УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 1997 года по МПК F16D13/60 

Описание патента на изобретение RU2100672C1

Изобретение относится к устройству для передачи крутящего момента. Известно устройство для передачи крутящего момента, имеющее первый инерционный диск, закрепленный на двигателе внутреннего сгорания, и второй инерционный диск, подключаемый и отключаемый через муфту к коробке передач, которые расположены с возможностью поворота друг относительно друга с помощью опоры качения и между которыми имеется демпфирующее устройство, размещенное в кольцеобразной, по меньшей мере, в основном герметизированной или замкнутой полости, образующейся при надвигании участков, по меньшей мере, одного из инерционных дисков и содержит действующий в направлении периметра аккумулятор энергии, причем один из инерционных дисков имеет фрикционную поверхность для диска сцепления.

Такого типа устройства для передачи крутящего момента с составным инерционным маховиком или маховиком с двумя инерционными дисками находят повсеместное применение в автомобилях и до сих пор применяются, в частности в автомобилях, размер которых в осевом направлении не так строго ограничен, как в автомобилях с поперечным расположением приводного узла двигателя и коробки передач, в частности преимущественно в автомобилях с продольным расположением двигателя и коробки передач. В автомобилях с очень сильно ограниченным конструктивным пространством для приводного узла, в частности при поперечном расположении двигателя и коробки передач, такого рода маховики с двумя инерционными дисками не могут монтироваться технически приемлемым образом из-за ограниченности места расположения.

В основу изобретения положена задача создать устройство для передачи крутящего момента, имеющее чрезвычайно небольшие габариты в осевом направлении и поэтому подходящее для применения с поперечно встраиваемым приводным узлом (двигатель и коробка передач). Кроме того, обеспечивается безукоризненная опора инерционных дисков друг относительно друга и оптимальное функционирование, а также достижение оптимального крутящего момента и степени демпфирования. Благодаря этому удешевляется изготовление устройства и упрощается монтаж.

Согласно изобретению это достигается за счет того, что внутренняя граница кольцевой, по меньшей мере, частично герметизированной полости расположена на среднем диаметре или радиально снаружи фрикционной поверхности от оси маховика.

Далее, для конструкции устройства для передачи крутящего момента может быть особенно благоприятным, если в осевом направлении инерционные диски расположены друг относительно друга с образованием промежуточной полости, расположенной меду осью вращения и, по меньшей мере, частично герметизированной полостью.

Для выполнения и функционирования устройства для передачи крутящего момента согласно изобретению может быть предпочтительным, если на первом инерционном диске со стороны двигателя внутреннего сгорания выполнен фланцевый участок, а промежуточная полость между вторым инерционным диском и этим участком представляет собой зазор, проходящего в периферийном направлении на незначительное расстояние, по меньшей мере, среднего радиуса фрикционной поверхности второго инерционного диска.

Кроме того, второй инерционный диск установлен концентрично снаружи опоры качения, а его фрикционная поверхность в осевом направлении, по меньшей мере, незначительно выступает за торцы опоры качения; промежуточная полость выполнена с возможностью прохождения в ней охлаждающего воздуха; во фланцевом участке первого инерционного диска предпочтительно в зоне промежуточной полости выполнены в осевом направлении сквозные отверстия; во втором инерционном диске выполнены в осевом направлении входные отверстия, сообщающиеся с промежуточной полостью, расположенные внутри окружности, диаметр которой равен внутреннему диаметру фрикционной поверхности этого инерционного диска; во втором инерционном диске выполнены в осевом направлении со стороны фрикционного диска выходные отверстия, сообщающиеся с промежуточной полостью, расположенные снаружи окружности, диаметр которой равен наружному диаметру фрикционной поверхности этого инерционного диска; по меньшей мере, на одном из обращенных друг к другу инерционном диске выполнены вентиляционные каналы, связывающие входные и выходные отверстия; по меньшей мере, частично герметизированная полость образована тремя участками первого инерционного диска, фланцевым участком для крепления на выходном валу двигателя внутреннего сгорания, связанным с ним периферийным участком, имеющимся в направлении второго инерционного диска, связанным с ним радиальным участком, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра фрикционной поверхности второго инерционного диска.

При этом является целесообразным, чтобы устройство было снабжено уплотнением, установленным непосредственно в промежуточной полости между инерционными дисками, а также снабжено наружным уплотнением, установленным между инерционными дисками снаружи фрикционной поверхности второго инерционного диска, причем наружное уплотнение установлено между внутренней стенкой радиального участка первого инерционного диска и вторым инерционным диском, выходные отверстия второго инерционного диска расположены между наружным диаметром фрикционной поверхности и наружным уплотнением и могут выступать в радиальном направлении за зону соединения второго инерционного диска с муфтой.

Является целесообразным, что второй инерционный диск несет на себе фрикционное сцепление, включающее в себя нагруженную аккумулятором энергии нажимную пластину, причем в зоне фрикционной поверхности второго инерционного диска и/или нажимной пластины предусмотрены осевые каналообразные углубления, проходящие в радиальном направлении, при этом каналы проходят в окружном направлении с наклоном.

В устройстве для передачи крутящего момента, содержащем маховик, состоящий из, по меньшей мере, двух инерционных дисков, связанных через опору качения, демпфер крутильных колебаний, включающий, по меньшей мере, один аккумулятор энергии, выполненный в виде пружин, и вязкую среду, размещенные в кольцеобразной с торообразным участком полости, выполненной на первом инерционном диске, по меньшей мере, частично герметизированной посредством, по меньшей мере, одного уплотнения, расположенного между инерционными дисками, фрикционную поверхность, выполненную на втором инерционном диске для взаимодействия с фрикционной поверхностью фрикционного диска при подключении через муфту к коробке передач, согласно еще одному варианту выполнения изобретения, торообразный участок и/или уплотнение расположены снаружи окружности, диаметр которого равен наружному диаметру фрикционной поверхности второго инерционного диска. При этом оно может быть снабжено передаточными элементами, связывающими инерционные диски, закрепленными шарнирно к одному из инерционных дисков и частично размещенными в герметизированной полости другого инерционного диска; инерционные диски могут быть расположены с зазором в радиальном направлении, начиная приблизительно от зоны размещения передаточных элементов, к оси вращения; передаточные элементы могут быть закреплены на втором инерционном диске со стороны, противоположной фрикционной поверхности, и связаны с аккумуляторами энергии демпфера крутильных колебаний, а внутренние участки этих элементов расположены на окружности, диаметр которой больше или равен среднему диаметру фрикционной поверхности второго инерционного диска, взаимодействующей с фрикционным диском сцепления.

Кроме того, передаточные элементы могут быть выполнены в виде наружных выступов на дискообразном фланцевом элементе, размещенных в герметизированной полости между аккумуляторами энергии или передаточные элементы могут быть выполнены в виде закрепленных на одном из инерционных дисков отдельных сегментообразных элементов.

Является целесообразным, чтобы сегментообразные передаточные элементы содержали основание для закрепления на одном из инерционных дисков и радиально направленный наружный выступ, образующий опорный участок для аккумулятора энергии, при этом каждый сегментообразный передаточный элемент может иметь два отверстия для крепления, расстояние между которыми, измеренное по окружности, больше, чем радиальное расстояние меду этими отверстиями и средним диаметром наружного выступа, к которому приложена нагрузка от, по меньшей мере, одного аккумулятора энергии.

Соединение передаточных элементов со вторым инерционным диском может быть выполнено в виде заклепок, которые могут быть выполнены потайными и расположены предпочтительно на стороне, противоположной стороне с фрикционной поверхностью, кроме того, соединение передаточных элементов со вторым инерционным диском может быть выполнено в виде винтов.

