Изобретение относится к наземным транспортным средствам, назначением которых является перевозка грузов и людей в экстремальных условиях при низких температурах по снегу и льду, а также, в случае необходимости, по незамерзшим рекам, водоемам и заболоченным земным поверхностям.
Известны из авторского свидетельства СССР N 144731, кл. В 62 М 27/02, 1961 аэросани-амфибии, содержащие плавающий корпус с закрепленной на его нижней поверхности опорной лыжей, на котором смонтированы кабина, грузовая площадка, топливные баки, силовая установка с толкающим винтом и системой управления последней.
Недостатками этих аэросаней-амфибий является сложность рулевого управления, плохая маневренность и большое удельное давление, что обуславливает низкую полезную нагрузку.
Наиболее близкими к изобретению по технической сущности являются известные из патента Российской Федерации N 2058066, кл. В 62 М 27/02, 1994 г. аэросани-амфибии, содержащие дискообразную из жестко соединенных по периметру выпуклых верхней и нижней секций кабину с круговым обзором, грузовую площадку, топливные баки, силовую установку из симметричных продольной оси кабины двигателей с толкающими винтами и системой управления последними в виде механизма изменения шага толкающих винтов, вспомогательным подвесным мотором, смонтированными на составном плавающем корпусе из жестко связанных друг с другом параллельных торообразных (изогнутых по радиусу) криволинейных в поперечном сечении поплавков с герметичными люками и наконечниками, установленной на каждом из них съемной опорной лыжей, имеющей демпферы, расположенные в ее носовой и кормовой частях, и систему управления.
Недостатками этих аэросаней-амфибии являются пониженная проходимость по земной поверхности с кочками и пеньками, недостаточная безопасность передвижения по незамерзшим рекам и водоемам из-за возможности столкновения с плавающими предметами кабины.
Задачей изобретения является повышение проходимости при движении аэросаней-амфибии по замерзшей земной поверхности и недостаточном снежном покрытии с выступающими кочками и предметами за счет обеспечения необходимого клиренса кабины, повышения маневренности как при движении по замерзшей земной поверхности, так и по незамерзшей водной поверхности рек и водоемов.
Технический результат достигается тем, что аэросани-амфибия с признаками, присущими ближайшему аналогу, снабжены переходами со вспомогательными герметичными люками, соединяющими полости поплавков и кабины, каждый поплавок рубкой управления и сблокированными попарно передними и задними откидными опорными пневмокатками, силовая установка выполнена съемной, расстояние между крайними нижними точками наружных поверхностей кабины и поплавков и максимальный диаметр кабины составляют соответственно 1,0-1,5 и 1,5-2,5 ее высоты, при этом длина поплавков превышает высоту поперечного сечения поплавков в 4,75-7,5 раз.
Аэросани-амфибия могут быть снабжены вторым вспомогательным подвесным движителем, расположенным относительно продольной оси составного плавучего корпуса симметрично первого вспомогательного подвесного приводного движителя, при этом вспомогательные приводные движители могут быть выполнены как гусеничными, так и в виде водометов, а наконечник каждого поплавка в виде сопряженных друг с другом верхнего полу конуса и нижнего клина.
На фиг. 1 схематично изображены аэросани-амфибия, вид в плане; на фиг. 2 вид сбоку на фиг. 1; на фиг. 3 вид спереди на фиг. 2.
