Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения расхода топлива при стендовых испытаниях двигателей внутреннего сгорания.
Известно устройство градуировки жидкостных расходомеров по способу [1] градуировки жидкостных расходомеров с аналоговым электрическим выходным сигналом, содержащее мерный резервуар с жидкостью и размещенным в нем погружаемым элементом силоизмерителя, аналогоцифровой преобразователь и регистратор.
Недостатком этого устройства является зависимость погрешности измерения расхода от нелинейности характеристики и измерения параметров внешней среды (например, температуры) из-за использования струнного датчика. Кроме того, погрешность измерения в известном расходомере зависит и от его чувствительности, которая определяется соотношением плеч рычажного силоизмерителя. Для увеличения чувствительности плечо рычага, связанное с погружаемым элементом, должно увеличиваться по отношению к плечу рычага, связанного со струнным датчиком. Это в свою очередь приводит к увеличению вертикальных перемещений погружаемого элемента в процессе измерения и при изменении плотности жидкости приводит к увеличению дополнительной погрешности измерения.
Наиболее близким к изобретению по совокупности признаков является устройство для автоматического измерения расхода топлива [2] содержащее электромагнитный клапан на трубопроводе пополнения расходной емкости топливом, весоизмерительное устройство, состоящее из весов с датчиком, электронную вычислительную машину, соединенную с индикатором и блоком управления, соединенным с входом управления электромагнитным клапаном и состоящим из первого и второго триггеров, элемента задержки и первого и второго элементов И.
Недостатком известного устройства является пониженная точность измерений, обусловленная необходимостью взвешивания израсходованной дозы топлива вместе с расходной емкостью, поплавком, трубопроводами и клапаном, масса которых может быть существенно больше массы измеряемой дозы топлива. Наличие связанных с расходной емкостью пополняющего, расходного и перепускаемого (для дизельных двигателей) трубопроводов, жесткость и масса которых не является постоянной и может изменяться даже в процессе измерений, также приводит к дополнительной погрешности. Кроме того, известное устройство не обеспечивает необходимой точности измерений в широком диапазоне расходов из-за отсутствия возможности автоматического выбора пределов измерения, так как нужный предел измерения задается в известном устройстве оператором вручную с помощью блока ручного ввода.
Целью изобретения является повышение точности измерений в широком диапазоне расходов топлива за счет конструктивных изменений и автоматизации выбора пределов измерений.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для автоматического измерения расхода топлива, содержащее электромагнитный клапан на трубопроводе пополнения расходной емкости топливом, весоизмерительное устройство, электронную вычислительную машину, соединенную первым выходом с индикатором, а вторым с входом блока управления, первый выход которого соединен с входом управления электромагнитного клапана, введены аналогоцифровой преобразователь с регулируемой чувствительностью, управляемый источник опорного напряжения, вход которого подключен к второму выходу блока управления, а выход -к управляющему входу аналогоцифрового преобразователя, информационный вход аналогоцифрового преобразователя подключен к выходу весоизмерительного устройства, вход которого механически связан с погружаемым элементом, размещенным внутри расходной емкости, а выход аналогоцифрового преобразователя соединен с входом электронной вычислительной машины.
При этом весоизмерительное устройство выполнено в виде электрического моста из тензосопротивлений, наклеенных на стальную балку равного сопротивления с одним защемленным концом, к свободному концу которой подвешен погружаемый элемент, выход тензомоста соединен с входом нормирующего усилителя, выход которого является выходом весоизмерительного устройства.
На чертеже приведена структурная схема предлагаемого устройства.
