СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СИЛ НАЖАТИЙ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК НА КОЛЕСА ОТ ШТУРВАЛА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА Российский патент 1997 года по МПК B61H13/34 

Описание патента на изобретение RU2097240C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к способам определения и проверки действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона (ЖДВ) от действия стояночного тормоза (например, ручного).

Известен способ определения действительных сил нажатия тормозных колодок на колесо, включающий выбор передаточного числа тормозной рычажной передачи и расчет суммы действительных сил нажатия тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона. Недостаток данного способа заключается в том, что невозможно правильно выбрать действительную силу нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона по условию обеспеченности тормозами на уклоне пути.

Как показывает практика, бывает необходимо затормозить отцепленный ЖДВ или состав на площадке или на уклоне пути (подъеме или спуске) при отсутствии локомотива или неисправности пневматического оборудования тормозной системы (ТС) или какого-нибудь элемента, или тормозного прибора. В противном случае один ЖДВ (грузовой, пассажирский или рефрижераторный) или сцеп из нескольких вагонов может оказаться без тормозов, разогнаться (особенно на спуске, уклоне) и врезаться в другой железнодорожный состав или сцеп, вызвав повреждения как вагонов, локомотивов, так и людей пассажиров или работников транспорта, тем самым нарушив безопасность движения на магистрали. Приведя в действие стояночный или ручной стояночный тормоз (СТ), установленный на грузовом вагоне или на ЖДВ, этого можно избежать, затормозив каждый ЖДВ сцепа или поезда. Однако, для этого нужно правильно выбрать (определить и проверить) силу действительного нажатия каждой тормозной колодки (ТК) на колесо ЖДВ.

Целью изобретения является повышение тормозной эффективности ЖДВ, определение и проверка действительных сил нажатий ТК на колеса от действия стояночного тормоза ЖДВ, в том числе грузового или рефрижераторного.

Цель достигается тем, что сначала определяют для нового стояночного тормоза или берут (принимают) известное значение передаточного числа рычажной передачи стояночного тормоза (РПСТ) и передаточное отношение червячной передачи стояночного тормоза ЖДВ. Затем рассчитывают сумму действительных сил нажатий ТК на колеса от действия стояночного тормоза грузового вагона по формуле:

где P сила, приложенная к штурвалу стояночного тормоза, кгс;
Dшт диаметр штурвала стояночного тормоза, мм;
Kд действительная сила нажатия тормозной колодки на колесо железнодорожного вагона;
l среднее или истинное расстояние от точки крепления тяги до оси червячного сектора, мм;
nчп передаточное отношение или передаточное число червячной передачи;
nрпст передаточное отношение или передаточное число рычажной передачи стояночного тормоза до штока тормозного цилиндра;
N количество тормозных колодок у автотормоза железнодорожного вагона;
ηст коэффициент полезного действия стояночного тормоза, ηст = 0,5•ηрпв;
ηрпв коэффициент полезного действия рычажной передачи ЖДВ;
F1 усилие отпускной пружины тормозного цилиндра, кгс;
F2 усилие отпускной пружины авторегулятора тормозной рычажной передачи ЖДВ, приведенное к штоку поршня тормозного цилиндра, кгс;
nрпв передаточное число рычажной передачи ЖДВ.

Затем сравнивают полученную по формуле (1) сумму действительных сил нажатий ТК на колеса ЖДВ с допустимой величиной , которая может задаваться как норматив (число) или рассчитываться по формуле (2). Т.е. полученную величину суммы действительных сил нажатий стояночного тормоза на ТК и колеса ЖДВ проверяют на соответствие условию (2):

где сумма действительных сил нажатий всех ТК на колеса ЖДВ от действия стояночного тормоза ЖДВ; кгс или тс;
N количество тормозных колодок ЖДВ;
Φк действительный коэффициент трения тормозной колодки о колесо ЖДВ;
Qбр вес ЖДВ брутто, кг или т;
t уклон пути, выраженный в промилях,
Если равенство (2) для рассматриваемого стояночного тормоза (СТ) выполняется, то в этом случае рассматриваемый СТ ЖДВ способен затормозить вагон на площадке или на расчетном уклоне, который целесообразно принимать не менее 30 промиль, т. е. t≥30% В этом случае ЖДВ, например, грузовой или рефрижераторный вагон обеспечен тормозными средствами, если приведен в действие его стояночный тормоз.

