Изобретение относится к области авиации, а именно к наземным средствам для аварийного торможения самолетов.
Известна установка для аварийного торможения самолетов, содержащая расположенный на поверхности взлетно-посадочной полосы улавливающий канат, соединенный с канатом тормозных механизмов, каждый из которых включает раму, барабан и канатоукладчик, командный канат, расположенный параллельно улавливающему канату и соединенный с ним равномерно распределенными по длине каната штангами для подъема улавливающего каната (US, патент N 2770431, кл. B 64 F 1/02, 1956.
Недостатком известного устройства является ненадежность выполнения операций захвата самолета командным канатом и подъема улавливающего каната на уровень его захвата опорами шасси при наезде на одну из штанг колеса переднего шасси.
Задача изобретения устранение указанных недостатков, а также обеспечение надежного узла крепления улавливающего каната и улучшение эксплуатационных характеристик механизма возврата канатов тормозных барабанов в исходное положение.
Поставленная задача решается тем, что в установке для аварийного торможения самолетов, содержащей расположенный на поверхности взлетно-посадочной полосы улавливающий канат, соединенный с канатом тормозных механизмов, каждый из которых включает раму, барабан и канатоукладчик, командный канат, расположенный параллельно улавливающему канату и соединенный с ним равномерно распределенными по длине каната штангами для подъема улавливающего каната, согласно изобретению каждая из штанг выполнена в виде двух стоек, одни концы которых жестко соединены между собой и шарнирно установлены в кронштейне, неподвижно закрепленном на поверхности взлетно-посадочной полосы, а другие обращены в сторону набегающего самолета, снабжены узлами фиксации канатов и соединены упругим дугообразным элементом, причем стойка с узлом фиксации улавливающего каната выполнена изогнутой в сторону другой стойки, узел фиксации улавливающего каната содержит запорный элемент в виде закрепленного на свободном конце изогнутой стойки подпружиненного штыря, а узел фиксации командного каната выполнен в виде вилки с фасонным приливом, при этом узел фиксации улавливающего каната выполнен в виде скобы, один конец которой шарнирно закреплен на изогнутой стойке и зафиксирован от проворота срезным пальцем, также размещенным в указанной стойке, причем другой конец скобы взаимодействует со свободным концом подпружиненного штыря, а канатоукладчик выполнен в виде взаимодействующих с канатом тормозного механизма двух коническо-цилиндрических роликов, установленных на оси, размещенной на другой оси, установленной в рычаге, шарнирно закрепленном в кронштейне рамы тормозного механизма и взаимодействующих с пневмокамерой.
На фиг. 1 дан общий вид установки, вид сбоку; на фиг. 2 штанга в исходном положении, вид сбоку; на фиг. 3 узел 1 на фиг. 2;
на фиг. 4 разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 вид по стрелке B; на фиг. 6 вид по стрелке Г; на фиг. 7 тормозной механизм с канатоукладчиком в рабочем положении; на фиг. 8 разрез Б-Б на фиг. 7; на фиг. 9 узел 11 на фиг. 8.
Установка для аварийного торможения самолетов состоит из приемного устройства, содержащего равномерно размещенные поперек взлетно-посадочной полосы (ВПП) штанги 1 треугольной формы, командный канат 2 со свободными не закрепленными концами, улавливающий канат 3, тормозные механизмы 4, отклоняющие блоки 5, а также системы управления ими.
Каждая штанга 1 включает в исходном положении наклонную стойку 6 и горизонтальную стойку 7. Одни концы стоек 6 и 7 жестко соединены между собой и шарнирно установлены в кронштейне 8, неподвижно закрепленном на ВПП. Другие концы стоек 6 и 7 соединены дугообразным элементом 9.
