Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к летательным аппаратам на воздушной динамической подушке, использующих экранный эффект.
Известен из патента Российской Федерации 2057040, кл. В 60 V 1/08, 1992 г. , амфибийный аппарат на воздушной подушке, содержащий корпус в виде крыла малого удлинения, опертого на симметричные его горизонтальной продольной оси гибкие газонепроницаемые цилиндрические скеги-поплавки в виде надувных эластичных пневмобаллонов, установленные на пилонах тяговые двигатели с заключенными в кольцевые обоймы воздушными пропульсивными винтами, за которыми по ходу движения размещены наклонные в вертикальной плоскости щиты, и систему управления в виде смонтированных на кормовой части корпуса средств стабилизации и управления по курсу и дифференту с рулями по направлению и тангажу. Недостатками этого экраноплана является невозможность использования при его создании конструктивных элементов эксплуатируемых сверх тяжелых транспортных самолетов (модулей и технологий Ан-124 или Ан-225), то есть снизить низкие затраты на его сооружение и эксплуатацию по сравнению с аналогичными затратами на морские транспортные средства и морские паромы такой же производительности, а также невозможность его взлета и посадки на грунт в случае необходимости.
Наиболее близким по своей технической сути к предложенному экраноплану-амфибии на воздушной подушке является известный из патента Российской Федерации 2078002, кл7. В 60 V 1/08, 1994 г. экраноплан-амфибия на воздушной подушке, содержащий корпус с составным из симметричных секций с закрылками несущим крылом большого удлинения, экранное крыло малого удлинения с закрепленными на его боковых торцах параллельными водоизмещающими скегами-поплавками и рулями по тангажу на заднем торце, расположенные симметрично продольной оси корпуса тяговые двигатели и систему управления в виде модулей - горизонтального с закрылками и вертикального с рулями по направлению оперения.
Недостатками этого экраноплана-амфибии на воздушной подушке является недостаточная грузоподъемность и невозможность использования при его создании конструктивных элементов эксплуатируемых сверхтяжелых транспортных самолетов (модулей и технологий Ан-124 или Ан-225), то есть снизить затраты на его сооружения и эксплуатацию по сравнению с аналогичными затратами на морские транспортные средства и морские паромы такой же производительности, плохая мореходность и невозможность осуществления им длительных и протяженных полетов над поверхностью моря и океана в экранном режиме.
Задачами предлагаемого изобретения является создание мобильных скоростных морских транспортных средств повышенной грузоподъемности в виде зкраноплана-амфибии на воздушной подушке с высотой крейсерских полетов над уровнем моря или океана на воздушной динамической подушке, равной 25-40 м, а так же повышение надежности и безопасности его эксплуатации на трансокеанских круизных или паромных рейсах при одновременном снижении эксплуатационных расходов и стоимости его сооружения за счет использования при его создании конструктивные элементов, агрегатов и узлов, серийно выпускаемых промышленностью сверхтяжелых транспортных самолетов Ан-124 или Ан-225 (модулей и технологий).
Эти задачи достигаются тем, что экраноплан-амфибия на воздушной подушке содержит корпус из выпуклых центральной и симметричных относительно ее продольной оси боковых с внешними наклонными в вертикальной плоскости продольными отражательными козырьками секций, преимущественно из элементов фюзеляжей сверхтяжелых транспортных самолетов с модулями убирающегося колесного шасси, объединенных в единое целое жесткими несущими мембранами, образующими экранное крыло малого удлинения и ограничивающими правый и левый грузовые отсеки и выполненными с герметичными размещенными между носовыми и кормовыми частями секций корпуса передними и задними симметричными относительно продольной оси корпуса откидными обтекателями с выдвижными аппарелями верхней и нижней палуб с установленными соответственно на переднем и заднем торцах нижней палубы турбореактивными установками наддува под нижнюю поверхность экранного крыла малого удлинения при взлете и рулями по тангажу, при этом нижняя палуба оперта на расположенные вдоль продольных осей центральной и боковых секций корпуса водоизмещающие скеги-поплавки, каждый из которых образован из соосно расположенных складных надувных эластичных пневмокамер, между которыми размещены соосно с ними модули убирающегося колесного шасси, смонтированные на боковых секциях корпуса носовое и кормовое несущие крылья большого удлинения из имеющих корневые наплывы симметричных правых и левых модулей с закрылками, вспомогательными поплавками и турбореактивными тяговыми двигателями и составными из верхних и нижних элементов вертикальными килями с рулями по направлению, при этом оси турбореактивных тяговых двигателей носового несущего крыла большого удлинения смещены вниз относительно осей турбореактивных тяговых двигателей кормового несущего крыла большого удлинения, а длина L каждого вышеупомянутого несущего крыла, расстояние L1 между его вспомогательными поплавками и расстояние Т между его составными вертикальными килями с рулями по направлению превышают соответственно расстояние L2 между осями боковых секций корпуса соответственно в 1,5-2,3, 1,4-1,7 и 1,2-1,5 раза, причем диаметр D каждой складной надувной эластичной пневмокамеры, величина смещения Н осей турбореактивных тяговых двигателей носового несущего крыла большого удлинения относительно осей турбореактивных тяговых двигателей кормового несущего крыла большого удлинения и суммарная площадь S нижних поверхностей вышеупомянутых несущих крыльев меньше максимального поперечного размера F каждой выпуклой секции корпуса, расстояния H1 от осей турбореактивных тяговых двигателей носового несущего крыла большого удлинения до нижней поверхности экранного крыла малого удлинения и площади S1 нижней поверхности последнего соответственно в 1,2-1,5, 1,5-6,5 и 2,5-3,5 раза.