Если равенство (2) выполняется или соответствует нормативному значению этой величины для рассматриваемого конкретного ЖДВ, то в этом случае устанавливают червячную передачу с передаточным отношением червячной передачи, при котором выполняется условие (2). Затем реализуют на одном или двух рычагах в зависимости от конструкции СТ передаточное число рычажной передачи (РП) стояночного тормоза nрпст, соответствующее полученной сумме сил , которая соответствует нормативу или равенству (2). Важно отметить, что реализация передаточного числа или отношения РП СТ до штока тормозного цилиндра достигается изменением или установкой длин плеч рычага 7 и/или изменением расстояния между валиками 5. После выполнения расчетов по формулам (1) и (2) конструкция СТ собирается и устанавливается на ЖДВ, например, грузовом так, чтобы реализуемая величина практически совпадала с расчетной. Установка СТ на ЖДВ происходит следующим образом. Сначала устанавливают ТЦ 8 и шарнирно соединяют его шток 9 посредством валиков 5 тормозной рычажной передачи (ТРП) ЖДВ с тягами 10, устанавливают регулятор или авторегулятор 11 ТРП с приводом 14, подключают две ТРП 12 тележки ЖДВ. Затем собирают СТ на вагоне: устанавливают червячный сектор 4 с шарнирами 5 (в качестве шарниров могут быть валики рычажной передачи) в кронштейне 6, который жестко соединяют с конструкцией ЖДВ, соединяют тягой 10 рычаг 7 и червячный сектор 4, устанавливают штурвал 1, его стержень 2 с червячным или зубчатым колесом или шестерней 3. Передаточное отношение червячной передачи nчп устанавливают постановкой валика 5 на червячном секторе 4 в месте, соответствующем рассчитанному передаточному отношению червячной передачи так, чтобы выполнялось условие (2) или чтобы полученная при этом величина суммы действительных сил нажатий соответствовала нормативу, при котором данный ЖДВ был полностью обеспечен тормозными средствами стояночного тормоза. Важно отметить, что величины передаточных отношений и чисел рычажной и червячной или зубчатой передач стояночного тормоза подбирают так, чтобы выполнялось равенство (2). Выполнение условия, выраженного формулой (2), является весьма важным для обеспечения ЖДВ тормозными средствами СТ и обеспечения безопасности движения на железных дорогах. Если сумма действительных сил нажатий ТК на колеса, полученная с применением формулы (1), не соответствует условию, выраженному формулой (2), то в этом случае необходимо выбрать передаточные числа или отношения рычажной и червячной передач так, чтобы в конечном счете равенство (2) было выполнено и ЖДВ был бы полностью обеспечен тормозными средствами СТ.

На чертеже изображен стояночный тормоз.

Стояночный тормоз работает следующим образом.

Поворачивают штурвал 1, который посредством стержня 2 и червяка 3 поворачивает червячный сектор 4. Последний поворачивается относительно шарнира или валика 5, установленного в кронштейне 6, приводит в действие тягу 10 и рычаг 7. В результате выходит шток 9 ТЦ 8 из-за срабатывания СТ, что приводит в действие элементы ТРП грузового вагона: регулятор 11 ТРП, тяги 10. Это вызывает перемещение элементов ТРП (10, 12 и других) каждой тележки ЖДВ (в данном случае грузового вагона), вызывая его торможение, при котором тормозные колодки 13 прижимаются к колесам грузового вагона.

При отпуске СТ штурвал 1 поворачивают в противоположную сторону и все вышеупомянутые элементы тормоза возвращаются в исходное положение отвода ТК 13 от колес вагона.