Устройство, согласно изобретению, снабжено установленными между передаточными элементами и вторым инерционным диском прокладками, выполненными из материала другой теплопроводности; внутреннее и наружное уплотнения расположены в радиальном направлении внутри и снаружи зон крепления промежуточных элементов на втором инерционном диске, при этом уплотнения закреплены заклепками, а, по меньшей мере, одно уплотнение зажато между передаточными элементами и вторым инерционным диском; передаточные элементы и, по меньшей мере, одно из уплотнений закреплены на втором инерционном диске одним крепежным средством.

Кроме того, наружное и внутреннее уплотнения могут быть выполнены за одно целое или в виде теплоизоляции.

В последнем случае устройство может быть снабжено пусковым зубчатым венцом, выполненным за одно целое с радиальным участком первого инерционного диска, а элемент, образующий зубчатый венец, может иметь в осевом направлении цилиндрическую часть, проходящую преимущественно по периметру аккумулятора энергии.

Промежуточные элементы могут быть выполнены за одно целое с одним из инерционных дисков, или в виде отлитых на одном из инерционных дисков выступов, расположенных между соседними аккумуляторами энергии.

На инерционном диске могут быть выполнены опорные элементы для взаимодействия с аккумулятором энергии, а литые выступы на втором инерционном диске расположены ближе к оси вращения, чем опорные элементы.

Является целесообразным, чтобы на одном из инерционных дисков в его радиально наружной зоне с распределением по окружности были отлиты сегментообразные впадины, отделенные друг от друга передаточными элементами.

Опорные элементы первого инерционного диска и передаточные элементы второго инерционного диска могут охватывать, по меньшей мере, половину поперечного сечения аккумуляторов энергии, выступы на втором инерционном диске в радиальном направлении выполнены с высотой, равной приблизительно диаметру аккумуляторов энергии, а опорные элементы на первом инерционном диске расположены по обе стороны выступов; на первом инерционном диске выполнены осевые отверстия для крепления его винтами на двигателе внутреннего сгорания, расположенные внутри окружности, диаметр которой меньше внутреннего диаметра опоры качения; на первом инерционном диске выполнены осевые отверстия для крепления его винтами на двигателе внутреннего сгорания, расположенные снаружи окружности, диаметр которой больше наружного диаметра опоры качения, а на втором инерционном диске выполнены осевые отверстия для прохождения отвертки при креплении устройства на выходном валу двигателя внутреннего сгорания.

На фиг. 1 показано сечение устройства для передачи крутящего момента согласно изобретению; на фиг. 2 верхняя часть фиг. 1 в увеличенном масштабе; на фиг. 3 средство для передачи крутящего момента, которое может применяться в устройстве по фиг. 1; на фиг. 4 6 различные сечения другого выполнения устройства для передачи крутящего момента согласно изобретению, и на фиг. 7 сечение еще одного варианта выполнения устройства для передачи крутящего момента согласно изобретению.

На фиг. 1 и 2 показан составной маховик 1, который имеет первый инерционный диск 2, закрепленный на не показанном чертеже коренном валу двигателя внутреннего сгорания, а также второй инерционный диск 3. На втором инерционном диске 3 закреплена муфта 4 с промежуточным расположением диска сцепления 5, с помощью которого можно подключать и отключать также не показанную на чертеже коробку передач. Инерционные диски 2 и 3 расположены с возможностью поворота друг относительно друга в опоре 6, которая размещена радиально снаружи отверстий 7 для прохождения крепежных винтов для монтажа первого инерционного диска 2 на приводном валу двигателя внутреннего сгорания. Меду обоими инерционными дисками 2 и 3 действует демпфирующее устройство 8, снабженное винтовыми пружинами сжатия, размещенными в кольцевой полости 9, образующей торообразную зону 10. Кольцеобразная полость 9, по меньшей мере, частично заполнена вязкой средой, например, маслом или жиром.

Первый инерционный диск образован, преимущественно, корпусом 11, выполненным из листового материала, и имеет участок 12, имеющий форму фланца и проходящий в основном радиально, который имеет радиально внутри осевой выступ 13. На осевой выступ 13 устанавливается внутреннее кольцо однорядного подшипника качения 14 опоры 6 качения. Внешнее кольцо подшипника качения 14 несет второй инерционный диск с прокладкой теплоизоляции 15. Участок 12, проходящий в основном радиально, переходит радиально снаружи в чашеобразную зону 16, которая взаимодействует и направляет или создает опору для аккумулятора энергии 17 по его наружному периметру. Чашеобразная зона 16, расположенная радиально снаружи корпуса 11, выполненного из листового материала, смещена в осевом направлении относительно других зон этого корпуса, расположенных внутри, в направлении к двигателю внутреннего сгорания. Чашеобразная зона 16 охватывает наружным осевым участком аккумулятора энергии 17, по меньшей мере, частично по оси и ограничивает кольцеобразную полость 9 или ее тороидальную зону 10 радиально снаружи. На своем конце в направлении второго инерционного диска 3 или муфты 4 чашеобразная зона 2 несет корпус 18, выполненный также чашеобразным, который может быть получен из листового материала и точно так же служит для образования или ограничения кольцеобразной полости 9. Выполненный чашеобразным корпус 18 частично охватывает периметр аккумулятора энергии 17. Как видно из чертежа, чашеобразная зона 16 и выполненный чашеобразным корпус 18 проходит, приблизительно, на половину осевой длины аккумулятора энергии 17. Корпус 18 приваривают к корпусу 11 из листового материала и он имеет участок 19, проходящий радиально внутрь. Торообразная зона 10, образованная чашеобразным корпусом 18 и чашеобразной зоной 16, подразделяется, если смотреть в окружном направлении, на отдельные гнезда, в которых располагаются аккумуляторы энергии 17. Отдельные гнезда торообразной зоны 10 отделены друг от друга, если смотреть в окружном направлении, зонами 20 и 21 для загрузки аккумуляторов энергии 17, образованными в виде карманов в корпусе 11 и чашеобразном корпусе 18. Гнезда для аккумуляторов энергии 17 образованы канавками, выполненными в частях корпусов 11 и 18. Зоны нагрузки аккумуляторов энергии 17, выполненные на втором инерционном диске, образуются посредством, по меньшей мере, одного направляющего элемента 22, закрепленного на этом инерционном диске 3, который служит в качестве элемента, передающего крутящий момент между аккумуляторами энергии 17 и инерционным диском 3. Направляющий элемент 22 может быть выполнен в виде кольцеобразного конструктивного элемента или в виде отдельных сегментов, которые могут быть выполнены так, как показано на фиг. 2. При применении кольцеобразного направляющего элемента 22 он может иметь внутреннюю замкнутую кольцеобразную зону 23, соединенную со вторым инерционным диском потайным заклепочным соединением 24, и несет радиально снаружи выступы 25, которые проходят радиально между концами аккумуляторов энергии 17 и в нерабочем положении маховика 1, т. е. тогда, когда не передается крутящий момент, находятся непосредственно между зонами 20 и 21 приложения нагрузки, или карманами.