Наклонная стойка 6 выполнена из прямолинейного жесткого элемента, например, из стальной трубы. Горизонтальная стойка 7 выполнена также из стальной трубы, но изогнута в сторону стойки 6. Дугообразный элемент 9 выполнен из упругого материала в виде рамки 10, одна из поперечных сторон которой 11 зафиксирована на фасонном приливе 12, имеющемся на вилке 13, а другая поперечная сторона 14 шарнирно закреплена на стойке 7. Вилка 13 предназначена для поддержания командного каната 2 на позиции захвата передней опоры шасси и установлена таким образом, что рабочая поверхность ее впадины, обращенная в сторону набегающего самолета, расположена под углом к горизонтали. На конце горизонтальной стойки 7 находится узел для фиксации улавливающего каната 3 в его исходной позиции. Этот узел выполнен в виде скобы 15 с возможностью ее поворота вокруг оси 16, размещенной в щеке стойки 7 и зафиксированной от проворота срезным пальцем 17, также размещенный в щеке стойки 7. Скоба одним концом примыкает к подпружиненному штырю 18, свободно пропущенному через отверстие направляющей 19. Штырь 18 шарнирно связан с одним концом плоского пружинного элемента 20, другой конец которого шарнирно закреплен на кронштейне 8 около шарнирного закрепления вершины стойки 7 на ВПП. Величина прогиба стойки 7 выбрана в соответствии с требуемой величиной перемещения штыря 18 для обеспечения возможности освобождения каната 3 при наезде на штангу 1 основных опор шасси. В исходном положении улавливающий канат 3 с помощью муфт 21 связан канатами 22 тормозных механизмов 4, включающих барабан 23. Многослойная навивка каната 22 осуществляется канатоукладчиком, который содержит два коническо-цилиндрических ролика 24, установленных на оси 25. Последняя в свою очередь размещена на оси 26 рычага 27, посредством которой он самоустанавливает и поддерживает ось 25. Другой конец рычага 27 шарнирно закреплен в кронштейне 28, установленном на раме 29. Рычаг 27 связан с пневмокамерой 30. Конусность роликов 24 зависит от расстояния между ними и количества слоев наматываемого на барабан 23 каната 22.
Работает установка следующим образом.
При аварийном выкатывании самолета за пределы ВПП передняя опора шасси входит в контакт с расположенным на позиции захвата командным канатом 2. Последний, увлекаемый самолетом, поворачивает штанги 1 против часов стрелки и вывешивает улавливающий канат 3 над ВПП.
По мере движения самолета основные опоры шасси зацепляются за вывешенный улавливающий канат 3 и вытягивают его за собой. Улавливающий канат 3, пытаясь освободиться из гнезда, образованного скобой 15 и подпружиненным штырем 18, срезает пальцы 17 и поворачивает скобы 15 вокруг осей 26. Таким образом улавливающий канат 3 отделяется от штанг 1, не деформируя их конструкцию.
При дальнейшем движении самолет вместе с улавливающим канатом 3 вытягивает и всю канатную систему, приводя во вращение барабаны 23. С этого момента система управления аварийной тормозной установки включает тормозные механизмы 4, что приводит к остановке самолета.
После освобождения основных опор шасси самолета от улавливающего каната аварийную систему приводят в исходное состояние. Для этого включают пневмокамеры 30, которые воздействуют на рычаг 27, а через него на ось 25 и конически-цилиндрические ролики 24, которые прижимают канат 22 к барабану 23. Раздельные конически-цилиндрические ролики обеспечивают намотку каната на барабан 23 независимо от изменения диаметров намотки предыдущего и последующего слоев каната 22.
В случае наезда колеса передней опоры шасси на одну из штанг 1 дугообразный элемент 9 под действием массы самолета и за счет упругости материала выпрямляется, ега поперечная сторона 11 соскакивает с фасонного прилива 12 вилки 13, после чего дугообразный элемент 9, поворачиваясь вокруг шарнирного крепления поперечной стороны 14, попадает на поверхность ВПП. При дальнейшем движении колеса передней опоры шасси последняя ударяет в стойку 6 штанги 1 и опрокидывает ее на ВПП. В момент удара командный канат 2 выходит из контакта с вилкой 13 и улавливает переднюю опору шасси. Далее процесс осуществляется как и описано выше, причем горизонтальная стойка 7 после съезда с нее колеса передней опоры шасси поворачивается против часовой стрелки улавливающим канатом 3, поднимаемым соседними штангами 1.