Аэросани-амфибия состоит из плавучего корпуса в виде параллельных его продольной оси поплавков 1 с герметичными люками 2, соединенных друг с другом жесткими связями 3, образующими раму, на которой смонтированы дискообразная кабина с круговым обзором, грузовая платформа 4 с троссовыми отражателями 5. Дискообразная кабина выполнена составной из выпуклых верхней 6 и нижней 7 секций, при этом полость кабины соединена переходами 8, имеющими герметичные вспомогательные люки 9, с полостями поплавков 1, каждый из которых снабжен рубкой управления 10 и сблокированными попарно передними и задними откидными опорными пневмокатками 11 для перемещений по проезжей части дорог, спуска на воду и выхода из водоемов на берег. На кормовых частях 12 поплавков 1 симметрично продольной оси корпуса установлены топливные баки 13 и двигатели 14 с толкающими винтами 15, система управления которых имеет механизмы 16 изменения шага толкающих винтов 15 и закреплена площадка 17 для обслуживания двигателей 14 силовой установки и вспомогательных подвесных приводных движителей 18. Симметрично продольной оси корпуса в его задней части на жестких связях 3 установлены вспомогательные подвесные приводные движители 18, которые могут, в зависимости от необходимости, быть как гусеничными, так и в виде водометов. Каждый поплавок 1 выполнен из верхней 19 и нижней 20 выпуклых оболочек. На внутренние поверхности поплавков 1 нанесено теплоизоляционное покрытие 21, а на нижней поверхности каждого поплавка 1 установлена съемная опорная лыжа 22, имеющая демпферы 23, закрепленные на носовой 24 и кормовой 12 частях поплавка 1, на котором также установлены вспомогательная площадка 25, поручни 26 и стремянки 27 для перемещения по ним команды и пассажиров, при этом опорные лыжи 22 могут быть выполнены с различной шириной, выбираемой в зависимости от требуемой величины давления на снег или лед.
На торце носовой 24 части каждого поплавка 1 закреплен наконечник 28, который выполнен в виде сопряженных друг с другом верхнего полу конуса и сопряженного с ним нижнего клина (на чертежах условно не показаны).
Поплавки 1 изогнуты по радиусу R, величина которого составляет 10-20 высот Н его поперечного сечения, а расстояние Т между нижними точками кабины и поплавков 1 и максимальный диаметр D кабины составляет соответственно 1,0-1,5 и 1,5-2,5 ее высоты h, при этом длина L поплавков 1 превышает высоту Н его поперечного сечения в 4,75-7,5.
Управление аэросанями-амфибией при их эксплуатации осуществляется следующим образом. После загрузки и крепления на грузовой платформе 4 и в полостях поплавков 1 транспортируемого коммерческого груза закрывают герметичные люки 2, включают двигатели 14 силовой установки при холостом положении лопастей толкающих винтов 15 и прогрев двигатели 14 на холостом ходу, переводят лопасти толкающих винтов 15 в рабочее положение, при этом скорость движения и его направление задается углом разворота лопастей толкающих винтов 15 двигателей 14 силовой установки механизмом 16 изменения шага. В случае использования вспомогательных подвесных приводных движителей 18, при необходимости, возможно снятие двигателей 14 с толкающими винтами 15 силовой установки, при этом при перемещении по снегу и замерзшей поверхности водоемов используются гусеничные вспомогательные подвесные приводные движители 18, а в случае движения по воде используются вспомогательные подвесные приводные движители 18 в виде водометов. При необходимости в поплавках 1 могут быть оборудованы спальные места. При этом демпферы 26 при передвижении аэросаней-амфибии предохраняют при наезде на препятствия от поломок сменные опорные лыжи 25 и смягчают ударные нагрузки на поплавки 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АЭРОСАНИ-АМФИБИЯ | 1997 |
|
RU2100243C1 |
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2002 |
|
RU2204499C1 |
КАТЕР-КАТАМАРАН | 2004 |
|
RU2245815C1 |
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2002 |
|
RU2205760C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 2004 |
|
RU2249516C1 |
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2003 |
|
RU2211772C1 |
ЭКРАНОЛЕТ | 2000 |
|
RU2159714C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 2000 |
|
RU2159713C1 |
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2003 |
|
RU2211773C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1995 |
|
RU2074101C1 |
Использование: амфибийный транспорт для передвижения по водной поверхности, снегу, льду и заболоченной местности. Сущность изобретения: в аэросанях-амфибии, содержащих дискообразную кабину, плавучий корпус из двух поплавков, основную и вспомогательную движительные установки, полости поплавков и кабины соединены переходами, поплавки оборудованы откидными пневмокатками, иллюминаторами, рубками управления. Поплавки кругового сечения изогнуты по радиусу, их длина равна 4,75-7,5 диаметрам. Зазор между кабиной и нижней частью поплавков составляет 1,0-1,5 ее высоты. Использование изобретения повышает безопасность, маневренность амфибийного транспортного средства и его проходимость при движении по неровной местности. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
RU, патент, 2058066, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1997-12-27—Публикация
1997-06-16—Подача