Расположение поверхности трения 26 инерционного диска 3, взаимодействующей с диском сцепления 5, относительно направляющего элемента 22 выбирается таким, чтобы больше, чем 50% радиальной протяженности 27 поверхности трения 26 находилось в диапазоне минимального диаметра 28, ограничиваемого передающими элементами. Благодаря этому крепежные элементы, например, заклепки заклепочного соединения 24, могут располагаться сравнительно далеко снаружи для закрепления нагружающего средства или передающего элемента. Тем самым становится возможным выполнение кольцеобразной полости 9, что обеспечивает ее расположение радиально внутри не выходя за пределы среднего диаметра поверхности трения 26. За счет этого, как это ясно видно из чертежей, корпус 11, служащий для шарнирного крепления первого инерционного диска 2 на выходном валу двигателя внутреннего сгорания и имеющий торообразную зону 10, граничащую с двигателем внутреннего сгорания, расположен непосредственно напротив второго инерционного диска 3, находящейся радиально внутри кольцеобразной полости 9 на сравнительно большой радиальной протяженности с образованием промежуточного пространства или зазора 29, или непосредственно рядом друг с другом, благодаря чему получается очень компактная в осевом направлении конструкция агрегата, состоящего из маховика 1, муфты 4 и диска сцепления 5. В зависимости от применения зазор может иметь ширину по оси от 0,5 до 4 мм. Является целесообразным, если этот зазор составляет свыше, по меньшей мере, 50% своей радиальной протяженности зазора от 1 до 2 мм. Этот зазор 29, предпочтительным образом может служить для охлаждения маховика 1, если через этот зазор 29 продувается поток охлаждающего воздуха. Для получения такой циркуляции охлаждающего воздуха второй инерционный диск 3 имеет радиально внутри поверхности трения 26 осевые проходы 30, которые начинаются со стороны инерционного диска 3, обращенной к муфте 4, далее проходят в направлении радиально расположенной зоны 12, корпуса 11 со стороны двигателя и входят в зазор 29, благодаря чему поток воздуха протекает непосредственно мимо участка 12, или направлен на этот участок 12. Дополнительно или альтернативно к проходам 30 радиально проходящий участок 12 корпуса 11 имеет осевые отверстия 31, соединяющие зазор со стороной корпуса 11, обращенной к двигателю. В окружном направлении между точками крепления заклепочного соединения 24 передающего элемента 22, инерционный диск 3 имеет осевые каналы 32, направленные к поверхности трения 26, которые служат для радиального выхода наружу охлаждающего воздуха. Для улучшения охлаждения второй инерционный диск 3 может иметь осевые проходы 33, расположенные радиально наружу и на стороне, обращенной к поверхности трения 26, сообщающиеся с зазором 29 и на стороне инерционного диска 3, обращенной к муфте 4, выходят радиально за фрикционную поверхность. Для улучшения охлаждения внутренние проходы 30 и лежащие дальше в радиальном направлении проходы 33 второго инерционного диска 3 могут быть соединены друг с другом на стороне, противоположной фрикционной поверхности трения 26 второго инерционного диска, посредством радиально проходящих вентиляционных канавок или пазов, показанных штрих-пунктиром и обозначенных позицией 34. Осевые проходы (или отверстия) 30, 31 и 33, если смотреть в окружном направлении, могут быть выполнены удлиненными для повышения пропускной способности могут быть выполнены по типу вентиляционных лопастей.

Дополнительно к описанным средствам для охлаждения маховика или альтернативно с ними в зоне поверхности трения 26 второго инерционного диска 3 и/или поверхности трения 35 нажимной пластины 36 муфты могут быть выполнены осевые, проходящие в радиальном направлении углубления, имеющие форму каналов, показанные также штрих-пунктиром и обозначенные позицией 37.

Для герметизации кольцеобразной полости 9, частично заполненной вязкой средой, предусмотрены уплотнения 38 и 39, расположенные ближе к внешней стороне. В представленном примере выполнения оба уплотнения 38 и 39 выполнены в виде мембраны и изготовлены за одно целое. Однако оба уплотнения 38 и 39 могут иметь также отдельные пружинящие конструктивные элементы. Находящееся радиально внутри уплотнение 38 опирается на радиально проходящий участок 12 инерционного диска 2, в частности на зону диаметра, находящегося радиально за средним диаметром 40 фрикционной поверхности 26 инерционного диска 3. Уплотнение 38 радиально снаружи переходит в радиально проходящую зону 41, выполненную по форме кругового кольца, и зажимается между имеющей форму кругового кольца зоной 23 направляющего элемента 22 и, если смотреть в окружном направлении, между выступами или закраинами 42, имеющимися на инерционном диске 3 между вентиляционными каналами 32. Зона 41, имеющая форму кругового кольца, соединяет оба уплотнения 38 и 39 и имеет соответствующим образом расположенные для прохода потайных заклепок, необходимых для выполнения заклепочных соединений 24. Радиально направленное, подпружиненное в осевом направлении, выполненное в виде мембраны уплотнение 38 опирается радиально снаружи на радиальную стенку 19 и переходит радиально внутрь в осевую зону 43, которая в свою очередь соединена с радиальной зоной 41. Как видно из фиг. 1, осевая подпружиненная зона 39 расположена радиально снаружи поверхности трения 26. За счет выполнения и расположения уплотнений 38 и 39 обеспечивается, что промежуток или зазор 29, выполненный непосредственно между обоими инерционными дисками 2 и 3, имеет сравнительно большую радиальную протяженность, благодаря чему может быть значительно улучшено охлаждение инерционного диска 3, имеющего поверхность трения 26. Далее, благодаря уплотнению, выполненному в виде мембраны, внешние вентиляционные каналы 32 проходят в осевом направлении мимо уплотнения и оканчиваются со стороны муфты. В зоне каналов 33 крышка 44 муфты имеет в своей радиально внешней зоне винтового соединения или краевой зоне 45, а в случае необходимости также в ее проходящей по оси зоне 46 соответствующие проемы 47 или выемки 48, сообщающиеся с проходами 33 для создания потока охлаждающего воздуха. Проемы 47 могут быть образованы осевыми впадинами крышки 44, которые служат для размещения средств для передачи крутящего момента, как, например, плоских пружин. Внутреннее уплотнение 38, предусмотренное в радиально внешней зоне фрикционной поверхности 26, герметизирует промежуточное пространство или зазор относительно расположенной с внешней стороны кольцевой полости 9.

Для уменьшения теплопередачи от инерционного диска 3 к кольцеобразной камере 9 между направляющим элементом 22, взаимодействующим с аккумуляторами энергии 17, или между отдельными выемками 49 согласно фиг. 2 и инерционным дискам 3 может быть предусмотрена прокладка 50 из термостойкого изоляционного материала, например, термостойкой пластмассы. Вместо прокладки 50 может также применяться уплотнение 38 или 39, или оба уплотнения 38 и 39 из материала, имеющего незначительную теплопроводность. За счет этого радиальные зоны 41 уплотнений, зажатые аксиально между инерционным диском 3 и направляющим элементом 22 или сегментными элементами 49, могут служить в качестве теплоизоляции.

Для нагружения аккумуляторов энергии 17 можно использовать вместо передающего элемента 22, проходящего по всему периметру, несколько сегментообразных конструктивных элементов 49 согласно фиг. 2, сегментные передающие элементы 49 имеют радиально внутреннюю, проходящую в зоне периметра, зону основания 51, с помощью которой они могут быть соединены со вторым инерционным диском. Зона основания 51 несет направленную радиально наружу консоль (выступ) 52, которая проходит радиально между концевыми участками двух соседних аккумуляторов энергии 17, и при относительном повороте между обеими инерционными дисками 2 и 3 одна из этих пружин нагружается или сжимается. Как видно из фиг. 2, радиальная консоль 52 расположена симметрично относительно зоны основания 51. Благодаря этому зона основания выступает по обе стороны радиальной консоли 52 на одинаковую величину. В выступающих зонах основания 51 выполнены выемки 53, служащие для размещения крепежных средств, например, потайных заклепок согласно фиг. 1. При этом расстояние 54 в тангенциальном или окружном направлении между точками крепления или выемками 53 больше, чем радиальное расстояние 55 между точками крепления или выемками 53 и средним диаметром 56 нагружения радиальной консоли 52 для соответствующего аккумулятора энергии 17. Сегментные передающие элементы 49 могут соединяться со вторым инерционным диском 3 вместо заклепок также с помощью чеканки или также с помощью штекерного соединения, в частности осевое штекерное соединение может соединять со вторым инерционным диском 3, предотвращая, по меньшей мере, проворачивание.