В случае наезда колеса основной опоры шасси на одну из штанг 1 плоский пружинный элемент 20 под действием веса самолета прогнется на величину прогиба стойки 7. При этом штырь 18, перемещаясь в отверстие направляющей 19, освобождает улавливающий канат 3 из гнезда, образованного скобой 15, после чего происходит улавливание основной опоры шасси улавливающим канатом 3, под воздействием которого происходят срез пальца 17 и поворот скобы 15 вокруг оси 16.
Далее процесс торможения происходит также, как и при отсутствии наезда колеса основной пары шасси на одну из штанг 1. При этом стойки 6 и 7, на которые произведен наезд, складываются, а дугообразный элемент 9 выгибается наружу и сминается колесом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АЭРОДРОМНАЯ ТОРМОЗНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ | 1999 |
|
RU2174091C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ | 1990 |
|
SU1807660A1 |
СИЛОВОЙ ЗАМОК ШАССИ САМОЛЕТА | 1993 |
|
RU2068799C1 |
УБИРАЮЩЕЕСЯ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1995 |
|
RU2088478C1 |
АЭРОДРОМНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ | 2014 |
|
RU2558756C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ВЗЛЕТА ИЛИ ПОСАДКИ САМОЛЕТА | 2001 |
|
RU2192368C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ ШАССИ САМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2070140C1 |
АЭРОДРОМНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ | 2013 |
|
RU2544070C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ САМОЛЕТА | 1998 |
|
RU2171212C2 |
Сущность изобретения: установка содержит расположенный на поверхности взлетно-посадочной полосы улавливающий канат, соединенный с канатом тормозных механизмов, и командный канат, расположенный параллельно улавливающему канату и соединенный с ним штангами для подъема улавливающего каната, Каждая из штанг выполнена в виде двух стоек, одни концы которых жестко соединены между собой и шарнирно установлены в кронштейне, неподвижно закрепленном на поверхности взлетно-посадочной полосы, а другие обращены в сторону набегающего самолета, снабжены узлами фиксации канатов и соединены упругим дугообразным элементов, причем стойка с узлом фиксации улавливающего каната выполнена изогнутой в сторону другой стойки. Узел фиксации улавливающего каната выполнен в виде скобы, один конец которой шарнирно закреплен на изогнутой стойке и зафиксирован от проворота срезным пальцем, а другой взаимодействует со свободным концом подпружиненного штыря, узел фиксации командного каната выполнен в виде вилки с фасонным приливом, а канатоукладчик - в виде взаимодействующих с канатом тормозного механизма двух коническо-цилиндрических роликов, установленных на оси, размещенной на другой оси, установленной в рычаге, шарнирно закрепленном в кронштейне рамы тормозного механизма и взаимодействующим с пневмокамерой. 9 ил.
Установка для аварийного торможения самолетов, содержащая расположенный на поверхности взлетно-посадочной полосы улавливающий канат, соединенный с канатом тормозных механизмов, каждый из которых включает раму, барабан и канатоукладчик, командный канат, расположенный параллельно улавливающему канату и соединенный с ним равномерно распределенными по длине каната штангами для подъема улавливающего каната, отличающаяся тем, что каждая из штанг выполнена в виде двух стоек, одни концы которых жестко соединены между собой и шарнирно установлены в кронштейне, неподвижно закрепленном на поверхности взлетно-посадочной полосы, а другие обращены в сторону набегающего самолета, снабжены узлами фиксации канатов и соединены упругим дугообразным элементом, причем стойка с узлом фиксации улавливающего каната выполнена изогнутой в сторону другой стойки, узел фиксации улавливающего каната содержит запорный элемент в виде закрепленного на свободном конце изогнутой стойки подпружиненного штыря, а узел фиксации командного каната выполнен в виде вилки с фасонным приливом, при этом узел фиксации улавливающего каната выполнен в виде скобы, один конец которой шарнирно закреплен на изогнутой стойке и зафиксирован от проворота срезным пальцем, также размещенным в указанной стойке, причем другой конец скобы взаимодействует со свободным концом подпружиненного штыря, а канатоукладчик в виде взаимодействующих с канатом тормозного механизма двух коническо-цилиндрических роликов, установленных на оси, размещенной на другой оси, установленной в рычаге, шарнирно закрепленном в кронштейне рамы тормозного механизма и взаимодействующем с пневмокамерой.
US, патент N 2770431, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1995-11-16—Подача