СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОСАДОЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВАЛОВ ПОД ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1998 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение RU2105650C1

Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано. Актуальность проблемы заключается в том, что в процессе работы соприкасающиеся и взаимно перемещающиеся элементы деталей машин подвергаются износу. Самыми распространенными элементами, подвергающимися износу, являются поверхности шеек валов и поверхности подшипников трения скольжения. Как правило, даже небольшой износ приводит к увеличению зазора, который начинается с некоторого значения настолько изменяет динамику работы сопряжения, что дальнейшая работа делается невозможной, так как приводит к аварии, но размеры детали, входящей в сопряжение, изменяются незначительно. Поэтому для продолжения работы объекта достаточно восстановить работоспособность сопряжения, что по стоимости значительно дешевле, чем осуществить замену детали.

Известен способ нанесения на изношенную деталь материала, подводимого в виде металлического прутка, ленты или заключенного в металлическую оболочку порошка путем их расплавления электрическим током или в пламени газовой горелки в присутствии разноцветных присадок [1]
Способ имеет следующие недостатки: наличие открытого пламени и излишне высоких температур, вызывающих значительный расход энергии, что отрицательно влияет на структуру материала ввиду возможности насыщения новообразованиями и газовыми включениями наносимого слоя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу относится способ восстановления изношенных посадочных поверхностей валов под подшипники скольжения, включающий подготовку поверхности к обработке, наплавку компенсационного связующего материала на изношенную поверхность с последующей термической обработкой [2]
Однако ввиду неизвестности параметров ведения способа невозможно достичь необходимого эффекта при восстановлении прочности изношенной поверхности стальной детали.

Задача изобретения повышение качества обработки за счет исключения проникновения в наплавляемый слой газов, а также снижение затрат, идущих на восстановление изношенных деталей.

Это достигается тем, что в предлагаемом способе после нанесения на изношенную поверхность компенсационного связующего материала восстанавливаемое изделие нагревают в индукторе токами высокой частоты до температуры, превышающей на 50-100oC температуру фазового превращения AC3, при которой происходит расплавление связующего материала и его наплавка на изношенную поверхность, затем осуществляют обжим наплавленного материала совместно с материалом восстанавливаемого вала и охлаждение наплавленной поверхности со скоростью закалки, причем в качестве связующего материала используют материал с температурой плавления, не превышающей температуру закалки материала восстанавливаемого вала. Кроме того, в качестве связующего материала используют пасту из наплавляемого материала. Выбор температуры нагрева T AC3 + (50 100oC) произведен для получения при закалке оптимальных закалочных структур, высокой твердости и износостойкости. Принятое повышение температуры по сравнению с печным нагревом обусловлено особенностью ускоренного нагрева токами высокой частоты.

Температура закалки основного изделия, как правило конструктивной стали, ниже легированных сталей на 50-200oC, поэтому, произведя нагрев под закалку за счет подвода электромагнитной энергии по периметру, обеспечивают нагрев основного металла до более низких температур, что достигается покрытием восстанавливаемой поверхности связующим материалом (например, паста с легирующими и связующими добавками). При этом температура на упрочняемой поверхности должна не менее чем на 50oC превышать температуру плавления связующего материала, так как в этих условиях обеспечивается требуемое качество. Использование в качестве связующего материала пластичных припоев обеспечивает релаксацию напряжений в переходной зоне и достаточную прочность изделия в целом. При выдерживании указанных режимов нагрева обеспечивается высокая прочность соединения без снижения прочности основного материала.

Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает повышение качества обработки, а также снижение затрат ввиду того, что восстановление детали обходится значительно дешевле, чем приобретение новой.

В предлагаемом способе после нанесения на изношенную поверхность компенсационного связующего материала восстанавливаемое изделие нагревают в индукторе высокой частоты до температуры, превышающей на 50-100oC температуру фазового превращения AC3, при которой происходит расплавление связующего материала и его наплавка на изношенную поверхность, затем осуществляют обжим наплавленного материала совместно с материалом восстанавливаемого вала и охлаждение наплавленной поверхности со скоростью закалки, причем в качестве связующего материала используют материал с температурой плавления, не превышающей температуру закалки материала восстанавливаемого вала. Кроме того, в качестве связующего материала используют пасту из наполняемого материала.

Пример. Первоначально наносили на изношенную поверхность вала компенсационный связующий материал (например, пасту из наплавляемого материала). Затем, изношенный вал с нанесенным на нем связующим материалом помещали в индуктор токов высокой частоты и нагревали его до температуры, превышающей на 50-100oC температуру фазового превращения AC3, при которой происходит расплавление связующего материала (пасты из наплавляемого материала) и его наплавка на изношенную поверхность.

Материал, из которого изготовлен вал под подшипники скольжения, сталь марки Л-53 (ТУ М-2-788-88). Режим термической обработки указанной стали на твердость HPC3 64 55, закалка происходит от температуры 980oC до температуры 1000oC, отпуск происходит при температуре 250-300oC. Температура нагрева под закалку стали марки Л 53 была выдержана в пределах от 800oC до 820oC. Вал располагался симметрично относительно редуктора с зазором от 2 до 4 мм, что обеспечивало ускоренный нагрев до температуры 980oC.