Как далее видно из фиг. 4, чашеобразный корпус 18 несет пусковой зубчатый венец 57, который соединен сварным швом с чашеобразным корпусом 18. Пусковой зубчатый венец 57 захватывает аксиально и захватывает в окружном направлении наружные контуры инерционного диска 3.

Вместе с муфтовым агрегатом, состоящим из муфты 4 и диска сцепления 5, показанный на фиг. 1 маховик образует конструктивный узел А, который предварительно монтируется, перевозится и хранится, а затем может очень простым и рациональным образом быть установлен и привинчен на коренном валу двигателя внутреннего сгорания. Этот конструктивный узел имеет кроме того опору 14, которая закреплена на выступе 13, предусмотренном на первом инерционном диске 2. Кроме того, в отверстиях 58 фланцевого участка 12 и выступа 13 могут предварительно устанавливаться крепежные винты 59, в частности в форме винтов с внутренним шестигранником. При этом их головки 60 в незавинченном состоянии находятся аксиально в такой позиции между язычками 61 тарельчатой пружины 62 муфты 4 и выступом 13, а резьбовые участки 63 имеют такие размеры и так вставлены, что они не выступают в осевом направлении за контур 64 первого инерционного диска 2, т.е. за контур, обращенный к электродвигателю. Винты 59 фиксируются в этой позиции и удерживаются в агрегате или в узле А от выпадания, например, с помощью сгибающихся элементов, которые удерживают винты в такой позиции, что резьбовые участки 63 не выступают из отверстия 7. Этот элемент имеет такие размеры, что при завинчивании винтов 59 нужно преодолевать некоторое усилие сопротивления.

Диск сцепления 4 зажат в предварительно отцентрованной относительно оси вращения коренного вала позиции между нажимной пластиной 36 и поверхностью трения второго инерционного диска 3, и кроме того, в такой позиции, что отверстие 65, выполненное для прохода головок 60 винтов 59 в диске сцепления 5, находятся в таком положении, что эти головки в процессе монтажа агрегата на коренном валу двигателя внутреннего сгорания могут пройти через них. В тарельчатой пружине 62 в зоне ее язычка также выполнено отверстие 66 для прохода отвертки. Отверстие 66 на тарельчатой пружине 62 и отверстие 65, и на диске сцепления 5 и 58 в инерционном диске 2 перекрывают друг друга в осевом направлении, в частности таким образом, чтобы при требующемся несимметричном расположении отверстий при монтаже узла на коренном валу монтажный инструмент, например, ключ с шестигранной головкой, мог свободно проходить через отверстие 66 в тарельчатой пружине и отверстие 65 в диске сцепления и мог входить в отверстия в головках 60 винтов 59.

Можно видеть, что отверстие 66 больше, чем головки 60 винтов 59, благодаря чему винты 59 могут проходить через отверстие 66, в том числе и при монтаже агрегата А на двигателе внутреннего сгорания.

В форме исполнения, показанной на фиг. 4, пусковой зубчатый венец 57 выполнен за одно целое с чашеобразным корпусом 18, приваренным к корпусу 16, изготовленному из листа. Участок 19 фасонного элемента или чашеобразного корпуса 18 проходит также аксиально и охватывает аккумулятор энергии 17, по меньшей мере, частично. В примере выполнения, представленном на фиг. 3, участок 19 охватывает аккумуляторы энергии 17, приблизительно, на половине их диаметра. Заштрихованный на фиг. 4 чашеобразный корпус 18 может быть выполнен таким образом, что аксиальный участок 19 проходит по всему диаметру аккумулятора энергии 17 и соединен с корпусом 11, например, сваркой. В примере выполнения аксиальный участок 19 имеет такие размеры, что он охватывает снаружи радиально и по оси корпус 11 таким образом, что корпус 11 располагается в чашеобразном корпусе 18. В примере выполнения согласно фиг. 4 внешняя чашеобразная зона 16 корпуса 11 образует совместно с чашеобразным корпусом 18 сегментные впадины или углубления 9, открытые радиально внутрь. Аналогичным образом второй инерционный диск 3 на радиальных внешних зонах имеет проходящие в окружном направлении сегментообразно расположенные впадины или углубления 67, находящиеся напротив углублений 68 первого инерционного диска 2. Выемки или углубления 68 и 67 при этом выполняются таким образом, что в них могут располагаться аккумуляторы энергии 17, по крайней мере, занимая их половину в диаметральном направлении. Зоны нагружения 20 и 21 аккумуляторов энергии 17, распределенные по периметру между сегментными углублениями 68 и 67, выполняются за одно целое с соответствующими инерционными дисками 2 и 3. Зоны нагружения 20 и 21 образуются в виде карманов, выштампованных в корпусах 11 и 18, изготовленных из листового материала. Зоны нагружения выполнены в виде выступов 25, полученных литьем на втором инерционном диске 3. Как видно из нижней половины фиг. 3, зоны нагружения 20 и 21 расположены радиально над зонами нагружения выступов 25. При таком выполнении тороидальная зона 10 образована или ограничена обоими инерционными дисками 2 и 3. Радиальная протяженность кольцеобразной полости 9, по меньшей мере, частично заполненной вязкой средой, приблизительно соответствует радиальной протяженности полости 9 на фиг. 1.

Для уплотнения кольцеобразной полости 9 предусмотрено тарельчатопружинное уплотнение 38, которое зажимается непосредственно между вторым инерционным диском 3 и фасонным элементом 11. С помощью тарельчатопружинного уплотнения 38 полость 9 герметизируется относительно радиально расположенного зазора 29, который так же, как и описанное уплотнение в связи с фиг. 1, служит для охлаждения. Радиально дальше наружу, а именно на радиальной высоте осей аккумуляторов энергии 17, предусмотрено другое уплотнение 39. В такой форме выполнения, которая представлена на фиг. 4, уплотнение 39 выполнено в виде резинового или пластмассового кольца. Однако могут применяться также уплотнения в виде мембраны или тарельчато-пружинные уплотнения.

В форме выполнения согласно фиг. 4 для создания потока охлаждающего воздуха, во втором инерционном диске 3 предусмотрены радиальные внутренние проходы 30, располагающиеся рядом с опорой 14, которые могут быть выполнены аналогично проходам 30 на фиг. 1, а также осевые отверстия 23 и выемки 69, которые расположены радиально друг над другом и размещены в корпусе 11. Находящиеся радиально дальше внутрь отверстия 31 располагаются при этом, приблизительно, на такой же радиальной высоте, как и проходы 30, при этом расположенные с верхней стороны выемки 69 радиально смещены относительно проходов 30. Отдельные мероприятия для создания потока охлаждаемого воздуха, описанные в связи с фиг. 1, могут быть применены также в выполнении согласно фиг. 3 и наоборот.

