Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи движения между деталями как вращательного, так и поступательного движения, в том числе при наличии воздействия агрессивных сред или при необходимости обеспечения герметичности гибкого вала.
Известен гибкий вал (Добровольский В.А. Детали машин. М. Киев: Машгиз, 1962, с. 438, 439, фиг. 230), состоящий из ряда последовательно навитых друг на друга слоев стальной углеродистой или бронзовой проволоки, с плотно прилегающими друг к другу витками и слоями. Смежные слои имеют противоположные направления навивки. Концы вала снабжены наконечниками, а в случае силового привода гибкий вал снабжается броней, которая является своеобразным гибким подшипником.
Недостатками известного устройства являются:
1. Сложность конструкции и сборки из-за наличия пяти слоев проволок, навитых друг на друга, причем должно быть обеспечено плотное сжатие всех слоев друг к другу и фиксации (сжатие или сварка) всех слоев на концах гибкого вала. Все пять слоев выполняются из пружинной стали или бронзовой проволоки.
2. Трудоемким является процесс навивки всех пяти слоев с учетом плотной навивки и недопущения зазоров между слоями. Трудоемкими является процесс термообработки с учетом большого количества слоев. С учетом изложенного - увеличенная стоимость.
3. Недостаточная надежность из-за ускоренной коррозии при работе вала при воздействии агрессивных сред или климатических условий (морской климат),
4. Недостаточные функциональные и эксплуатационные возможности из-за:
отсутствия герметичного продольного отверстия в центре вала ввиду чего его нельзя одновременно использовать внутреннее отверстие для прокладки проводов или осевой тяги;
невозможности использования в пищевой промышленности в случае прямого контактирования в пищевыми продуктами из-за возможной коррозии;
невозможности загерметизировать хотя бы часть вала в случае необходимости обеспечить герметичный ввод в отдельную полость;
недостаточная коррозионная стойкость ограничивает эксплуатацию устройства.
5. Увеличенная металлоемкость и масса устройства. По сути сплошное сечение прототипа выполнено из металлической проволоки. Это резко снижает гибкость. Чтобы сократить увеличенную гибкость, слои наматывают из более таких проволок. Это увеличивает количество слоев и трудоемкость.
6. Увеличенный расход цветного металла, в частности бронзы, что также влияет на увеличение стоимости.
Целью настоящего изобретения является:
1. Упрощение конструкции и сборки.
2. Снижение трудоемкости и стоимости.
3. Повышение надежности.
4. Расширение функциональных и эксплуатационных возможностей.
5. Снижение металлоемкости и массы устройства.
6. Снижение расхода цветных металлов.
Поставленная цель достигается тем, что вал выполнен в виде трубы или стержня из пластичного или упругого изоляционного материала, цилиндрические пружины, неподвижно соединенные с наконечниками и расположенные в отверстии и (или) снаружи и (или) в продольном кольцевом зазоре стенки трубы вместе с гибкими продольными стержнями из пружинной стали, установленными по окружности в продольных пазах или отверстиях трубы, снаружи или изнутри пружины, и соединенные с двух сторон с наконечниками, образуют вместе каркас устройства, каждый элемент которого соприкасается со стенками трубы, причем труба может быть выполнена составной, стержни имеют возможность продольного перемещения, а торцы каждого стержня с одной из втулок соединены неподвижно, а относительно другой имеют возможность продольного перемещения.
Наконечники могут быть выполнены в виде втулки с резьбовым или фланцевым концом, вокруг центрального отверстия по окружности выполнены пазы или отверстия для стержней, причем неподвижное соединение стержня со втулкой обеспечивается резьбой, сваркой или обжатием, а подвижный конец имеет утолщение, расположенное в отверстии втулки и имеющее возможность продольного смещения в отверстии в обе стороны.
По крайней мере, часть стержней выполнена из мягкой пластичной стали в виде элемента, стабилизирующего изогнутое положение гибкого вала.
Таким образом, наличие совокупности признаков, обеспечивающих заявляемое решение от прототипа и от других известных технических решений, позволяет сделать вывод о соответствии его критерию "новизна".
Достижение целей, а именно снижение трудоемкости и стоимости, повышение надежности, расширение функциональных и эксплуатационных возможностей обеспечивается только указанной совокупностью признаков отличающейся части формулы.
Действительно, снижение трудоемкости и стоимости достигается совокупностью всех признаков, указанных в отличительной части формулы за счет уменьшения количества слоев пружин и путем устранения сложного оборудования по навивке с натягом виток к витку при обязательной жесткой фиксации и сжатия торцов, введения продольных стержней, объединенных с пружиной (нами) в каркас и взаимодействующими друг с другом через гибкий шланг.
Однако, благодаря этой же совокупности признаков повышается надежность, так как металл защищен от коррозии, отсутствует проблематичная навивка слоев пружин друг на друга и опасность недостаточного сжатия слоев.
Эта же совокупность определяется расширение возможностей
за счет герметичного отверстия внутри вала, а также отверстие позволяет создать целую серию гибких валов с дополнительными свойствами;
выполнение части стержней из пластичной стали служит той же цели.