Похожие патенты RU2097240C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОВЕРКИ ТОРМОЗНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1996
RU2111140C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСЛА ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 1996
RU2110429C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОРМОЗНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1997
RU2114751C1
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ДВУХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1999
RU2173646C2
СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
  • Зубков Вениамин Фёдорович
  • Хохулин Алексей Михайлович
  • Цибизов Максим Николаевич
  • Киреева Елена Николаевна
  • Крылова Светлана Борисовна
RU2724004C1
СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Мещерин Юрий Васильевич
  • Зубков Вениамин Фёдорович
  • Хохулин Алексей Михайлович
  • Киреева Елена Николаевна
  • Казачкова Анна Евстигнеевна
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2492086C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСЛА ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЕДИНИЦЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1994
  • Аввакумов А.С.
RU2088452C1
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 1996
RU2114015C1
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 1996
  • Аввакумов А.С.
RU2106272C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ЕДИНИЦЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2012
  • Муртазин Владислав Николаевич
  • Муртазин Антон Владиславович
RU2514979C2

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СИЛ НАЖАТИЙ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК НА КОЛЕСА ОТ ШТУРВАЛА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА

Использование: изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к способу определения и проверки действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса от действия стояночного тормоза железнодорожного вагона. Сущность изобретения: способ заключается в том, что сначала выбирают передаточное число рычажной передачи и передаточное отношение червячной передачи стояночного тормоза, затем рассчитывают сумму действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона, затем проверяют полученную величину действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона по условию обеспеченности тормозами на уклоне пути. Если параметры стояночного тормоза выдерживают такую проверку, то в этом случае реализуют передаточные отношения рычажной и червячной передач на их элементах, собирают их в единый механизм стояночного тормоза и устанавливают (монтируют) его на железнодорожном вагоне. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 097 240 C1

Способ определения и проверки действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза железнодорожного вагона, заключающийся в том, что выбирают передаточное число рычажной передачи, затем рассчитывают сумму действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона, отличающийся тем, что выбирают передаточное отношение червячной передачи стояночного тормоза, затем рассчитывают сумму действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона, приводимых в действие от стояночного тормоза по формуле

где P сила, приложенная к штурвалу стояночного тормоза;
Dшт диаметр штурвала стояночного тормоза;
l среднее расстояние от точки крепления тяги до оси червячного сектора;
nч.п передаточное отношение червячной передачи;
nр.п.с.т передаточное число рычажной передачи стояночного тормоза до штока тормозного цилиндра;
ηс.т - КПД стояночного тормоза, ηс.т= 0,5•ηр.п.в;
сумма действительных сил нажатий всех тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона от действия стояночного тормоза железнодорожного вагона;
N количество тормозных колодок у автотормоза железнодорожного вагона;
nр.п.в передаточное число рычажной передачи железнодорожного вагона;
ηр.п.в - КПД рычажной передачи железнодорожного вагона;
F1 усилие отпускной пружины тормозного цилиндра;
F2 усилие отпускной пружины авторегулятора или регулятора тормозной рычажной передачи железнодорожного вагона, приведенное к штоку тормозного цилиндра,
затем подставляют полученную сумму действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона в формулу

где Φк - действительный коэффициент трения тормозной колодки о колесо железнодорожного вагона;
Qбр масса брутто железнодорожного вагона;
t уклон пути, t ≥ 30%o.,
и в случае выполнения этого равенства устанавливают червячную передачу стояночного тормоза с установкой валика передачи на червячном секторе в месте, соответствующем выбранному передаточному отношению червячной передачи, и кинематически соединяют детали передачи между собой и с рычагом тормозной рычажной передачи железнодорожного вагона в единый механизм стояночного тормоза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2097240C1

Крылов В.И
и др
Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава
Справочник - М.: Транспорт, 1989, с.326.

RU 2 097 240 C1

Даты

1997-11-27Публикация

1996-04-09Подача