АНТИФРИЗ Российский патент 1998 года по МПК C09K5/00 

Описание патента на изобретение RU2105024C1

Изобретение относится к химической технологии и может быть применено в производстве низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов), предназначенных для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также используемых в качестве рабочих жидкостей в теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах.

Известен антифриз для охлаждения двигателей внутреннего сгорания на основе азеотропной фракции этиленгликоль-этилкарбитол, содержащий, мас.%: азеотропная фракция 60,0-90,0; тетраборат натрия 1,0-1,5; силикат натрия 0,001-0,0005; вода остальное.

Состав азеотропной фракции, мас.%: этилкарбитол 50,0-85,0; этиленгликоль 50,0-15,0 [1].

Недостатком известного антифриза является нестабильность состава и выпадение осадка в заявленном интервале концентраций присадок, высокое пенообразование, кроме того, не обеспечивается стабильная защита от коррозии припоя, алюминия, стали и чугуна.

Известна также охлаждающая жидкость, содержащая, мас.%: гексаметафосфат щелочного металла 0,05-1,0; нитрит щелочного металла 0,08-0,10; тетраборат натрия 0,35-0,45; соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,005-0,01; гидроксид щелочного металла 0,075-0,085; декстрин 0,04-0,05; кремнийорганический пеногаситель 0,010-0,012; краситель 0,001-0,0012; этиленгликоль 40,0-48,0; вода остальное и другие добавки (SU, патент N 1838362, кл. С 09 К 5/00, 1993).

Данная охлаждающая жидкость имеет следующие недостатки: ее состав не является экологически безвредным из-за наличия в нем весьма токсичного компонента - нитрита натрия; состав не имеет достаточной стабильности из-за присутствия декстрина, который выпадает в осадок при хранении антифриза более 1 года.

Наиболее близким по технической сущности и получаемому результату является антифриз, содержащий, мас.%: силикат щелочного металла 0,1; фосфат щелочного металла 1,6-2,2; тетраборат натрия 0,15-0,5; нитрат натрия 0,1-0,4; Na-меркаптобензтиазол 0,15-0,5; гидроксид щелочного металла 0,13; вода 0,12-0,13; пеногаситель, краситель (при необходимости; этиленгликоль остальное [2].

Данный антифриз обладает недостаточной эффективностью из-за следующих недостатков. При выкипании воды (при полном испарении) в данном антифризе, имеющем основу в виде этиленгликоля, повышается температура замерзания состава до температуры замерзания самого этиленгликоля до -13oС, что в зимних условиях делает антифриз неработоспособным; из-за наличия в его составе нитрата натрия он оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека вследствие своей токсичности; кроме того, присутствие нитрата натрия в составе данного антифриза не позволяет использовать его совместно с другими антифризами в системах охлаждения автомобилей, содержащими, в частности, амины, так как при смешении нитрата натрия с аминами образуются высокотоксичные соединения - N-нитрозамины, обладающие канцерогенными свойствами.

Изобретение решает задачу экологического и эффективного охлаждения систем двигателей внутреннего сгорания и других систем.

Целью изобретения является снижение токсичности антифриза, повышение его стабильности, обеспечение высокой коррозионной стойкости по отношению к алюминию, чугуну, стали, меди, латуни и припою, снижение пенообразования, обеспечение совместимости с другими антифризами на основе гликолей и улучшение экологических и эксплуатационных свойств.

Поставленная цель достигается тем, что антифриз на основе этиленгликоля, содержащий тетраборат натрия, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола, силикат щелочного металла, гидроксид щелочного металла, фосфат щелочного металла, этиленгликоль, кремнийорганический пеногаситель, воду и краситель, дополнительно содержит этилкарбитол при следующем соотношении компонентов, мас. %: этилкарбитол 10,0-45,0; этиленгликоль 15,0-64,0; тетраборат натрия 0,3-1,8; фосфат щелочного металла 0,2-1,2; соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,005-0,02; силикат щелочного металла 0,005-0,5; гидроксид щелочного металла 0,08-0,25; пеногаситель кремнийорганический 0,0005-0,015; краситель 0,001-0,002; вода остальное.

Применение при производстве антифриза этилкарбитола приводит к улучшению эксплуатационных свойств. Этилкарбитол имеет низкую температуру застывания и добавление его к этиленгликолю приводит к снижению температуры замерзания смеси на основе этиленгликоль-этилкарбитол.

При выкипании воды в антифризе он остается работоспособным до температуры -47oС при определенном содержании этилкарбитола. Кроме того, его вязкость значительно ниже, а температура кипения выше, чем у этиленгликоля, что является положительным фактором смеси. Низкая кислотность этилкарбитола приводит к снижению коррозионной активности антифриза при добавлении этилкарбитола и позволяет обеспечить стабильный резерв его щелочности.

