 (фиг.4, 5). В трубе 14 размещен вал 15 привода винта 16. Конец вала 15 выполнен со шлицами (фиг.5).
Объект крепится с помощью болтов 17, которые связывают диск 12 с нижней стенкой поворотной капсулы 18 (фиг.1).
На боковой поверхности пальцев 11 закреплены поворотные (с вертикальной осью вращения) пластины-фиксаторы 19. При повороте пластин-фиксаторов 19 в сторону просвета между пальцами 11 происходит сужение этого просвета и запирание, таким образом, трубы 14 между пальцами 11. (Механизм привода пластин-фиксаторов 19 условно не показан).
Предложенное устройство используется следующим образом.
Вначале балка 2, оснащенная шестерней 6 и захватом 9, крепится с помощью подшипников 3 на стенке 4 кормового транца судна 1 в нижнем положении по высоте. (Балка 2 в нижнем положении по высоте показана на фиг.3). Затем к балке 2 присоединяется гидроцилиндр 5, а шестерня 6 вводится в зацепление с зубчатым валом 7. В таком состоянии устройство готово к применению.
В случае съема объекта пальцы 11 захвата 9 вводятся между пластинами 13 под диск 12 (фиг.1, 2). Эта операция выполняется за счет поворота балки 2 вокруг оси 0-0, поворота захвата 9 вокруг оси 0′-0′ и поворота объекта вокруг оси 0′′-0′′.
Затем захват 9 прижимается к диску 12 за счет смещения балки 2 вверх с помощью гидроцилиндра 5 (фиг.1, 2). Кроме того, пластины-фиксаторы 19 устанавливаются в рабочем положении (фиг.4).
Сила вертикального давления захвата 9 на диск 12 доводится до значения силы веса снимаемого объекта. В этом случае болты 17 не будут испытывать нагрузки и их удаляют (вывинчивают). Отсоединение вала 15 происходит на участке его шлицевого сопряжения со смежным звеном (фиг.5).
После отсоединения объекта балка 2 с помощью гидроцилиндра 5 опускается, а затем с использованием зубчатого вала 7 и двигателя 8 поворачивается вокруг оси 0-0 (фиг.3). Объект осматривается и, при необходимости, транспортируется (краном или другим средством), например, для последующего ремонта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2004 |
|
RU2276039C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2004 |
|
RU2276040C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ | 2012 |
|
RU2493040C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ | 2001 |
|
RU2203824C2 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ | 2001 |
|
RU2196698C2 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2000 |
|
RU2175297C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 1995 |
|
RU2096256C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2000 |
|
RU2182099C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ НЕСАМОХОДНОГО СУДНА | 2020 |
|
RU2747326C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 1998 |
|
RU2148523C1 |
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования устройства для съема и крепления объектов на корпусе судна. Устройство содержит балку, закрепленную на стенке, в частности на корпусе судна. Балка выполнена L-образной, закреплена на стенке шарнирно, с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и перемещения вдоль этой оси. В оконечности горизонтального участка балки шарнирно с вертикальным расположением оси вращения закреплен вилочный захват для удержания объекта. Достигается удобство съема и крепление объектов на корпусе судна. 5 ил.
Устройство для съема и крепления объектов на корпусе судна, содержащее балку, закрепленную на стенке, в частности, на корпусе судна, отличающееся тем, что балка выполнена L-образной, закреплена на стенке шарнирно, с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и перемещения вдоль этой оси, при этом в оконечности горизонтального участка балки шарнирно с вертикальным расположением оси вращения закреплен вилочный захват для удержания объекта.
Устройство для крепления объектов за бортом судна | 1989 |
|
SU1643319A1 |
Подъемно-транспортные машины и механизация перегрузочных работ /Под общ | |||
ред | |||
А.Е.Суколенова | |||
- М.: Транспорт, 1972, с.59, фиг.32 (а) | |||
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2025447C1 |
РЕССОРНЫЙ ВИБРОИЗОЛЯТОР СУДОВОЙ КАЮТЫ | 2011 |
|
RU2459987C1 |
US 5307752 A, 03.05.1994. |
Авторы
Даты
2008-02-27—Публикация
2005-12-20—Подача