На фиг. 1 показан гибкий вал, продольный разрез; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 гибкий вал с расположением во внутреннем отверстии вала; на фиг. 4 гибкий вал с наружным расположением пружины; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6 гибкий вал с каркасом из одной пружины.
Жесткость гибкого вала определяется металлическим каркасом, состоящим из двух втулок (наконечников) 1 и 2, соединенных друг с другом пружиной 3 неподвижным соединением за счет фиксации двух конечных витков в пазах 4, выполненных на втулках 1 и 2 и гибких продольных стержней 5 из пружинной стали, установленных по окружности в продольных отверстиях 6 труб 7 и 8 из эластичного материала, например резины. Стержни 5 одним концом с одной из втулок соединены неподвижным соединением 9 (обжатием, сваркой и т.п.), а другим концом с другой втулкой подвижным соединением. Для обеспечения подвижного соединения конец стержня имеет утолщение 10, расположенное в увеличенном отверстии 11 втулки. Расплющенный конец втулки в отверстии 11 с зазором "В" относительно стенки втулки и с зазором "С" относительно наружного конца отверстия 11.
Зазор "B" определяется возможным максимальным ходом подвижного утолщенного конца 10 стержня с учетом наибольшего изгиба гибкого стержня в любую сторону.
B максимальный ход (1-2) мм
C максимальный ход (2-4) мм
Каждый элемент каркаса (пружина 3 и стержни 5) соприкасается с поверхностью одной из труб 7 и 8, которые в свою очередь прочно и герметично соединены со втулками 1 и 2.
Стержни 5 имеют возможность продольного перемещения в отверстиях или пазах трубы.
Втулка 1 выполнена с фланцевым соединением, а втулка 2 для присоединения выполнена с резьбой.
Внутреннее продольное отверстие 13 может быть использовано для передачи механического усилия на рабочий орган, если в отверстии расположить трос, а также для проводов, подачи смазки, рабочей жидкости и для других целей.
На фиг. 3 пружина 3 установлена по внутреннем отверстии 13 и поджата гайкой 14. Труба из упругого материала для облегчения сборки выполнена составной: внутренняя труба 15, выполненная без пазов, и наружная 16 с пазами 6 на внутренней поверхности входят одна в другую. Пазы могут быть выполнены и на внутренней трубе.
Остальное соответствует исполнению по фиг. 1.
На фиг. 4 устройство гибкого вала имеет наружную навивку пружины. Конечные витки закреплены в пазах, по винтовой линии втулок 1 и 2, причем шаг нарезки винтовой канавки 6 увеличен относительно шага навивки пружины.
Герметичность соединения устройства на втулке 1 обеспечивается фланцевым соединением и упругой прокладкой 17, а на втулке 2 трубкой конической резьбой 12. Для удобства эксплуатации пружина 3 снаружи защищена эластичной пленкой 18. Труба 19 из эластичного материала выполнена единым элементом.
На фиг. 6 каркас гибкого вала выполнен из пружины, жестко соединенной со втулками 1 и 2, причем пружина 3 установлена в пазу 20, выполненном по спирали, в составной трубе, состоящей из внутренней 15 и наружной 16 частей.
Паз 20 выполнен в одной из составных частей 15 или 16 трубы.
Во всех случаях при необходимости вместо трубы может быть использован стержень из упругого материала.
Работа гибкого вала обеспечивается за счет сочетания жесткости и возможности изгиба каркаса, состоящего из втулок 1 и 2, пружины 3 и стержней 6, плотно взаимодействующих с трубой или стержнем из упругого материала.
Герметичное отверстие внутри вала обеспечивает подачу охлаждающей, моющей, смазочной или другой рабочей жидкости. На основе отверстия можно делать на конце вращающегося вала осевую гидро- или пневмоподачу рабочего органа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гибкий элемент трубопровода с фиксацией положения | 1989 |
|
SU1707402A1 |
Гибкий элемент трубопровода с фиксацией положения | 1989 |
|
SU1765598A1 |
ПОЖАРОСТОЙКИЙ ВВОД | 1990 |
|
RU2007806C1 |
ГИБКИЙ ВАЛ | 2014 |
|
RU2546395C1 |
ПОЖАРОСТОЙКАЯ ПРОХОДКА ДЛЯ КАБЕЛЕЙ И ТРУБОПРОВОДОВ | 1991 |
|
RU2007807C1 |
Патрон для ламп с резьбовым цоколем | 1990 |
|
SU1721677A1 |
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ПОДВЕСКА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ РАБОТЫ ПОД ЛЮБЫМ УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ | 1989 |
|
RU2006714C1 |
Соединительный узел | 1989 |
|
SU1756998A1 |
Герметичный ввод | 1991 |
|
SU1835089A3 |
Патрон для ламп с резьбовым цоколем | 1988 |
|
SU1714732A1 |
Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: вал выполнен в виде стержня или трубы из гибкого материала, с которой соединен и взаимодействует упругий каркас, состоящий из цилиндрической пружины, неподвижно соединенной по торцам с двумя втулками и расположенными в отверстии вала гибкими продольными стержнями, соединенными со втулками. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
ГИБКИЙ ВАЛ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРИ СОПРЯЖЕНИИ НЕСООСНЫХ ВАЛОВ | 0 |
|
SU190146A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1991-08-16—Подача