На фиг. 5 обе группы аккумуляторов энергии 17 и 70, расположенные аксиально друг около друга и действующие параллельно, также, как и описанные в связи с фиг. 3, нагружаются таким образом, что они, если смотреть относительно их диаметра или их поперечного сечения, нагружаются соответственно до половины первого инерционного диска 2 и второго инерционного диска 3. Для совместной нагрузки аккумуляторов энергии 17 и 70, чашеобразная зона 16 и чашеобразный корпус 18, а также внешняя зона инерционного диска 3 соответствующим образом удлиняются так, что зоны приложения нагрузки 20 и 21, также удлиняются в аксиальном направлении соответствующим образом.

Чашеобразный корпус 18 согласно фиг. 4 может быть выполнен аналогичным образом, как и представленный на фиг. 5, и соединен с соответствующим образом измененной частью фасонного элемента корпуса 11, изготовленного из листового материала. Зоны приложения нагрузки 20 и 21 выполнены таким образом, что воздействуют на относящиеся к ним аккумуляторы энергии 17 и 70, если смотреть по диаметру или поперечному сечению, по меньшей мере, приблизительно на их половину.

В примере, представленном на фиг. 5, второй инерционный диск 3 для приложения нагрузки к аккумулятору энергии 17 имеет направленный радиально наружу, выполненный за одно целое с инерционным диском 3 радиальный выступ 25. Зоны приложения нагрузки 20 и 21 первого инерционного диска 2 выполнены в виде выступов по обе стороны от радиального выступа. Выступы 20 и 21 выполнены в виде отштампованных карманов, расположенных в чашеобразной зоне 16 фасонного элемента корпуса 11 и в чашеобразном корпусе 18. Что касается остальных признаков, то маховик согласно фиг. 5 выполнен аналогично маховику согласно фиг. 3 или согласно фиг. 1. Маховик согласно фиг.5 отличается от маховика согласно выполнению по фиг. 4 только тем, что пусковой зубчатый венец 57 выполнен составным, в то время как показанный на фиг. 1 приварен к чашеобразному корпусу 18.

На фиг. 7 показан составной маховик 1, имеющий первый инерционный диск 2, прикрепленный к не показанному на чертеже коренному валу двигателя внутреннего сгорания, а также второй инерционный диск 3. На втором инерционном диске 3 закреплена фрикционная муфта 4 с промежуточным диском сцепления 5, с помощью которого может подключаться не показанная на чертеже коробка передач. Инерционные диски 2 и 3 установлены в опоре 14 с возможностью поворота друг относительно друга, которая расположена радиально внутри отверстий 107 для прохождения крепежных винтов 71 для монтажа первого инерционного диска 2 на выходном валу двигателя внутреннего сгорания. Между обоими инерционными дисками 2 и 3 размещено демпфирующее устройство 72, которое имеет аккумуляторы энергии 73 сжатия, которое в кольцеобразной полости 74 образует тороидальную зону 75. Кольцеобразная полость 74 заполнена, по меньшей мере, частично вязкой средой, например, маслом или жиром.

Первый инерционный диск 2 выполнен из листового материала. Корпус 76 диска 2 имеет фланцеобразную зону 77, в основном проходящую радиально, которая несет внутри выполненный за одно целое осевой заплечик 78, окруженный отверстиями 107. Однорядный подшипник качения 106 опоры 14 качения установлен своим внутренним кольцом 79 радиально снаружи на хвостовом участке 80 осевого заплечика 78. Наружное кольцо 81 подшипника качения 14 установлено во втором инерционном диске 3, выполненном в основном в виде плоского дискообразного корпуса. Для этого инерционный диск 3 имеет центральное отверстие, в котором размещается опора 14. Зона 77, проходящая в основном радиально, переходит радиально снаружи в Собразную или чашеобразную зону 82, охватывающую аккумулятор энергии 75, по меньшей мере, частично по его периметру и направляет его или создает для него опору. Радиально снаружи расположенная чашеобразная зона 82 корпуса 76 аксиально смещена относительно расположенных радиально внутрь в направлении к двигателю внутреннего сгорания зон 77. Чашеобразная зона 82 охватывает внешним аксиально проходящим участком аккумуляторы энергии 73, по меньшей мере, частично и ограничивает кольцеобразную полость 74 или ее торообразную зону 75 радиально снаружи. На своем конце в направлении второго инерционного диска 3 или муфты 4 чашеобразная зона 82 несет также частично чашеобразно выполненный корпус 83, выполненный из листового материала и также служит для образования или ограничения кольцеобразной полости. Чашеобразно выполненный корпус 83 частично охватывает периметр аккумулятора энергии 73. В представленном примере выполнения чашеобразная полость 82 и чашеобразно выполненный корпус 83 проходит, по меньшей мере, приблизительно на половину осевой протяженности аккумулятора энергии 73. Корпус 83 сваривается с корпусом 76, выполненным из листового материала и имеет радиально внутрь направленный участок 84. Торообразная зона 75, образованная чашеобразным корпусом 83 и чашеобразной зоной 82, разделена, если смотреть в окружном направлении, на отдельные гнезда, в которых размещаются аккумуляторы энергии 73. Отдельные гнезда, если смотреть в окружном направлении, отделены друг от друга нагружающими зонами для аккумуляторов энергии 73, которые могут быть образованы в виде выштампованных карманов в элементе корпуса 76 из листового материала и чашеобразных корпусах 83. Гнезда для пружин 73 выполнены в виде углублений на элементах 82 и 83. Зоны 85 приложения нагрузок, соединенные со вторым инерционным диском 3, для аккумулятора энергии 73, установлены на крышке 86 муфты.

Зоны приложения нагрузок 85 выполнены в виде радиальных выступов, выполненных за одно целое с крышкой 86 муфты, и радиально входят в кольцевую полость 75, а именно между концами соседних в окружном направлении аккумуляторов энергии 73. Зоны приложения нагрузки 85 или выступы соединены радиально внутри с проходящей в осевом направлении цилиндрической зоной 87 крышки 86. Аксиально проходящая зона 87 крышки своим участком 88 охватывает или окружает второй инерционный диск 3 и посредством выступов 89, выполненных на участке 88, входит в соответствующие углубления инерционного диска 3, жестко соединяется с ней. Для позиционирования второго инерционного диска 3 относительно крышки 86 муфты во время их соединения, крышка 86 имеет осевые выступы 90, на которые может опираться в осевом направлении инерционный диск 3.

Крышка 86 муфты, центрирующаяся по наружному контуру инерционного диска 3, имеет на своем конце, противоположном зонам приложения нагрузки 85, кольцеобразную зону 91, проходящую в основном радиально внутрь, в которой установлена с возможностью поворота, известным самим по себе образом, тарельчатая пружина 92, действующая в качестве двухплечего рычага. Тарельчатая пружина 92 своими расположенными снаружи зонами воздействует на нажимную пластину 93, вследствие чего фрикционные накладки 94 диска сцепления 5 зажимаются аксиально между вторым инерционным диском 3 и нажимной пластиной 93.

Как видно на фиг.6, кольцеобразная полость 74 или ее тороидальная зона 75 расположена преимущественно радиально снаружи внешних контуров второго инерционного диска 3. Благодаря этому, как это можно видеть по чертежу, корпус 76, несущий, служащий для шарнирного крепления первого инерционного диска 2 на выходном валу двигателя внутреннего сгорания и несущий тороидальную зону 75, который граничит с двигателем внутреннего сгорания, и второй инерционный диск 3 могут располагаться непосредственно друг напротив друга радиально внутри кольцеобразной полости 74 на сравнительно большом протяжении с образованием промежуточного пространства или зазора, т.е. непосредственно рядом друг с другом, благодаря чему получается очень компактная в осевом направлении конструкция агрегата, состоящего из маховика 1, муфты 4 и диска сцепления 5. В представленном примере выполнения инерционный диск 3 практически на всем своем радиальном протяжении граничит с корпусом 76 со стороны двигателя.