Устройство для автоматического измерения расхода топлива содержит расходную емкость 1 с топливом, в нижней части которой расположен демпфирующий диск 2 с мелкими отверстиями, трубопровод расходной магистрали 3, подключенный к двигателю через демпфирующее устройство 4, сглаживающее пульсации топлива от насоса двигателя (на чертеже не показан), трубопровод перепускной магистрали 5, обеспечивающий возврат излишков топлива в расходную емкость 1 через расширительный бак 6, обеспечивающий удаление пузырьков воздуха из возвращаемого топлива, и трубопровод 7 пополнения расходной емкости 1, подключенный через электромагнитный клапан 8 к топливному баку (на чертеже не показан). Внутри расходной емкости 1 расположен погружаемый элемент 9, который механически связан с весоизмерительным устройством 10, выход которого соединен с информационным входом аналогоцифрового преобразователя 11 с регулируемой чувствительностью. Выход аналогоцифрового преобразователя 11 соединен с входом электронной вычислительной машины 12, связанной с индикатором 13 и блоком управления 14, первый выход которого соединен с управляющим входом электромагнитного клапана 8, а второй подключен к входу управляемого источника опорного напряжения 15, выполненного, например, в виде цифро-аналогового преобразователя, выход которого соединен с управляющим входом аналогоцифрового преобразователя 11.
Весоизмерительное устройство 10 выполнено в виде электрического моста 16 из тензосопротивлений, наклеенных на стальную балку равного сопротивления с одним защемленным концом, к свободному концу которой подвешен погружаемый элемент 9. Выход тензомоста 16 соединен с входом нормирующего усилителя 17, выход которого, являясь выходом весоизмерительного устройства 10, соединен с информационным выходом аналогоцифрового преобразователя 11.
Устройство для автоматического измерения расхода топлива работает следующим образом.
По команде с электронной вычислительной машины (ЭВМ) 12 через блок управления 14 открывается электромагнитный клапан 8 и в расходную емкость 1 начинает поступать топливо по трубопроводу 7 из топливного бака. По мере заполнения расходной емкости 1 топливом на погружаемый элемент 9, выполненный в виде полого цилиндра, будет действовать выталкивающая сила F, пропорциональная массе М вытесненного элементом 9 топлива, т.е.
где ρ - плотность топлива;
h глубина погружения элемента 9 в топливо;
d диаметр погружаемого элемента 9.
Соотношение массы и диаметра d погружаемого элемента 9 подобрано таким образом, что при полностью заполненной емкости 1 масса топлива, вытесненная элементом 9, была бы немного меньше массы элемента 9 для того, чтобы обеспечить небольшое механическое натяжение элементов конструкции, связывающих элемент 9 с тензоизмерительной балкой 16, которое компенсируется начальной балансировкой весоизмерительного устройства 10.
Таким образом, при отсутствии топлива в емкости 1 на тензомост 16 действует максимальное усилие, равное весу элемента 9, а при полностью заполненной емкости 1 воздействие усилия на тензомост 16 минимальное.
В соответствии с изменением выталкивающей силы F изменяется выходное напряжение Uвых(F) весоизмерительного устройства 10 и код аналогоцифрового преобразователя (АЦП) 11, равный
где P разрядность АЦП;
Uопi значение опорного напряжения на управляющем входе АЦП 11, соответствующее i-му диапазону измерения.
Для сохранения высокой точности измерения расхода топлива в широком диапазоне необходимо, чтобы каждому поддиапазону расхода от 0 до Qмакс соответствовало одинаковое изменение кода АЦП 11 в пределах от 0 до Aмакс. В этом случае процесс измерений расхода топлива в любом поддиапазоне можно осуществлять путем измерения времени изменения кода АЦП 11 на фиксированную величину ΔA.
Каждый опыт начинается при полностью заполненной емкости 1, когда Uвых(F) 0, A0 0, и состоит из трех этапов.
На первом этапе при начальном изменении кода АЦП 11 на величину ΔA1 A1 A0 формируется программная временная задержка, необходимая для окончания переходного процесса, вызванного переключением электромагнитного клапана 8 и успокоения топлива в емкости 1.
На втором этапе по времени tx изменения кода АЦП 11 на величину ΔA2 A2 A1 осуществляется автоматический выбор поддиапазона измерения, которое при максимальном расходе на каждом поддиапазоне является постоянным и равным
На третьем этапе по изменению кода АЦП 11 на величину ΔA3 Aмакс A2 осуществляется измерение расхода топлива в выбранном поддиапазоне. Причем для повышения точности измерений необходимо соблюдать условие ΔA3>> ΔA2.
Автоматический выбор поддиапазона измерения осуществляется следующим образом.
Перед каждым опытом ЭВМ 12 автоматически включает минимальный поддиапазон измерения, при котором на управляющий вход АЦП 11 с управляемого источника опорного напряжения 15 подается минимальное опорное напряжение Uоп1.