Кроме того, экраноплан-амфибия на воздушной подушке характеризуется тем, что может содержать систему фотоэлементов - преобразователей солнечной энергии в электрический ток из закрепленных на поверхности верхний палубы и верхней поверхности носового и кормового несущих крыльев большого удлинения и дополнительный подруливающий движитель, кинематически связанный с одной из вспомогательных турбореактивных установкой наддува.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображен вид в плане экраноплана-амфибии на воздушной подушке, на фиг.2 - вид спереди на фиг.1, на фиг.3 - вид сбоку на фиг.1, на фиг.4 - разрез по А-А на фиг.1 во время загрузки грузовых отсеков корпуса через аппарели его передних откидных обтекателей и на фиг.5 - разрез по В-В на фиг.1 во время разгрузки грузовых отсеков корпуса через аппарели его задних откидных обтекателей.
Экраноплан-амфибия на воздушной подушке состоит из корпуса в виде выпуклых центральной 1 и симметричных ее продольной оси боковых 2 секций, собранных, например, с использованием элементов фюзеляжей сверхтяжелых транспортных самолетов с модулями и 3 убирающегося колесного шасси (модулей и технологий Ан-124 или Ан-225). Выпуклые центральная 1 и боковые 2 секции корпуса расположены между объединяющими их в единое целое и образующими экранное крыло малого удлинения жесткими несущими мембранами в виде герметичных верхней 4 и нижней 5 палуб. Пространство между центральной 1 и боковыми 2 секциями корпуса, ограниченное герметичными верхней 4 и нижней 5 палубами, представляет собой правый 6 и левый 7 грузовые отсеки. Носовые и кормовые торцы правого 6 и левого 7 грузовых отсеков корпуса закрыты соответственно передними 8 и задними 9 откидными обтекателями с выдвижными на роликах аппарелями 10. На переднем и заднем торцах нижней 5 палубы смонтированы так же соответственно вспомогательные турбореактивные установки 11 наддува под нижнюю поверхность экранного крыла малого удлинения при взлете и рули 12 по тангажу. На внешних поверхностях боковых 2 секций корпуса закреплены наклонные в вертикальной плоскости под углом в 5-15o продольные отражательные козырьки 13. Нижняя 5 палуба оперта на расположенные вдоль продольных осей центральной 1 и боковых 2 секций корпуса водоизмещающие скеги-поплавки. Каждый из скегов-поплавков образован из соосно расположенных складных надувных эластичных пневмокамер 14. В интервалах между пневмокамерами 14 каждого скега-поплавка расположены модули 3 убирающегося колесного шасси. На корпусе установлены носовое и кормовое несущие крылья большого удлинения в виде смонтированных на его боковых 2 секциях и имеющих корневые 15 наплывы симметричных правых 16 и левых 17 модулей с закрылками 18, вспомогательными поплавками 19 и турбореактивными тяговыми двигателями 20 и составными из верхних 21 и нижних 22 элементов вертикальными килями с рулями 23 по направлению. Вертикальные кили с рулями 23 по направлению установлены симметрично продольной оси центральной 1 секции корпуса на каждом из вышеупомянутых несущих крыльев большого удлинения. В качестве симметричных правых 16 и левых 17 модулей вышеуказанных несущих крыльев предпочтительно использовать модули крыльев сверх тяжелых транспортных самолетов Ан-124 или Ан-225 со смонтированными на них турбореактивными тяговыми двигателями 20, прошедшими сертификацию, что снизит в несколько раз сроки сооружения, стоимость и безопасность полетов предложенного экраноплана-амфибии на воздушной подушке. Симметричные правые 16 и левые 17 модули вышеуказанных несущих крыльев наклонены в вертикальной плоскости под углом атаки α, равным 7-8o.