Кроме всего прочего это обеспечивает герметизацию кольцевой полости 74 уплотнением 95, располагающимся между внутренней зоной радиального участка 84 и поверхностью уплотнения, сформированной по внешнему периметру крышки 86. За счет такого конструктивного выполнения между обоими инерционными дисками 2 и 3 в радиальном направлении не имеется никаких конструктивных элементов.

В зависимости от применения промежуточная полость 96 может иметь, по меньшей мере, на 50% своей протяженности ширину по оси, составляющую от 0,5 до 4 мм. Является целесообразным, если эта промежуточная полость имеет ширину зазора между 1 и 2 мм. Эта промежуточная полость 96 может служить для охлаждения маховика 1, а именно путем продувания через нее потока охлаждающего воздуха. Для создания такой циркуляции охлаждающего воздуха второй инерционный диск 96 имеет внутри поверхности трения 97 осевые выемки 98, которые проходят от обращенной к муфте стороны инерционного диска 3 в направлении радиально проходящей зоны 77 конструктивного элемента корпуса 76, расположенного со стороны двигателя, и входят в промежуточную полость 96, благодаря чему поток воздуха обтекает зону 77 или направляется на нее. Дополнительно или альтернативно к выемкам 98 радиально проходящая зона 77 корпуса 76 может иметь осевые отверстия 99, соединяющие полость 96 со стороной корпуса 76, обращенной к двигателю. Для улучшения охлаждения второй инерционный диск 3 может иметь другие осевые отверстия 100, расположенные снаружи и соединяющиеся с полостью 96 на стороне, противоположной поверхности трения 97, и входящие на стороне инерционного диска 3, обращенной к муфте, радиально снаружи в поверхность трения 97. Отверстия 100 радиально снаружи ограничены аксиальным участком 88 крышки 86, охватываемым инерционным диском 3. Осевые отверстия или выемки 98 - 100, если смотреть в окружном направлении, могут быть выполнены удлиненными. Выемки 98 одновременно служат для приема или прохождения крепежных винтов 71.

Для герметизации кольцеобразной полости 74, частично заполненной вязкой средой, служит уплотнение 101, расположенное радиально внутри, и уплотнение 95, расположенное радиально снаружи. Уплотнение 101 выполнено в виде конструктивного элемента, имеющего форму мембраны или тарельчатоподпружиненного элемента, опирающегося на радиально проходящую зону 77 инерционного диска 2, а именно на зону диаметра, находящегося радиально снаружи среднего диаметра трения поверхности трения 97 инерционного диска 3. Радиально снаружи уплотнение 101 опирается на заплечики 102 крышки 86, с помощью которых оно одновременно центрируется. Подпружиненное в осевом направлении уплотнение 101 располагается на радиальной высоте отверстий 100 инерционного диска 3. В представленном примере выполнения согласно фиг. 6 уплотнение 95 выполнено в виде кольца из резины или пластмассы, установленного в канавке или кольцевом пазу на участке 84. Можно применять также и здесь уплотнение в форме мембраны и тарельчато-подпружиненное уплотнение. За счет выполнения и расположения уплотнений 95, 101 обеспечивается, что полость 96, имеющаяся между обоими дисками 2 и 3, имеет сравнительно большую радиальную протяженность, существенно улучшает охлаждение поверхности трения 97 инерционного диска. Далее, благодаря уплотнению 95, радиально наружные вентиляционные отверстия 100 могут проходить радиально внутри этого уплотнения 95 и аксиально мимо него и заканчиваться на стороне муфты. Крышка 86 муфты имеет в своей аксиально проходящей зоне 87 выемки 103, сообщающиеся с отверстиями 100 для создания потока охлаждающего воздуха. Радиально внутреннее уплотнение 101, предусмотренное в радиально наружной зоне поверхности трения 97, герметизирует полость 96 относительно радиально далее снаружи расположенной кольцевой полости 74.

Чашеобразный корпус 83 имеет пусковой зубчатый венец 104, соединенный с ним сварным швом.

Вместе с муфтовым агрегатом, состоящим из муфты 4 и диска сцепления 5, двухдисковый маховик, показанный на фиг. 7, представляет конструктивный узел А, предварительно монтируемый, который затем перевозится и хранится на складе, и затем устанавливается с помощью соединения винтами на коленчатом валу двигателя внутреннего сгорания особенно простым и рациональным образом. Для сборки конструктивного узла А сначала нужно соединить друг с другом муфту 4 и второй инерционный диск 3, с промежуточной установкой диска сцепления 5. После этого подузел, состоящий из муфты 4 инерционного диска 3 и диска сцепления 5 собирается аксиально с конструктивным элементом 76, после чего на наружные участки корпуса 76 устанавливается чашеобразный корпус 83, размещенный на наружном крае крышки 86 муфты, и они свариваются друг с другом (шов 105). Перед аксиальной сборкой обоих корпусов 76 и 83 в тороидальные зоны 75 вкладываются аккумуляторы 73. Далее перед аксиальной сборкой корпуса 76 со вторым инерционным диском 3, несущем муфту 4 позиционируется или закрепляется на одном из аксиально собираемых конструктивных элементов уплотнение 101, а также подшипник 106. Таким образом, конструктивный элемент А уже имеет встроенную в него опору 14, расположенную на осевом заплечике 78, выполненном на первом инерционном диске. В отверстиях 107 фланцевой зоны 77 кроме того уже предварительно монтируются крепежные винты 71, в частности винты, имеющие многогранное углубление. При этом головки 108 винтов находятся в таком аксиальном положении между фланцем 109 диска сцепления 5 и зоной закрепления 111 первого инерционного диска 2, а резьбовой участок 112 выбирается такой длины, и, как описывается ниже, удерживается таким образом, что они не выступают в осевом направлении за контур первого инерционного диска, т.е. за контур, обращенный к двигателю. Винты находятся в агрегате или равным образом в узле А в зафиксированном положении, т.е. они не могут выпасть из отверстий 107 благодаря наличию, с одной стороны, перекрывающей зоны фланца 109, а с другой стороны, благодаря наличию деформируемых средств. Эти деформируемые средства имеют такие размеры, что при завинчивании винтов нужно преодолеть силу их сопротивления. Такие средства могут быть выполнены в виде прокладок из пластмассы, которые охватывают резьбовой участок 112 винта 71 в осевой зоне отверстия 107. Эта прокладка зажимается между винтовой нарезкой и отверстием 107.

Диск сцепления 110 зажимается между нажимной пластиной 93 и поверхностью трения 97 второго инерционного диска 3 в предварительно отцентрованной относительно коренного вала позиции, а кроме того в такой позиции, чтобы отверстия 113, предусмотренные в диске сцепления, находились в положении, при котором во время монтажа агрегата А на выходном валу двигателя внутреннего сгорания через них могла проходить отвертка. Можно видеть, что отверстия 113 меньше, чем головки 108 винтов 71, благодаря чему обеспечивается надежное удерживание винтов 71 в агрегате А, без опасности потери их.