Если при расходовании топлива на втором этапе измерения с момента A1 до момента A2 время tx изменения кода АЦП 11 на величину ΔA2 меньше t0, то ЭВМ выдает команду на увеличение опорного напряжения до уровня Uоп2 и переход на следующий поддиапазон измерения. При этом значение кода на выходе АЦП 11 соответственно понизится пропорционально отношению Uоп2/Uоп1. Если при дальнейшем расходе топлива код АЦП 11 вновь достигнет величины A2 за время, меньшее чем t0, ЭВМ выдаст команду на переключение следующего опорного напряжения Uоп3 и поддиапазона, и так до тех, пока время изменения кода АЦП 11 на величину ΔA2 будет tx≥t0. После этого начинается этап измерения расхода и его вычисление по формуле
где Mi масса израсходованной дозы топлива в i-м поддиапазоне измерения, пропорциональная изменению кода АЦП 11 на величину A3;
t время расходования дозы топлива Mi.
Таким образом предлагаемое устройство обеспечивает высокую точность измерения расхода топлива в широком диапазоне за счет автоматического выбора поддиапазонов и соответствующего регулирования чувствительности АЦП 11.
Кроме того, в отличие от прототипа, измерение веса погружаемого в топливо элемента 9 вместо измерения веса всей расходной емкости позволяет использовать всю шкалу весоизмерительного устройства 10 и исключить дополнительные погрешности, связанные с подключением трубопроводов. Использование расходной емкости 1 и погружаемого элемента 9 в предлагаемом сочетании позволяет дополнительно регулировать общую чувствительность K устройства, которая равна отношению изменения выталкивающей силы ΔF, действующей на элемент 9, к соответствующему изменению ΔM массы расходуемого топлива, т.е.
Тогда, принимая во внимание выражение (1), общую чувствительность устройства можно записать в виде
где D диаметр расходной емкости 1.
Конструктивно чувствительность устройства может регулироваться изменением геометрических размеров емкости 1 и элемента 9.
Дополнительным преимуществом предлагаемого устройства является зависимость измеряемой дозы топлива Mi от поддиапазона измерения. При снижении расхода топлива доза Mi соответственно уменьшается, что позволяет уменьшить общее время измерения без потери в точности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕНЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2031356C1 |
СИСТЕМА УЧЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ И СПОСОБЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2013 |
|
RU2604341C2 |
Устройство для автоматического измерения расхода топлива | 1983 |
|
SU1114892A1 |
Устройство для дискретного регулирования чувствительности тензопреобразователя | 1990 |
|
SU1827533A1 |
РАСХОДОМЕР ТОПЛИВА ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2022 |
|
RU2794502C1 |
Тензометрическое устройство (его варианты) | 1981 |
|
SU974109A1 |
Вибрационный расходомер | 1979 |
|
SU851098A1 |
Способ непрерывного дозирования сжиженных газов и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1760335A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ И КАЛИБРОВКИ НА ОСНОВЕ ТЕНЗОМОСТОВОГО ИНТЕГРАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ДАВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2585486C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЯЗКОСТИ ЖИДКИХ СРЕД И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1999 |
|
RU2180438C2 |
Использование: в измерительной технике для измерения расхода топлива при стендовых испытаниях двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: устройство содержит расходную емкость 1 с топливом, демпфирующий диск 2 с мелкими отверстиями, трубопровод расходной магистрали 3, демпфирующее устройство 4, трубопровод перепускной магистрали 5, бак 6, трубопровод 7 пополнения, электромагнитный клапан 8, погружаемый элемент 9, весоизмерительное устройство 10, аналогоцифровой преобразователь 11, электронно-вычислительную машину 12, индикатор 13, блок управления 14 и источник опорного напряжения 15. Весоизмерительное устройство 10 содержит электрический мост 16 из пьезосопротивлений и нормирующий усилитель 17. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ градуировки жидкостных расходомеров с аналоговым электрическим выходным сигналом | 1984 |
|
SU1267166A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторское свидетельство СССОР N 11149892, кл.G 01F 25/00, 1984. |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1992-07-02—Подача