Жидкость предлагаемого состава готовят следующим образом. В нагретую до 35-80oС смесь воды с этиленгликолем в определенной последовательности загружают при перемешивании до полного растворения антикоррозионные и антипенную присадки: тетраборат натрия, предварительно приготовленные щелочные растворы соли 2-меркаптобензтиазола, силиката щелочного металла, фосфат щелочного металла. В полученный раствор антифриза вводят кремнийорганический пеногаситель, растворенный в бутиловом спирте, и водный раствор красителя. Все перемешивается до получения однородной жидкости и затем фильтруется.

Далее изобретение поясняется таблицами. В табл. 1 представлены сравнительные температуры замерзания (кристаллизации) этиленгликоля, этилкарбитола и их смесей, из которых явствует, что температура замерзания зависит от концентрации (содержания) этилкарбитола.

Для экспериментальной проверки предлагаемого состава были приготовлены смеси различного состава (см. табл.2). В качестве фосфатов щелочных металлов могут быть использованы фосфаты щелочных металлов по ГОСТ 245-66, ГОСТ 9337-70. Образцы антифризов, представленных в табл.2, подвергались коррозионным испытаниям по методике ГОСТ 28084 (ASTM D 1384) в течение 336 ч при 88±2oС с аэрацией воздухом.

Результаты коррозионных испытаний представлены в табл.3.

В составах, указанных в примерах 1-8, кроме величины коррозии металлов (табл. 3), были также определены величины рН, щелочности, температуры начала кристаллизации, пенообразование, стабильность состава и набухание резин. Измерения указанных показателей были выполнены по методикам ГОСТ 28084. Результаты испытаний представлены в табл. 4. По всем физикохимическим и эксплуатационным характеристикам заявляемый состав антифриза удовлетворяет требованиям ГОСТ 24084 "Жидкости охлаждающие низкозамерзающие".

Как видно из табл. 2 и 3, составы антифризов 1-8 обладают высокими антикоррозионными свойствами и соответствуют требованиям ГОСТ 28084, в том числе и по показателю набухания резин, и существенно превосходят по показателю коррозионное воздействие на металлы - припой, сталь, чугун и алюминий в известном составе.

Изменение компонентного состава, выходящего за рамки предлагаемого, приводит к повышению коррозионного воздействия на металлы, ухудшению показателя по температуре кристаллизации, уменьшению резерва щелочности, появлению нестабильности жидкости с выпадением осадка.

Примеры 4,5. Состав с суммарным содержанием этиленгликоля и этилкарбитола 34-35 мас.% имеет температуру начала кристаллизации (-22)-(-23)oС. Антифриз с температурой начала кристаллизации (-22)-(-23)oС пригоден к эксплуатации в южных регионах нашей страны.

Дальнейшее повышение температуры начала кристаллизации путем уменьшения содержания этиленгликоля и этилкарбитола нецелесообразно, так как это при ведет к ухудшению эксплуатационных свойств и непригодности антифриза к эксплуатации.

Рабочей температурой для районов Крайнего Севера, установленной ГОСТом 28084 для охлаждающих жидкостей марок "ОЖ-65", является температура не выше минус 65oС. Примерами 1,3 и 8 показано, что такая температура обеспечивается суммарным содержанием этиленгликоля и этилкарбитола 63,0-64,0 мас.%.

В примере 7 показана возможность получения антифриза с температурой начала кристаллизации (-75)-(-76)oС. Эта особенность предлагаемой системы этиленгликоль-этилкарбитол позволяет при одинаковых условиях эксплуатации (при очень низкой температуре атмосферного воздуха, например при -50oС) иметь больший запас вязкости антифриза в сравнении с антифризами, имеющими температуру начала кристаллизации -65oС (такую температуру кристаллизации дают антифризы с основой в виде этиленгликоля).

В примере 3 показано, что нижним пределом, обеспечивающим показатель щелочности не менее 10, является содержание тетрабората натрия 0,3 мас.% и 0,2 мас. % фосфата щелочного металла при содержании гидроксида щелочного металла 0,25 мас.%.

Примерами 6 и 7 показано, что при содержании тетрабората натрия 1,8 мас. %, а фосфата щелочного металла 1,2 мас.% и гидроксида щелочного металла в пределах 0,1-0,25 мас.% составы являются устойчивыми и работоспособными.

Повышение тетрабората натрия, фосфата щелочного металла и гидроксида щелочного металла выше предложенног экономически нецелесообразно.

В примерах 1-8 показано, что в комплексе с другими присадками содержание соли щелочного металла 2-меркаптобензтиазола в пределах 0,005-0,02 мас.% и силиката щелочного металла в пределах 0,005-0,5 мас.% обеспечивает хорошую защиту цветных металлов (меди, латуни, алюминия, припоя), а также стали и чугуна от коррозии.

В примерах 1-8 показано, что в заявленном интервале концентраций кремнийорганического пеногасителя 0,0005-0,015 мас.% обеспечивается низкое пенообразование при барботировании воздухом.