В тарельчатой пружине 92, в частности в зоне ее язычков, также выполнены отверстия или прорези 114 для прохода отвертки. Прорези 114 могут быть выполнены так, чтобы они образовывали расширения прорезей, имеющихся между язычками 115. Отверстия 114 в тарельчатой пружине 92, отверстия 113 в диске сцепления и выемки 98 в инерционном диске 3 при этом перекрывают друг друга в аксиальном направлении, а именно таким образом, чтобы из-за необходимости осуществляемого в позиционированном положении монтажа блока А на коренном валу при несимметричном расположении отверстий 8, через отверстия 114 в тарельчатых пружинах 92 и 113, в диске сцепления мог свободно проходить инструмент, например, гаечный ключ и вставляться в отверстия на головках 106 винтов 71. Прорези 114 для отвертки точно также выполняются меньше, чем головки 108 винтов 71.

Такой комплектный агрегат А облегчает монтаж маховика, так как при этом отпадают различные рабочие операции, такие как, например, требовавшиеся ранее операции центровки диска сцепления, рабочий процесс установки диска сцепления, насаживание муфты, введение центрирующего дорна, центрирования диска сцепления, введение винтов, а также навинчивание муфты и извлечение центрирующего дорна.

Во всех представленных на чертежах примерах выполнения между винтовыми пружинами и зонами первого инерционного диска, на которые опираются винтовые пружины, предусмотрен элемент, защищающий от износа, частично охватывающий радиально наружные зоны пружин. На фиг.1 этот элемент обозначен позицией 117. Этот элемент, защищающий от износа, может быть выполнен в виде отдельных фасонных элементов, выполненных из листа, имеющих дугообразную форму, вкладываемых в гнезда инерционной массы, соединяемой с двигателем внутреннего сгорания.

Изобретение не ограничивается представленными на чертежах и в описании примерами выполнения, а охватывает варианты, включающие комбинации отдельных признаков или элементов, описанных в связи с различными описанными формами выполнения.

Похожие патенты RU2100672C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА 1991
  • Освальд Фридманн[De]
RU2106549C1
РАЗЪЕМНЫЙ МАХОВИК 1991
  • Йоханн Йекель[De]
RU2095658C1
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ 1994
  • Райк Вольфганг
  • Йэкель Йоханн
RU2201541C2
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 1994
  • Вольфганг Райк
  • Йоханн Йэкель
RU2146781C1
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Райк Вольфганг
  • Йэкель Йоханн
RU2241158C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА 1991
  • Райк Вольфганг
  • Йекель Йоханн
RU2222726C2
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Пауль Маухер
RU2145008C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, АВТОМОБИЛЬ С ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ, СЦЕПНОЙ АГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ), СЦЕПНОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, УЗЕЛ ПРИВОДА 1992
  • Пауль Маухер
RU2128792C1
РАЗЪЁМНЫЙ МАХОВИК И ЗАКРЕПЛЯЕМОЕ НА МАХОВИКЕ ФРИКЦИОННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ 1991
  • Йекель Йоханн
RU2226242C2
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ 1994
  • Вольфганг Райк
RU2140024C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 100 672 C1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА (ВАРИАНТЫ)

Использование: для передачи крутящего момента. Сущность изобретения: устройство содержит два инерционных диска, связанных через опору качения и составляющих маховик. В первом инерционном диске выполнена герметизированная полость для размещения демпфера крутильных колебаний. Первый инерционный диск соединяется с валом двигателя внутреннего сгорания. Второй инерционный диск выполнен с фрикционной поверхностью для соединения посредством фрикционной муфты сцепления с коробкой передач. Внутренняя граница герметизированной полости расположена на среднем диаметре или радиально снаружи фрикционной поверхности от оси маховика. Во втором варианте выполнения торообразный участок и/или уплотнение расположены снаружи окружности, диаметр которой равен наружному диаметру фрикционной поверхности второго инерционного диска. Приведено выполнение вентиляционных отверстий, средств крепления. 2 с. и 51 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 100 672 C1