Указанная величина угла α выбрана на основании результатов продувки крыльев сверхтяжелых транспортных самолетов Ан-124 или Ан-225 и результатов эксплуатации последних. Оси турбореактивных тяговых двигателей 20 носового несущего крыла большого удлинения смещены вниз относительно осей турбореактивных тяговых двигателей 20 кормового несущего крыла большого удлинения. Величина смещения Н осей турбореактивных тяговых двигателей 20 носового несущего крыла большого удлинения относительно осей турбореактивных тяговых двигателей 20 кормового несущего крыла большого удлинения превышает расстояния H1 от осей турбореактивных тяговых двигателей 20 носового переднего несущего крыла большого удлинения до нижней поверхности экранного крыла малого удлинения в 1,5-6,5 раз, что выбрано из условия исключения возможности попадания в воздухозаборники турбореактивных тяговых двигателей 20 кормового несущего крыла большого удлинения в кильватерную струю выхлопных газов и воздуха от турбореактивных тяговых двигателей 20 носового несущего крыла большого удлинения. Полости складных надувных эластичных пневмокамер 13 разделены газонепроницаемыми перегородками 24 на отдельные герметичные отсеки 25. Длины L вышеупомянутых несущих крыльев превышают расстояние L1 между вспомогательными поплавками 19 в 1,4-1,7 раза из условия допустимой величины изгиба вышеупомянутых несущих крыльев и их касания водной поверхности при взлете и посадке. Расстояние Т между вертикальными килями с рулями 23 по направлению на каждом из вышеупомянутых несущих крыльев большого удлинения превышает расстояние L2 между осями боковых 2 секций корпуса в 1,2-1,5 раза, что обеспечивает управляемость и устойчивость маневрирования в горизонтальной плоскости без крена на виражах, снижает риск взаимодействия наружных торцов симметричных правых 16 и левых 17 модулей вышеуказанных несущих крыльев с водной поверхностью при изменениях направления полетов на высотах 20-45 м над уровнем водной поверхности с использованием воздушной динамической подушки. Длины L вышеупомянутых несущих крыльев превышают расстояние L2 между осями боковых 2 секций корпуса в 1,5-2,3 раза, что обеспечивает установку необходимого количества турбореактивных тяговых двигателей 20 для создания тяги для полета на скорости 450-500 км/ч в экранном режиме. Диаметр D каждой складной надувной эластичной пневмокамеры 13 и суммарная площадь S нижних поверхностей упомянутых несущих крыльев большого удлинения меньше максимального поперечного размера F каждой секции корпуса и площади S1 нижней поверхности экранного крыла малого удлинения соответственно в 1,2-1,5 и 2,5-3,5 раза, что определяется из условия снижения лобового сопротивления скегов-поплавков при взлете и возможности посадки на твердые взлетно-посадочные полосы с использованием колесных шасси, а также из оптимальной величины площади нижней поверхности экранного крыла малого удлинения, обеспечивающего необходимую величину подъемной силы, для возможности полетов на высотах 20-45 м над уровнем водной поверхности с использованием воздушной динамической подушки.
Работает экраноплан-амфибия на воздушной подушке следующим образом. После размещения пассажиров в секциях корпуса и загрузки правого 6 и левого 7 грузовых отсеков закрывают открытые в зависимости от расположения носовой или кормовой части корпуса относительно береговых причальных сооружений (на чертежах условно непоказанных) соответственно передние 8 или задние 9 откидные обтекатели, предварительно задвинув их выдвижные на роликах аппарели 10, и, включив дополнительный подруливающий движитель (на чертежах условно непоказанных), выходят из акватории порта в зону водной поверхности, отведенную для взлета и посадки, где ориентируют экраноплан-амфибию на воздушной подушке строго против направления ветра. Затем после получения команды на взлет, опустив рули 12 по тангажу и включив вспомогательные турбореактивные установки 11 наддува под нижнюю поверхность экранного крыла малого удлинения при взлете и турбореактивные тяговые двигатели 20 носового и кормового несущих крыльев большого удлинения, начинают разгон экраноплана-амфибии на воздушной подушке для набора скорости отрыва от водной поверхности. В процессе разгона экраноплан-амфибия на воздушной подушке в результате работы на максимальном режиме вспомогательных турбореактивных установок 11 наддува под нижнюю поверхность экранного крыла малого удлинения носовая часть корпуса приподнимается, а скеги-поплавки переходят в реданный режим движения, что резко уменьшает сопротивление водной среды разгону при взлете.