Применение в предложенном составе антифриза наряду с известными и найденными соотношениями всех компонентов обеспечивает такие свойства, которые проявляются только в указанном техническом решении, а именно: высокую коррозионную стабильность композиции относительно конструкционных материалов: медь, латунь, припой, сталь, чугун, алюминий; низкое пенообразование при барботировании воздухом при эксплуатации; стабильность состава, отсутствие осадка; снижение токсичности; совместимость со стандартными резинотехническими изделиями в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания и другими антифризами; улучшение экологических свойств антифриза.

Таким образом, предлагаемый состав антифриза обеспечивает повышение стабильности, коррозионной стойкости по отношению к алюминию, чугуну, стали, меди, припою, снижение пенообразования, совместимость с другими антифризами на основе гликолей, снижение токсичности.

Похожие патенты RU2105024C1

название год авторы номер документа
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ 2001
  • Тарасов В.Н.
  • Кротова С.М.
  • Лебедев В.С.
RU2213119C2
АНТИФРИЗ 1993
  • Чижов Е.Б.
  • Есенин В.Н.
  • Белокурова И.Н.
  • Дорфман В.П.
  • Солдатов В.А.
  • Чернов Ю.А.
  • Бурцев А.М.
  • Амосов С.В.
RU2046815C1
АНТИФРИЗ 1992
  • Чижов Е.Б.
  • Есенин В.Н.
  • Ашихмин Г.П.
  • Шамсутдинов В.Г.
  • Галиев Р.Г.
  • Ворожейкин А.П.
  • Зайончковский С.И.
  • Степанов С.С.
  • Агаев Г.Г.
  • Юдельсон Я.Д.
RU2050397C1
АНТИФРИЗ 1992
  • Белокурова И.Н.
  • Чижов Е.Б.
  • Есенин В.Н.
  • Ашихмин Г.П.
  • Шамсутдинов В.Г.
  • Зайончковский С.И.
  • Степанов С.С.
  • Агаев Г.Г.
RU2050396C1
АНТИФРИЗ 1995
  • Есенин В.Н.
  • Чижов Е.Б.
  • Белокурова И.Н.
RU2103310C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОНЦЕНТРАТА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 2005
RU2287006C1
АНТИФРИЗ 1997
  • Белокурова И.Н.
  • Садовникова И.Г.
  • Постников Ю.Ю.
  • Масютенко Г.Г.
RU2117024C1
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости с увеличенным сроком службы 2019
  • Вишнякова Елена Евгеньевна
RU2748914C2
Рецептура охлаждающей жидкости 2019
  • Вишнякова Елена Евгеньевна
RU2751880C2
ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ ДЛЯ АНТИФРИЗОВ 1997
  • Белокурова И.Н.
  • Садовникова И.Г.
RU2125074C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 105 024 C1

Реферат патента 1998 года АНТИФРИЗ

Изобретение относится к химической технологии и может быть применено в производстве низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов), предназначенных для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также используемых в качестве рабочих жидкостей в теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах. Предлагаемый состав антифриза включает, мас. %: этилкарбитол 10,0-45,0; этиленгликоль 15,0-64,0; тетраборат натрия 0,3-1,8; фосфат щелочного металла 0,2-1,2; соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазол 0,005-0,02; силикат щелочного металла 0,005-0,5; гидроксид щелочного металла 0,08-0,25; пеногаситель кремнийорганический 0,0005-0,015; краситель 0,001-0,002; вода остальное. Предлагаемый интервал концентраций компонентов состава антифриза обеспечивает возможность экономического и эффективного охлаждения двигателей внутреннего сгорания и других систем. 4 табл.

Формула изобретения RU 2 105 024 C1

Антифриз для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания и теплообменных аппаратов, работающих при низких и умеренных температурах, на основе этиленгликоля, содержащий тетраборат натрия, фосфат щелочного металла, щелочную соль меркаптобензтиазола, силикат щелочного металла, гидроксид щелочного металла, пеногаситель, краситель и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит этилкарбитол при следующем соотношении компонентов, мас.

Этилкарбитол 10,0 45,0
Этиленгликоль 15,0 64,0
Тетраборат натрия 10-водный 0,3 1,8
Фосфат щелочного металла 0,2 1,2
Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,005 0,02
Силикат щелочного металла 0,005 0,5
Гидроксид щелочного металла 0,08 0,25
Пеногаситель кремнийорганический 0,0005 0,015
Краситель 0,001 0,002
Вода Остальноем

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2105024C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
RU, 1658205, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
US, 4455248, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
RU, 2050397, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

RU 2 105 024 C1

Авторы

Борисов А.В.

Попандопуло И.В.

Матросова Г.И.

Тимашев А.П.

Рудаков В.А.

Мизельков А.М.

Парфенов В.Н.

Парфенов А.Н.

Соколов В.С.

Куликов Г.Н.

Курбатов В.А.

Заяц В.И.

Товкало Л.Г.

Упадышев Ю.В.

Даты

1998-02-20Публикация

1997-07-30Подача