1. Устройство для передачи крутящего момента, содержащее маховик, состоящий из по меньшей мере двух инерционных дисков, связанных через опору качения, демпфер крутильных колебаний, включающий по меньшей мере один действующий в тангенциальном направлении аккумулятор энергии, размещенный в кольцеобразной по меньшей мере частично герметизированной полости, выполненной в первом инерционном диске, который может быть закреплен на валу двигателя внутреннего сгорания, второй инерционный диск выполнен с фрикционной поверхностью для взаимодействия с фрикционной поверхностью диска сцепления, соединяемого с коробкой передач, отличающееся тем, что внутренняя граница по меньшей мере частично герметизированной полости расположена на среднем диаметре или радиально снаружи фрикционной поверхности от оси маховика. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что инерционные диски расположены в осевом направлении друг относительно друга с образованием промежуточной полости для прохождения охлаждающего воздуха, расположенной между осью вращения и по меньшей мере частично герметизированной полостью. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что первый инерционный диск выполнен с фланцевым участком для соединения с двигателем внутреннего сгорания, а промежуточная полость представляет собой зазор между фланцевым участком и вторым инерционным диском. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что второй инерционный диск установлен концентрично снаружи опоры качения, а его фрикционная поверхность имеется в зоне осевой протяженности опоры качения. 5. Устройство по пп.2 4, отличающееся тем, что во фланцевом участке первого инерционного диска, предпочтительно в зоне промежуточной полости, выполнены осевые сквозные отверстия. 6. Устройство по пп.2 5, отличающееся тем, что во втором инерционном диске выполнены осевые отверстия, сообщающиеся с промежуточной полостью и расположенные внутри окружности, диаметр которой равен внутреннему диаметру его фрикционной поверхности. 7. Устройство по пп.2 6, отличающееся тем, что во втором инерционном диске выполнены со стороны фрикционного диска сцепления осевые отверстия, сообщающиеся с промежуточной полостью, и расположенные снаружи окружности, диаметр которой равен наружному диаметру фрикционной поверхности этого инерционного диска. 8. Устройство по пп.6 и 7, отличающееся тем, что по меньшей мере на одном из обращенных друг к другу инерционных дисков выполнены вентиляционные каналы, которые соединяют радиально в внутренние и радиально наружные отверстия. 9. Устройство по пп.3 8, отличающееся тем, что по меньшей мере частично герметизированная полость ограничена тремя участками первого инерционного диска, а именно: частичной зоной фланцевого участка, сопряженного с ним периферийного участка, и сопряженного с ним радиального участка, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра фрикционной поверхности второго инерционного диска. 10. Устройство по пп.2 9, отличающееся тем, что оно снабжено уплотнением, установленным в промежуточной полости между инерционными дисками. 11. Устройство по пп.1 10, отличающееся тем, что оно снабжено наружным уплотнением, установленным между инерционными дисками, на расстоянии от оси, большем наружного диаметра фрикционной поверхности второго инерционного диска. 12. Устройство по п.11, отличающееся тем, что наружное уплотнение установлено между радиальным участком первого инерционного диска и вторым инерционным диском. 13. Устройство по пп.11 и 12, отличающееся тем, что отверстия второго инерционного диска расположены между наружным диаметром фрикционной поверхности и наружным уплотнением. 14. Устройство по пп. 7 13, отличающееся тем, что отверстия второго инерционного диска на радиальной высоте соединительной зоны второго инерционного диска выступают за кожух фрикционной муфты. 15. Устройство по пп.1 14, отличающееся тем, что оно снабжено фрикционной муфтой, связанной с вторым инерционным диском, которая снабжена нажимной пластиной для осевого поджатия диска сцепления к второму инерционному диску, а в зоне фрикционной поверхности второго инерционного диска и/или нажимной пластины выполнены радиальные каналы. 16. Устройство по п.15, отличающееся тем, что каналы выполнены в окружном направлении с наклоном. 17. Устройство по пп.1 16, отличающееся тем, что оно снабжено связывающими инерционные диски передаточными элементами, закрепленными шарнирно на втором инерционном диске и входящими в герметизированную полость. 18. Устройство по п.17, отличающееся тем, что передаточные элементы выполнены в виде радиально проходящих выступов на кольце, которые размещены в герметизированной полости между аккумуляторами энергии. 19. Устройство по п.17, отличающееся тем, что передаточные элементы выполнены сегментообразной формы. 20. Устройство по пп.10 19, отличающееся тем, что уплотнения выполнены из теплоизоляционного материала. 21. Устройство по пп.1 20, отличающееся тем, что в первом инерционном диске выполнены осевые отверстия для крепления его винтами на двигателе внутреннего сгорания, расположенные по окружности, диаметр которой меньше внутреннего диаметра опоры качения. 22. Устройство по пп.1 20, отличающееся тем, что в первом инерционном диске выполнены осевые отверстия для крепления его винтами на двигателе внутреннего сгорания, расположенные по окружности, диаметр которой больше наружного диаметра опоры качения. 23. Устройство по пп.21 или 22, отличающееся тем, что во втором инерционном диске выполнены осевые отверстия для прохождения отвертки при креплении устройства на двигателе внутреннего сгорания. 24. Устройство для передачи крутящего момента, содержащее маховик, состоящий по меньшей мере из двух инерционных дисков, связанных через опору качения, демпфер крутильных колебаний, включающий по меньшей мере один аккумулятор энергии, в виде пружины и вязкую среду, размещенные в кольцеообразной полости, имеющей торообразную часть, выполненной в первом инерционном диске и по меньшей мере частично герметизированной посредством по меньшей мере одного уплотнения, расположенного между инерционными дисками, второй инерционный диск выполнен с фрикционной поверхностью для взаимодействия с фрикционной поверхностью фрикционного диска сцепления, соединяемого с коробкой передач, отличающееся тем, что торообразный участок и/или уплотнение расположены снаружи окружности, диаметр которой равен наружному диаметру фрикционной поверхности второго инерционного диска. 25. Устройство по п.18, отличающееся тем, что оно снабжено связывающими инерционные диски передаточными элементами, расположенными на одном из инерционных дисков и входящими в торообразную часть герметизированной полости. 26. Устройство по п. 25, отличающееся тем, что передаточные элементы закреплены шарнирно на инерционном диске. 27. Устройство по п.25, отличающееся тем, что инерционные диски установлены с осевым зазором между их участками, расположенными по меньшей мере приблизительно от зоны шарнирного закрепления передаточных элементов в сторону оси вращения. 28. Устройство по п. 25, отличающееся тем, что передаточные элементы закреплены на втором инерционном диске со стороны, противоположной фрикционной поверхности и контактируют с пружинами, а внутренние участки этих элементов расположены на окружности, диаметр которой больше или равен среднему диаметру фрикционной поверхности второго инерционного диска. 29. Устройство по пп.25 28, отличающееся тем, что передаточные элементы выполнены в виде радиальных выступов на кольце, которые размещены в герметизированной полости между пружинами. 30. Устройство по пп.25 28, отличающееся тем, что передаточные элементы выполнены сегментообразной формы. 31. Устройство по п.30, отличающееся тем, что сегментообразные передаточные элементы имеют основание для закрепления на инерционном диске и радиальный выступ для опоры пружины. 32. Устройство по пп.29 31, отличающееся тем, что в каждом передаточном элементе выполнено два отверстия под крепежные элементы, расстояние между которыми в окружном направлении больше, чем расстояние между центром любого отверстия и средним диаметром выступа в радиальном направлении. 33. Устройство по п.32, отличающееся тем, что передаточные элементы со вторым инерционным диском соединены посредством заклепочного соединения. 34. Устройство по п.33, отличающееся тем, что заклепочное соединение выполнено потайным и предпочтительно со стороны, противоположной фрикционной поверхности второго инерционного диска. 35. Устройство по п.32, отличающееся тем, что передаточные элементы с вторым инерционным диском соединены посредством винтов. 36. Устройство по пп. 25 35, отличающееся тем, что оно снабжено установленными между передаточными элементами и вторым инерционным диском прокладками, выполненными из материала с теплопроводностью отличной от теплопроводности материала диска и передаточных элементов. 37. Устройство по пп.14 36, отличающееся тем, что кольцеобразная полость герметизирована посредством внутреннего и наружного уплотнений, расположенных в радиальном направлении по обе стороны от зон крепления передаточных элементов на втором инерционном диске. 38. Устройство по п.37, отличающееся тем, что уплотнения закреплены заклепками. 39. Устройство по пп.37 и 38, отличающееся тем, что по меньшей мере одно уплотнение размещено между передаточными элементами и вторым инерционным диском. 40. Устройство по пп.37 39, отличающееся тем, что передаточные элементы и по меньшей мере одно из уплотнений закреплены на второй инерционном диске общем крепежным элементом. 41. Устройство по пп.37 40, отличающееся тем, что наружное и внутреннее уплотнения выполнены за одно целое. 42. Устройство по пп.27 41, отличающееся тем, что уплотнения выполнены из теплоизоляционного материала. 43. Устройство по п.42, отличающееся тем, что оно снабжено зубчатым венцом, выполненным за одно целое с периферийным участком первого инерционного диска. 44. Устройство по п.43 отличающееся тем, что периферийный участок выполнен, в основном, цилиндрическим и расположен аксиально, преимущественно с охватом пружины. 45. Устройство по п.25, отличающееся тем, что передаточные элементы выполнены за одно целое с одним из инерционных дисков. 46. Устройство по п.45, отличающееся тем, что передаточные элементы выполнены в виде отлитых на одном из инерционных дисков выступов, расположенных между смежными пружинами. 47. Устройство по п.46, отличающееся тем, что на первом инерционном диске выполнены опорные элементы для взаимодействия с пружинами, а выступы на втором инерционном диске расположены ближе к оси вращения, чем опорные элементы. 48. Устройство по пп.45 47, отличающееся тем, что на одном из инерционных дисков в его периферийной зоне выполнены сегментообразные впадины, расположенные по окружности между передаточными элементами. 49. Устройство по п.48, отличающееся тем, что опорные элементы первого инерционного диска и передаточные элементы второго инерционного диска расположены с охватом по меньшей мере половины поперечного сечения пружин. 50. Устройство по п.46, отличающееся тем, что высота выступов на втором инерционном диске в радиальном направлении приблизительно равна диаметру пружин, а опорные элементы на первом инерционном диске расположены по обе стороны от выступов. 51. Устройство по пп.25 50, отличающееся тем, что в первом инерционном диске выполнены осевые отверстия для крепления его винтами на двигателе внутреннего сгорания, расположенными по окружности, диаметр которой меньше внутреннего диаметра опоры качения. 52. Устройство по пп.25 50, отличающееся тем, что в первом инерционном диске выполнены осевые отверстия для крепления его винтами на двигателе внутреннего сгорания, расположенными по окружности, диаметр которой больше наружного диаметра опоры качения. 53. Устройство по п.51 или 52, отличающееся тем, что во втором инерционном диске выполнены осевые отверстия под отвертку при креплении устройства на выходном валу двигателя внутреннего сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2100672C1

DE, выложенная заявка, 3721705, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 100 672 C1

Авторы

Освальд Фридманн[De]

Даты

1997-12-27Публикация

1991-05-30Подача