В дальнейшем производилось обжатие давлением 0,5 кгс/см2наплавленного материала совместно с наплавленной поверхностью в специально изготовленной форме, внутренний размер которой соответствует размеру диаметра восстанавливаемого изношенного вала. Далее осуществляли охлаждение наплавленной поверхности 200-300 с/с со скоростью, обеспечивающей получение закалочных структур. Затем охлаждаемую деталь (вал) расфиксировали, подвергли отпуску при температуре 250-300oC, что приводило к снятию внутренних напряжений детали (вала), не нарушая целостности соединения, и обеспечивало оптимальные показатели износостойкости термообработанного материала.

При этом исключался рост зерна основного металла, так как отсутствовал их перегрев и до минимума уменьшались напряжения в переходной зоне, снижающие прочность изделия.

Похожие патенты RU2105650C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЛЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 1996
  • Косков В.Д.
  • Шкрабак В.С.
  • Юрков М.М.
  • Полишко Г.Ю.
  • Шкрабак В.В.
RU2121913C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА МАШИНАХ 1997
  • Шкрабак В.С.
  • Шкрабак Р.В.
  • Улитовский Б.А.
  • Улитовский С.Б.
  • Шкрабак В.В.
RU2132157C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА 1997
  • Шкрабак В.С.
  • Шкрабак Р.В.
  • Улитовский Б.А.
  • Улитовский С.Б.
RU2131701C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Шкрабак В.С.
  • Улитовский Б.А.
  • Зуев А.А.
  • Шкрабак В.В.
  • Шкрабак Р.В.
RU2162156C1
СПОСОБ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 2000
  • Шкрабак В.С.
  • Шкрабак В.В.
  • Шкрабак Р.В.
  • Улитовский Б.А.
  • Кущеев И.Е.
  • Фомин В.А.
RU2203831C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Шкрабак В.С.
  • Улитовский Б.А.
  • Зуев А.А.
  • Шкрабак В.В.
  • Шкрабак Р.В.
RU2169276C2
УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ВЕРХНЕГО ПОРШНЕВОГО КОМПРЕССИОННОГО КОЛЬЦА И ПОРШНЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ИЛИ КОМПРЕССОРА) 1994
  • Шкрабак В.С.
  • Зуев А.А.
  • Улитовский Б.А.
RU2094638C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ НА ЖИВОТНОМ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО НА НЕГО АВТОМАТИЧЕСКОГО АГРЕГАТА ВЫБРАСЫВАЕМОГО (ВЫСТРЕЛИВАЕМОГО) С РАССТОЯНИЯ 1992
  • Шкрабак В.С.
  • Улитовский Б.А.
  • Шкрабак В.В.
  • Улитовский С.Б.
  • Шкрабак Р.В.
  • Фомин П.В.
  • Туников Г.М.
RU2090214C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ СТРЕЛЬЧАТЫХ ЛАП ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИХ МАШИН 2020
  • Шахов Владимир Александрович
  • Учкин Павел Григорьевич
  • Аристанов Максим Галимжанович
  • Асманкин Евгений Михайлович
  • Ушаков Юрий Андреевич
  • Рахимжанова Ильмира Агзамовна
RU2738126C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМОГО ОТДЫХА 2002
  • Шкрабак В.С.
  • Улитовский Б.А.
  • Шкрабак В.В.
  • Шкрабак Р.В.
  • Фомин П.В.
RU2239350C2

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОСАДОЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВАЛОВ ПОД ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ

Использование: технология ремонта и восстановления трущихся поверхностей деталей машины, в частности, в сельскохозяйственном производстве. Сущность изобретения: способ предусматривает подготовку поверхности вала к обработке, наплавку компенсационного связующего материала и последующую термическую обработку. После нанесения компенсационного материала восстанавливаемый вал нагревают токами высокой частоты до температуры, превышающей на 50 - 100oС температуру фазового превращения АС3 и осуществляют обжим наплавленного материала совместно с обжимом восстанавливаемого вала. После обжима осуществляют охлаждение наплавленной поверхности со скоростью закалки. В качестве связующего материала используют материал с температурой плавления, не превышающей температуру закалки материала восстанавливаемого вала. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 105 650 C1

1. Способ восстановления изношенных посадочных поверхностей валов под подшипники скольжения, включающий подготовку поверхности к обработке, наплавку компенсационного связующего материала на изношенную поверхность вала и последующую термическую обработку, отличающийся тем, что после нанесения на изношенную поверхность компенсационного связующего материала восстанавливаемый вал нагревают в индукторе токами высокой частоты до температуры, превышающей на 50 100oС температуру фазового превращения АС3, при которой происходит расплавление связующего материала и его наплавка на изношенную поверхность, затем осуществляют обжим наплавленного материала совместно с материалом восстанавливаемого вала и охлаждение наплавленной поверхности со скоростью закалки, причем в качестве связующего материала используют материал с температурой плавления, не превышающей температуру закалки материала восстанавливаемого вала. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве связующего материала используют пасту из наплавляемого материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2105650C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Ожегов Н.М
Методы и средства повышения эффективности восстановления деталей сельскохозяйственной техники на основе плазменно-дуговых процессов
Диссертация на соискание ученой степени д.т.н
С-Петербург, ГАУ, 1994
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Разыграев А.М
Ремонт строительных машин и оборудования
М.: Госстройиздат, 1961, с
Гидравлическая или пневматическая передача 0
  • Жнуркин И.А.
SU208A1

RU 2 105 650 C1

Авторы

Улитовский Б.А.

Шкрабак В.С.

Улитовский С.Б.

Шкрабак Р.В.

Полишко Г.Ю.

Даты

1998-02-27Публикация

1995-10-17Подача