После набора скорости движения экраноплана-амфибии на воздушной подушке, обеспечивающей переход его движения в режим экранного полета на воздушной динамической подушке, осуществляется отрыв от водной поверхности. В дальнейшем движение поддерживается над водной поверхностью в крейсерский режиме, причем вспомогательные турбореактивные установки 11 наддува под нижнюю поверхность экранного крыла малого удлинения в процессе полета в крейсерском режиме работают в режиме неполной мощности и обеспечивают дополнительный наддув под нижнюю поверхность экранного крыла малого удлинения. Величина скорости движения в экранном режиме полета регулируется изменением режима работы турбореактивных тяговых двигателей 20. При крейсерской скорости высота полета экраноплана-амфибии на воздушной подушке в экранном режиме составляет 20-45 м над водной поверхностью. При необходимости посадки экраноплан-амфибию на воздушной подушке разворачивают строго против ветра и, уменьшая постепенно скорость полета в экранном режиме, снижают, в результате чего скеги-поплавки вступают в контакт с водной поверхностью вне зависимости от высоты волн. По мере уменьшения тяги турбореактивных тяговых двигателей 20 и выключения вспомогательных турбореактивных установок 11 наддува под нижнюю поверхность экранного крыла малого удлинения поступательная скорость движения экраноплана-амфибии на воздушной подушке уменьшается, а затем, включив дополнительный подруливающий движитель, осуществляют на малой скорости маневрирование, вход в порт и причаливание. В случае необходимости посадки на твердую взлетно-посадочную полосу или взлета с нее полезную загрузку экраноплана-амфибии на воздушной подушке уменьшают до 30% и перед посадкой выпускают модули 3 убирающегося колесного шасси, а затем совершают посадку на твердую взлетно-посадочную полосу в режиме посадки сверхтяжелых транспортных самолетов, предварительно включив вспомогательные турбореактивные установок 11 наддува под нижнюю поверхность экранного крыла малого удлинения.
Экранопланы-амфибии на воздушной подушке могут быть использованы в качестве скоростных грузопассажирских паромов между морскими портами, отстоящими друг от друга на расстояниях 200 и более километров, трансантлантических контейнеровозов, спасательных или других вспомогательных морских транспортных средств различного назначения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2003 |
|
RU2211773C1 |
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2002 |
|
RU2204499C1 |
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2002 |
|
RU2205760C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 2004 |
|
RU2249516C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 2000 |
|
RU2159713C1 |
ЭКРАНОЛЕТ | 2000 |
|
RU2159714C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2007 |
|
RU2333855C1 |
АМФИБИЙНЫЙ АППАРАТ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2000 |
|
RU2162802C1 |
АВИАЦИОННЫЙ ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ЗАПРАВКИ И ЗАПУСКА В ВОЗДУХЕ РАКЕТОНОСИТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2158214C1 |
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | 1994 |
|
RU2111147C1 |
Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов на динамической воздушной подушке. Сущность изобретения заключается в том, что экраноплан содержит корпус из выпуклых секций, которые размещены в экранном крыле малого удлинения. Экранное крыло малого удлинения состоит из ограничивающих правый и левый грузовые отсеки жестких несущих мембран в виде верхней и нижней палуб, связывающих в единое целое секции корпуса. На переднем и заднем торцах нижней палубы установлены соответственно турбореактивные установки наддува и рули по тангажу. Нижняя палуба оперта на расположенные вдоль продольной оси каждой секции корпуса водоизмещающие скеги-поплавки. Каждый скег-поплавок выполнен из последовательно расположенных складных надувных эластичных пневмокамер, между которыми размещены соосные модули убирающегося колесного шасси, смонтированные на секциях корпуса. Носовое и кормовое несущие крылья большого удлинения выполнены из симметричных правых и левых модулей с закрылками, корневыми наплывами, вспомогательными поплавками и турбореактивными тяговыми двигателями. Вертикальные кили оперения с рулями по направлению установлены симметрично продольной оси центральной секции корпуса соответственно на носовом несущем крыле большого удлинения и кормовых частях боковых секций корпуса. Оси тяговых двигателей носового несущего крыла большого удлинения смещены вниз относительно осей тяговых двигателей кормового несущего крыла большого удлинения. Технический результат реализации изобретения состоит в создании морского экраноплана с высотой полета 25-40 м над уровнем моря или океана при снижении стоимости постройки и повышении надежности и безопасности эксплуатации. 2 з. п. ф-лы, 5 ил.
ЭКРАНОПЛАН | 1994 |
|
RU2078002C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 1994 |
|
RU2129501C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2000 |
|
RU2173644C1 |
US 3216673 А, 09.11.1965 | |||
US 3622854 А, 16.05.1972 | |||
DE 19624159 А1, 08.01.1998. |
Авторы
Даты
2003-09-10—Публикация
2003-02-18—Подача